«Дети едины в понимании конкуренции как основы демократии и личной свободы каждого»,- Михаил Теодорович

Руководитель Нижегородского УФАС России рассказал о предварительных результатах конкурса сочинений школьников и студентов в рамках олимпиады «За честную конкуренцию». В пресс-конференции также принял участие член Общественно-консультативного совета при Нижегородском УФАС, представитель Национальной ассоциации телерадиовещателей России Сергей  Лаптев, который проанализировал результаты конкурса сочинений школьников и студенческих эссе по рекламе на призы НАТ России.

«Неожиданно для нас этот проект стал массовым, - поделился с журналистами Михаил Теодорович. – Выяснилось, что людям (а это не только дети - но было понятно, что вместе с детьми работали и их учителя, и их родители) давно хотелось поговорить об этом. Мы поняли, что копнули туда, куда нужно, и куда давно уже нужно было копнуть. И мы увидели, что все сочинения оказались примерно в одном векторе: дети едины в понимании конкуренции как отношений, охраняющих демократию и личную свободу каждого».

Для каждой возрастной группы были разработаны темы на понимание роли конкуренции с жизни человека и в экономике государства, политики государства по пресечению монополистической деятельности, образования картелей, нарушений в сфере госзаказа и рекламы.

Учащимся 6-8 классов и студентам было предложено поработать с темами, разработанными Национальной ассоциацией телерадиовещателей, учредившей специальные призы для авторов лучших работ по рекламной тематике. При этом Михаил Теодорович отметил активную кураторскую работу при подготовке участниками эссе не только школьных учителей, но и преподавателей вузов, и при этом наличие авторской позиции во многих работах.         

 

Сергей Лаптев, назвав проект Нижегородского УФАС своевременным и полезным,  напомнил, что телевидение сегодня живет в условиях жесткой конкуренции - за телезрителя, за рекламные бюджеты, и в этой ситуации важно, чтобы молодежь как главный потребитель рекламы думала, делая выбор в пользу того или иного товара, имела собственное мнение и знала основы того законодательства, по которому обязано жить рекламное сообщество. «Для этого мы и учредили две номинации НАТ, для школьников среднего звена и студентов. И мы увидели, что молодежь начинает думать до того, как делает выбор», - сказал Сергей Лаптев, аргументировав свой вывод цитатами из школьных сочинений.

Подводя предварительные итоги, руководитель Нижегородского УФАС рассказал, что  в первом этапе олимпиад приняли участие 135 человек: это 94 учащихся из 29 школ и лицеев и 41 студент из 6 вузов Нижнего Новгорода. При этом география участников определена всей территорией Нижнего Новгорода.

Михаил Теодорович назвал самые активные образовательные учреждения и  вузы, сказав, что на первом этапе по количеству участников лидируют школы 27, 185, 103, 110, 151, 115, лицеи № 8, 38 и 82. Среди вузов по количеству участников пока лидируют ВШЭ-Нижний Новгород, Нижегородская правовая академия, НГТУ им. Алексеева.

При этом куратор проекта, пресс-секретарь Нижегородского УФАС Ольга Бужак отметила, что для некоторых участников конкурс стал почти семейным: например, из школы № 98 приняли участие брат и сестра - шестиклассник Самарин Даниил написал о службе ФАС, а восьмиклассница Самарина Юлия – о роли конкуренции (куратор - Елена Бармина); пятикурсницы  Нижегородской правовой академии Валентина и Галина Бессольновы анализировали законодательство о размещении заказов;  а 11-классница Алена Болоболина (школа 27, куратор Ирина Собинова) направила на конкурс две работы – о монополиях и законодательстве о рекламе), также как и 3-курсница Нижегородского технического университета  Ольга Голякова, работавшая с темами о конкуренции и трендах в российской рекламе.

Из предложенных тем ни одна не оставлена без внимания участниками олимпиад. Тематические приоритеты участников распределились следующим образом.

