ЗАО «Волгаэнергосбыт» ущемило интересы ТСЖ

За отказ от внесения изменений в договор купли-продажи тепловой энергии нарушителю грозит оборотный штраф

Нижегородское УФАС приняло решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ЗАО «Волгаэнергосбыт», согласно которому теплоснабжающая организация признана нарушившей часть1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и выдало предписание о прекращении нарушения .

Дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» отношении ЗАО «Волгаэнергосбыт» возбуждено15.11.2010 на основании поступившего в конце 2010 года заявления ТСЖ №325 по факту уклонения ЗАО «Волгаэнергосбыт» от внесения изменений в действующий между сторонами договор купли-продажи тепловой энергии.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, между заявителем и ответчиком с 01.01.2005 действует договор купли-продажи тепловой энергии.
Полагая, что отдельные условия данного договора противоречат действующему законодательству и ущемляют законные интересы потребителей ТСЖ №325 письмом от 23.06.2010 №21 обратилось в Общество с просьбой внести изменения в договор посредством заключения дополнительного соглашения, а именно изменить (отменить) отдельные пункты договора (более 20).

По результатам рассмотрения дела комиссия Управления, проанализировав каждой из спорных условий договора, пришла к выводу о том, что противоречащими действующему законодательству являются только 3 условия:

Относительно оснований прекращения (ограничения) поставки тепловой энергии (условие договора противоречит пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307);
(Пунктом 2.3.2. Договора установлено, что при превышении абонентом среднесуточной температуры обратной сетевой воды более чем на 5% для соответствующей температуры подающей сетевой воды, снизить объемы отпускаемой абоненту тепловой энергии (на отопление), при этом обязательства по перерасчетам потребителям за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества (в случае возникновения необходимости в таковых) берет на себя абонент)

Относительно порядка расторжения договора (условие договора противоречит статьям 450, 523 Гражданского кодекса РФ);
(Пунктом 2.3.8. Договора установлен порядок расторжения договора по инициативе энергоснабжающей организации при установке абонентом узла учета тепловой энергии в связи с изменением порядка расчетов.)

Относительно порядка определения суммы пени за просрочку платежа (условие договора противоречит части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации)
(Пунктом 4.3. Договора установлено, что в случае нарушения сроков оплаты, установленных
Приложением 3 настоящего договора, энергосбытовая организация вправе взыскать с абонента пеню в размере учетной ставки банковского процента от суммы долга на день исполнения обязательства за каждый день просрочки.)

Одновременно с этим комиссия пришла к выводу, что, отказав ТСЖ №325 в изменении остальных условий договора купли-продажи тепловой энергии, ЗАО «Волгаэнергосбыт» не нарушило требования антимонопольного законодательства, поскольку данные условия устанавливаются в договоре по соглашению сторон и какими-либо императивными нормами права не регулируются.

Согласно итоговому выводу комиссии ЗАО «Волгаэнергосбыт» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.7.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем необоснованного отказа (уклонения) от внесения изменений в отдельные условия договора купли-продажи тепловой энергии от 01.01.2005 № 032921 (пункты 2.3.2, 2.3.8, 4.3. договора).

Ответчику предписано прекратить нарушение антимонопольное законодательство и не допускать впредь действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. В срок до 14 июня 2011 года нарушителю предписано направить предложение ТСЖ №325 о внесении изменений в договор купли-продажи тепловой энергии, исключив (изменив) условия, противоречащие действующему законодательству и ущемляющие интересы заявителя.

Материалы указанного дела о нарушении антимонопольного законодательства переданы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Волгаэнергосбыт» по статье 14.31 КоАП РФ.