Цены на продукты стабильны. Проблемы - на рынке ЖКХ

9 июня в ходе очередного заседании общественно-консультативный совет рассмотрел вопросы о ситуации, складывающейся на рынках продовольствия и нефтепродуктов Нижегородской области, о проблемах в сфере ЖКХ, компетенции и полномочиях Нижегородского УФАС России по их разрешению, а также о спорных вопросах в сфере оказания госпреференций региональному предпринимательству.

В ходе анализа текущей ситуации на продовольственных товарных рынках Нижегородское УФАС обратило внимание Совета на то, что у антимонопольного органа отсутствуют полномочия устанавливать и регулировать цены на продукты питания и какие-либо иные товары. В соответствии с действующим законодательством хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно определять стоимость реализуемых ими товаров. Установление цен органами власти является нарушением закона.

Вместе с тем, уровень цен является одним из индикаторов состояния конкуренции на каждом конкретном товарном рынке, а также может свидетельствовать о признаках монополистической деятельности его участников. В связи с этим руководителем Нижегородского УФАС России в начале 2009 года было принято решение о проведении мониторинга розничных цен на отдельные виды продуктов питания.

Сегодняшняя ситуация на рынках розничной торговли социально значимыми продуктами питания, по данным мониторинга, характеризуется определенной стабильностью и, по прогнозу антимонопольного органа, будет оставаться под контролем при отсутствии воздействия макроэкономических, природных или техногенных факторов.
В то же время члены Совета обратили внимание УФАС на появившиеся случаи давления владельцев торговых сетей и учредителей рынков на розничные цены на некоторые продукты питания, устанавливаемые независимыми и мелкими продавцами, с целью их искусственного повышения. Руководитель Нижегородского УФАС призвал членов Совета и общественность незамедлительно сообщать в антимонопольный орган о подобных случаях по телефону горячей линии или контактной форме на сайте Управления.

Текущая ситуация на топливном рынке региона также относительно спокойна: ни перебоев реализации топлива, ни ценовых аномалий в Нижегородской области в настоящее время не наблюдается. За минувший период 2011 года, по данным Управления, сокращения числа участников рынка не произошло, однако рынок в целом изменился. «Потребитель начал идентифицировать продавца. Рынок расслоился, и сегодня у каждого продавца (и торгующего относительно дешевым бензином, и торгующего более дорогим) есть свой потребитель, в результате чего дешевый бензин стал более доступен тем, для кого разница в 50 копеек – это много», - поделился наблюдениями Михаил Теодорович. – Вместе с тем, говорить о том, что рынок в целом вернулся к состоянию стабильности, пока рано. Такой вывод может быть сделан не ранее того времени, когда остатки топлива на АЗС вернутся к уровню зимы 2010–2011 гг».

На обсуждения Совета был вынесен вопрос о проблемах в сфере ЖКХ, компетенции и полномочиях Нижегородского УФАС России по их разрешению. По данным Управления, в 2010 году 20% от общего числа заявлений, касающихся рынков естественных монополий, составили обращения граждан и юридических лиц о злоупотреблениях в сфере ЖКХ. При этом динамика такова, что за 5 месяцев 2011 года уже поступило 40 заявлений (для сравнения: за 2010 год - 50 заявлений). В то же время, антимонопольных орган обратил внимание на то, что значительная доля обращений находится вне компетенции УФАС, в полномочия которого входит, в частности, не проверка обоснованности тарифа, установленного региональным тарифным органом для населения и хозсубъектов, а правомерность его применения ресурсоснабжающими компаниями.
Сопредседатель Совета, депутат законодательного собрания Нижегородской области Владимир Буланов проинформировал о начале депутатского расследования в отношении гарантирующего поставщика -ОАО «Нижегородская сбытовая компания» на предмет обоснованности уровня тарифов на электроэнергию в Нижегородской области.

По мнению Нижегородского УФАС, на сегодня сложной, законодательно не урегулированной является ситуация, когда гражданам навязываются платежи за несуществующие услуги и дополнительные расходы при плате за потребленные ресурсы и коммунальные услуги и при этом у антимонопольного органа в соответствии с действующим законодательством отсутствует возможность контроля за деятельностью независимых домоуправляющих компаний и ТСЖ.

В данной ситуации открытым остается вопрос о статусе ТСЖ, де-юре не являющихся участниками рынка, во взаимоотношениях с жильцами и о доминировании ДУКов и ТСЖ в тех географических границах рынков, на которых они работают. Сложность ситуация состоит в том, что в соответствии с законодательством монопольное положение ДУКа можно установить лишь в географических границах муниципалитета, однако в Нижнем Новгороде с 2009 года доминирующая на рынке группа лиц из 5 ДУКов перестала существовать и каждый ДУК ведет самостоятельную хозяйственную деятельность. При этом, по мнению антимонопольного органа, на фактически каждый ДУК является монополистов на соответствующем локальном рынке обслуживания жилья, поскольку граждане заключают с ДУКом срочный договор и не имеют возможности выбора иной компании в течение нескольких лет.

Председатель Дзержинского Правозащитного центра Эмма Фельдштейн познакомила членов совета с опытом жителей г. Дзержинска в ситуациях навязывания дополнительных услуг и платежей, методах и способах документирования злоупотреблений со стороны домоуправляющих компания и ТСЖ. Эмма Фельдштейн также озвучила проблему появления «фальшивых ДУКов» и злоупотребления со стороны тех компаний, которые юридически независимы, но по факту составляют группу лиц, которая занимает доминирующее положение в г. Дзержинске.

Совет рекомендовал Нижегородскому УФАС провести анализ на предмет согласованности действий на рынке домоуправления в г. Дзержинске, а также вынести вопросы, поставленные правозащитным центром, на обсуждение рабочей группы по противодействию преступлениям сфере экономики при Прокуратуре Нижегородской области.

По итогам анализа механизма оказания госпреференций предпринимательству в Нижегородской области Совет высказался о целесообразности более широкого информирования бизнес-сообщества, всех заинтересованных сторон о подобной возможности и развития данной деятельности регионального правительства в направлении приоритетной поддержки инновационных проектов и проектов, направленных на модернизацию региональной экономики.