На заседании Столыпинского клуба представители бизнеса и государства обсудили тему «Защиты и развития конкуренции на территории Нижегородской области»

 17 мая 2010 года состоялось заседание Столыпинского клуба, в котором приняли участие заместитель руководителя ФАС России Павел Субботин, руководитель УФАС по Нижегородской области Михаил Теодорович, председатель НРО «Деловая Россия» Павел Солодкий, депутат городской думы Нижнего Новгорода, президент организации «ОПОРА России» Дмитрий Бирман, председатель НРО партии «Правое Дело» Денис Лабуза, а также представители бизнес-сообщества и государственных структур.

Павел Субботин обратил внимание участников встречи на тревожные тенденции, выявленные ФАС России в 2009 году и составляющие сегодня особую угрозу для конкуренции в России. В первую очередь – это тенденция роста числа выявленных правонарушений в части злоупотребления доминирующим положением на рынке, согласованных действий (рост на 36%, при этом более 80% из общего числа дел по нарушениям данной статьи закона – это доля дел по согласованным действиям между органами власти и хозсубъектами), а также нарушений со стороны органов власти в части оказания госпреференций и размещения заказов.

Участников дискуссии волновал вопрос о роли антимонопольного ведомства и его территориального органа во взаимоотношениях с региональным бизнесом.

«Хотелось бы обратить внимание на желание ФАС слушать бизнес и стараться находить равновесные решения, с тем чтобы негативных воздействий с нашей стороны и со стороны всех органов власти было бы как можно меньше», - так определил позицию ФАС заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Павел Субботин.

Анализируя современное антимонопольное законодательство и практику его правоприменения, заместитель руководителя ФАС России особо отметил несовершенство нормы Кодекса об административных правонарушениях, касающейся так называемых оборотных штрафов.

«Когда оборотные штрафы накладываются за действия, ограничивающие конкуренцию, – да, их широкое применение положительным образом повлияет на развитие конкуренции. Но, как оказалось, многомиллионные оборотные штрафы за действия, ущемляющие интересы хозсубъектов или граждан, интересы порой незначительные, в конечном итоге могут привести к уничтожению этих компаний. Мы увидели эту проблему, в том числе благодаря представителям общественных движений и объединений предпринимателей России», - сказал Павел Субботин, обратив внимание на то, что третий антимонопольный пакет законов содержит изменения, касающиеся в том числе данных статьей КоАП РФ.

В ходе дискуссии участники обсуждали тему формирования тарифов на энергоносители в Нижегородской области и их высокого, по сравнению с другими регионами, уровня.

Предприниматели также подняли тему административных барьеров на товарных рынках региона, в частности, в сфере торговли. «У нас были серьезные разбирательства в Краснодарском крае, в Татарстане. В случае, когда данный лозунг реализуется в виде актов органов власти (писем, распоряжений, постановлений), это прямое нарушение статей 15, 16 закона о защите конкуренции (запрет на реализацию или согласованные действия), и здесь должны быть прямые санкции и прямые наказания», - сказал представитель ФАС России, отметив, что в масштабах страны это явление становится все более широким.


Замруководителя ФАС подробно остановился на теме подготовки и реализации региональных программ развития конкуренции, создаваемых субъектами федерации в рамках реализации Федеральной программы развития конкуренции, принятой на правительственном уровне впервые в истории России. «Эти программы должны объединить усилия всех органов власти, общественных организаций и предпринимательских союзов по вопросам развития конкуренции. И чем больше они будут содержать в себе конкретных намерений, тем перспективнее будет деятельность любого бизнеса в регионах», - резюмировал Павел Субботин.


Напомним, 17 мая 2010 года подписано соглашение о взаимодействии между правительством Нижегородской области и Федеральной антимонопольной службой России.
Предметом соглашения является организация взаимодействия путем осуществления мероприятий и действий, направленных на защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, реализации программы развития конкуренции в Нижегородской области, а также на соблюдение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства, регулирующего деятельность субъектов естественных монополий.