Итоги работы Управления в 2018 году в контексте 15-летия ФАС России и внедрение антимонопольного комплаенса обсудили на заседании Общественно-консультативного совета

Вопросы организации внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в регионе и итоги работы территориального управления в 2018 году собрали членов ОКС на площадке антимонопольного органа.

На повестку была вынесен главный вопрос «О реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12. 2017 г.   N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и распоряжения Правительства РФ от 18.10.2018 №2258-р: «Система антимонопольного комплаенса, как инструмент повышения конкурентоспособности и развития Нижегородской области».

Создание института антимонопольного комплаенса - внутренней системы предупреждения нарушений антимонопольного законодательства - важный элемент государственной политики, рассказала Надежда Башева, заместитель руководителя Нижегородского УФАС. Соответствующие изменения планируется внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, чтобы стимулировать внедрение комплаенс-систем. Это касается как хозяйствующих субъектов, так и органов государственной и муниципальной власти и управления.

- Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации предусмотрены ключевые показатели развития конкуренции в каждом регионе. Основным из них является уменьшение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти к 2020 году в 2 раза по сравнению с 2017 годом. Для достижения этой цели всем субъектам Российской Федерации предписано принять до 1 марта 2019 года меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Аналогичные рекомендации даны органам местного самоуправления, - подчеркнула Надежда Башева. - Одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков является разработка и внедрение антимонопольного комплаенса — системы внутрикорпоративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Целью внедрения для компаний является снижение вероятности антимонопольного нарушения посредством снижения риска произвола исполнителя и, как следствие, риска применения антимонопольных санкций к юридическому лицу.

Комплаенс представляет собой, как правило, корпоративную программу по соблюдению антимонопольного законодательства и может включать публичную или непубличную политику по соблюдению требований антимонопольного законодательства, продолжила тему Алевтина Еремина, заместитель министра экономического развития и инвестиций, начальник управления стратегического планирования и территориального развития Нижегородской области. Торгово-сбытовая политика компании должна предусматривать недискриминационные условия и критерии отбора контрагентов для заключения договоров, программы и планы-графики по антимонопольному тренингу сотрудников и процедуры аудита соблюдения комплаенса.

Внедрение антимонопольного комплаенса должно благоприятно отразиться на ведении вашей предпринимательской деятельности, и по сути сможет стать «подушкой безопасности».

На рассмотрение членам Обществено-консультативного совета были представлены на конкретные меры, предпринимаемые антимонопольным органом по внедрению института антимонопольного комплаенса внутри самого органа.

Участники обсуждения проанализировали  наиболее важные вопросы, возникающие в процессе внедрения антимонопольного комплаенса, а также рассмотрены карта комлаенс-рисков и дорожная карта по снижению комплаенс-рисков на 2019 год.

Вторым вопросом, который обсудила экспертная группа Общественно-консультативного совета, стали итоги работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегороджской области в  2018 году в контексте 15-летия ФАС России.

15 лет работы ФАС – это время подведения некоторых итогов. В 2004-2019 гг. в Российской Федерации были созданы и развиты законодательные основы защиты конкуренции:

- Антимонопольное законодательство;

- Законодательство о государственных закупках;

- Законодательство о государственном оборонном заказе;

- Законодательство о рекламе;

- Законодательство о торговле;

- Тарифное законодательство;

- Законодательство об иностранных инвестициях в стратегические отрасли и т.д.

Приняты 4 антимонопольных пакета законов, а также сотни нормативно-правовых актов Правительства России, связанных с защитой и развитием конкуренции.

Сложилась судебная практика. Проведен анализ и обобщение Постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда и Обзорами Верховного суда России, решениями Конституционного суда России.

ФАС уже много лет входит в 20-ку лучших правоприменителей мира по версии Global Competition Review из 140 стран мира.

Цифровая экономика диктует новые правила игры на рынках, и уже подготовлен пятый антимонопольный цифровой пакет законов.

С принятием Указа Президента России №618, утвердившего Национальный план развития экономики, наступил новый этап антимонопольного регулирования в стране –от защиты конкуренции к ее активному развитию вместе с отраслевыми органами власти и регионами.

Третьим вопросом, значившимся в повестке, стало "Разное".

В частности, в целях исполнения пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» 18 февраля 2019 года руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаил Теодорович подписал приказ о создании Общественного совета при Нижегородском УФАС России.

Конкурсные процедуры по формированию состава из 14 человек будут начаты после принятия Общественной палатой Нижегородской области решения об объявлении конкурса.

По итогам заседания членам совета предложено направить в  Нижегородское УФАС России свои замечания и предложения.