Кассация поддержала Решение УФАС о нарушении Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования РФ требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В 2021 году НРО ФСС РФ разместило извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей.

При формировании требований к подтверждению опыта участника закупки указаны, в том числе копии государственных контрактов на оказание услуг сопоставимого характера (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, опубликованных на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru и содержащих сведения о стоимости выполняемых работ.

В связи с тем, что установленное требование не соответствует требованиям части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях Фонда нарушения Закона о контрактной системе.

Не согласившись с вынесенным решением, Фонд обратился в Арбитражный суд.

По мнению Заказчика, право ограничивать круг участников конкурса по названному критерию обусловлено спецификой закупки и социальной значимостью выполнения работ по изготовлению протезов, в целях выявления наиболее квалифицированного участника закупки.

Между тем, согласно Правилам 1085 опыт выполнения работ участниками закупки определяется исключительно фактом выполнения работ, связанных с предметом контракта, сопоставимого характера и объема. При этом ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются – в частных или в публичных.

Следовательно, установление в качестве квалификационного критерия наличие опыта у участника конкурса в выполнении работ по государственным (муниципальным) контрактам приводит к нарушению принципа равноправия, ограничивает конкуренцию по отношению ко всем участникам открытого конкурса и свободный доступ к проводимым публичным процедурам, создает неравные условия и ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, у которых имеется опыт участия в исполнении исключительно государственных (муниципальных) контрактов.

Позиция антимонопольного органа поддержана судами трёх инстанций.