УФАС признало ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» и ГКУ НО «Центр размещения заказа Нижегородской области» нарушившими требования законодательства РФ о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО «ТД «Просвещение-Регион» на действия ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» и ГКУ НО «Центр размещения заказа Нижегородской области» при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: «Шифр: 52-2022-нр5169 Поставка цифровых лабораторий по биологии, химии, физике (ученических) для создания и обеспечения центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Нижегородской области в 2022г.»

Начальная (максимальная) цена контракта – 79 073 400,00 рублей.

По мнению заявителя, положения извещения о проведении электронного аукциона не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.

Проанализировав описание объекта закупки, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком, кроме прочего, производится закупка программного обеспечения.

Таким образом у заказчика и уполномоченного учреждения имелась обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 1236. Вместе с тем, информация об установлении названного запрета в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует.

Изложенное свидетельствует о нарушении уполномоченным учреждением требований частей 1, 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России описание объекта закупки в рассматриваемой части не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и может привести к ограничению количества потенциальных участников электронного аукциона.

Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссия Нижегородского УФАС России признала жалобу жалобу ООО «ТД «Просвещение-Регион» на действия ГБОУ ДПО «НИРО» и ГКУ НО «Центр размещения заказа Нижегородской области» при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: «Шифр: 52-2022-нр5169 Поставка цифровых лабораторий по биологии, химии, физике (ученических) для создания и обеспечения центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Нижегородской области в 2022г.», обоснованной в части нарушения требований частей 1, 3 статьи 14, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчику, аукционной комиссии, уполномоченному учреждению и оператору электронной площадки выдано предписание об устранении допущенных нарушений.