Общественно-консультативный cовет призывает потребителей не бояться монополистов и рекомендует Нижегородскому УФАС проверить региональный тарифный орган

В повестку 9-го заседания Общественно-консультативного совета (ОКС) были включены вопросы, имеющие, как показывает практика УФАС, высокую социальную и экономическую значимость для населения и бизнеса региона. В ходе обсуждения были озвучены и проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе сотрудники Нижегородского УФАС, а также проблемы, решение которых требует, по мнению членов Совета, вмешательства антимонопольного ведомства и общественности.

В работе ОКС принял участие помощник руководителя ФАС России Алексей Кожевников, осуществляющий взаимодействие антимонопольной службы с предпринимательским сообществом и курирующий институт общественно-консультативных советов


Не нужно бояться монополистов
Продолжительным, обстоятельным был разговор о ситуации на рынке технического обслуживания внутридомового газового оборудования и сложностях, с которыми сталкивается УФАС при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц.
Отсутствие договора на техническое обслуживание на внутридомового газового оборудования дает право газоснабжающей компании производить отключение абонента от подачи газа даже в зимнее время. Таким образом, создается реальная угроза наступления ситуации, когда в холодное время года жилые помещения граждан остаются без отопления, то есть становятся непригодными для проживания.
В то же время НУ ФАС фиксирует рост числа обращений граждан и участников рынка газоснабжения об отказе ОАО «НТЭК» (ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» и ОАО «Нижегородоблгаз») поставлять газ и начислять платеж за него в том случае, если абонент заключил договор на техобслуживание ВДГО с другим участником рынка.
В 2009 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило 28 заявлений на действия указанных компаний. Однако, по словам заместителя руководителя УФАС Юрия Гребнева, рассмотрение данных заявлений затруднено наличием объективных и субъективных факторов. К первым относится несоответствие нижегородских правовых актов законодательству РФ (опираясь на региональный закон, ОАО «НТЭК» считает, что на территории Нижегородской области деятельность по техническому обслуживанию ВДГО может осуществлять исключительно ОАО «Нижегородоблгаз»). Субъективный фактор проявляется в отзыве заявителем собственного заявления и отказе от дальнейшего рассмотрения дела: таким образом, вероятно, решается частный вопрос конкретного заявителя, но проблема остается для региона нерешенной.
Помощник руководителя ФАС России Алексей Кожевников подтвердил наличие данных проблем и на федеральном уровне и призвал общественность обратить внимание потребителей на то, что при наличии проблем такого характера необходимо приходить к их решению процедурными методами: только сложившаяся антимонопольная и судебная практика решения подобных споров может исключить злоупотребления на рынках естественных монополий и сделать рынок оказания услуг по обслуживанию ВДГО (как и рынки оказания услуг по присоединению к электросетям, водоснабжению и т.д.), конкурентным.
Руководителем УФАС была озвучена проблема зависимости роста тарифов от потерь в энергосетях, происходящих по вине недобросовестных плательщиков и включаемых энергоснабжающими компаниями в тарифы будущих периодов.
Участники заседания совета, обсудив проблемы, рекомендовали Нижегородскому УФАС России провести круглый стол и «горячую линию» с населением региона по данным вопросам.
В свою очередь, членом совета, первым заместителем ген. директора телекомпании «Волга» Сергеем Лаптевым была высказана готовность к созданию на телекомпании площадки для проведения подобных мероприятий на регулярной основе.


Правительству области предложена модель проведения торгов для малого бизнеса

Не менее важной темой обсуждения стала тема реализации прав субъектов малого предпринимательства на государственную поддержку, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
С докладом выступил сопредседатель Совета, член правления НРО «Деловая Россия», генеральный директор ЗАО «Концерн Термаль» Владимир Буланов.
В условиях экономического кризиса особенно актуальна реализация прав субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП) на финансовую поддержку в виде помощи и участия государства, структур поддержки малого предпринимательства на доступность кредитных ресурсов. По словам В. Буланова, ситуация в этой сфере тревожна. Кредиты банковского сектора практически недоступны предпринимателям в областном центре, особенно в районах области. Отсутствие оборотных средств ведет к ликвидации мелкого бизнеса.
Около 2% СМиСП смогло воспользоваться мерами господдержки. Ст. 15 ФЗ №94 о размещении заказов обязывает государственных заказчиков «осуществлять размещение заказов у СМП в размере не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема поставок», а между тем, в отчете регионального министерства поддержки малого предпринимательства за 2008г. нет информации о реализации прав СМП на участие в госзаказе.
В 2009 году, по данным УФАС, торги для малого начали проводиться, однако объемы их пока не сопоставимы с требованиями закона №94-ФЗ. По словам Михаила Теодоровича, для обеспечения реализации положений закона, снижения риска ущемления прав участников торгов и обеспечения конкуренции Нижегородским УФАС была разработана модель реализации ст.15 закона о размещении заказов. Описание модели направлено в правительство Нижегородской области, поэтому на сегодняшний день региональная власть располагает методикой проведения торгов для малого бизнеса.
В ходе заседания 20 октября участники ОКС затронули также вопросы технологии применения иных положений законодательства о размещении гос- и муниципального заказа для малого бизнеса и сложности сбора доказательной базы при выявлении сговора на торгах.
Было принято решение вынести данные вопросы на обсуждение совета в рамках следующего заседания общественно-консультативного совета.

Совет рекомендовал проверить РЭК
Особую озабоченность участников Совета вызывает высокий уровень цен и тарифов на энергоносители (бензин, электричество, тепло) в регионе. По словам Владимира Буланова, рост цен на электрическую и тепловую энергию в Нижнем Новгороде существенно превышает оценочные темпы роста и прогнозируемые МЭР РФ. В 2008 г. произошел резкий рост тарифов на электроэнергию (темп роста более 75%), рост тарифов продолжился и в 2009г. - на 30% только в регулируемом секторе, в июле – августе цена покупки электроэнергии для конечных потребителей возросла на 20% и более.
Сопредседатель ОКС уверен, что с целью недопущения краха производства в области, снижения безработицы необходимо принять все возможные меры по ограничению роста тарифов субъектов естественных монополий, не допустить роста тарифов на 2010 г. по Нижегородской области сверх темпов прироста, установленных Правительством РФ.
В свою очередь, Алексей Кожевников сообщил, что ФАС России завершена проверка московской региональной энергетической комиссии на предмет адекватности ценообразования. По словам помощника руководителя ФАС, до конца октября результаты проверки будут направлены во все регионы с тем, чтобы терорганы могли проверить РЭК и проанализировать, что закладывается тариф. «Возможно, туда имплантируют то, что к потребителю вообще отношения не имеет, - полеты бизнес-классом, аренда офиса», - предположил Алексей Кожевников. Совет принял решение рекомендовать Нижегородскому УФАС включить в план на 2010 год проверку регионального тарифного органа на основании рекомендации ФАС России.


По окончании заседания состоялся брифинг для представителей СМИ с участием помощника руководителя ФАС России Алексея Кожевникова, руководителя Нижегородского УФАС России, председателя Совета Михаила Теодоровича и сопредседателя Совета Владимира Буланова (на снимке).