Каждый второй школьник 6-8 классов выбрал темы, связанные с вопросами конкуренции. Остальные в рамках специальной номинации Национальной ассоциации телерадиовещателей рассказывали о том, почему им нравится или не нравится та или иная современная реклама. При этом в данной возрастной группе самые младшие -6-классники –составили почти 30% участников, выбиравшие в равной пропорции темы и конкуренции, и рекламы.

Старшеклассников (9-11 классы) больше интересовали вопросы конкуренции. 4 участника попытались объяснить, как они понимают миссию ФАС России и роль антимонопольной службы. Максимальное число из общего числа работ  на тему монополий и монополизма представили ребята именно этого возраста: каждый четвертый старшеклассник пробовал ответить на вопрос, следует ли государству бороться с монополиями.

Два участника в своих работах привели статистические данные, которые они собрали самостоятельно, проведя опросы среди ровесников.

Доля самых младших в данной группе -9-классников - составила 26%, при этом тематические приоритеты смещены в сторону вопросов конкуренции (примерно 85%).

Студенческие эссе в большей степени касались вопросов конкуренции, треть участников анализировала тенденции развития российского рынка рекламы   в рамках специальной номинации Национальной ассоциации телерадиовещателей. 18% эссе касались сложной темы законодательства о госзаказах, и тем не менее именно среди этих работ, по результатам работы комиссии Нижегородского УФАС,  оказалось самое большое число работ наиболее грамотных.

«Работая с предложенными темами, участники столкнулись с некоторыми проблемами, главная из которых - проблема отбора и осмысления полученной из разных источников (в первую очередь- из интернета)  информации, и выражения собственной позиции, ее аргументации, приведения примеров, собственных наблюдений; а во-вторых,- проблема  соблюдения жанра эссе. При этом, - обратил внимание руководитель конкурентного органа, -  необходимо отметить, что в целях наиболее объективной оценки работ и поддержания условий честной конкуренции конкурсная комиссия проверяет работы на авторство с помощью специальной программы. Пока оргкомитет по проведению олимпиад принял решение опубликовать предварительные рейтинги участников».

На сайте Нижегородского УФАС размещены рейтинги работ по результатам 1-го этапа. На первом этапе работы были разделены на две группы - антимонопольное законодательство и законодательство о рекламе, чем и объясняется относительное различие количества набранных баллов участниками этих двух групп.  Корреляции между суммами баллов и качеством работ в двух группах не существует.

Михаил Теодорович напомнил, что 25. 10.11 стартовал 2-й этап заочной олимпиады для школьников 9-11 классов и студентов. Прием работ завершается 15.11.11. Каждой группе предложены чуть более 20 вопросов по положениям законов «О защите конкуренции, «О рекламе», а для студентов  еще и «О естественных монополиях», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и КоАП РФ.

Руководитель территориального органа ФАС также сказал, что по итогам состоявшегося 2.11.11. заседания оргкомитета по проведению олимпиад было принято решение огласить итоги заочных этапов олимпиад, а также провести награждение призеров и победителей олимпиад в декабре при возможном участии в церемонии представителей ФАС России.

 

Справка

В целях популяризации основ антимонопольного законодательства и повышения правовой грамотности населения Нижегородской области Нижегородское управление  Федеральной антимонопольной службы России проводит олимпиады для школьников и студентов, а также конкурс журналистских работ «За честную конкуренцию». Олимпиады проходят при поддержке администрации Нижнего Новгорода.

Олимпиады проходят в три этапа по трем уровням: для учащихся 6-8 классов, для учащихся 9-11 классов и для студентов профильных специальностей (юриспруденция, экономика, реклама). Второй этап  - заочная олимпиада для 9-11 классов и студентов – стартовал 25 октября и завершится 15 ноября 2011 года.

 

Победителей и призеров каждого уровня ждут награды. Победители очной олимпиады студентов по итогам конкурса зачисляются в кадровый резерв Нижегородского УФАС России. 

 

Специальные награды ожидают педагогов-предметников и классных руководителей за помощь в изучении основ конкурентного права учащимся, ставшим победителями 1-го и 2-го этапов олимпиад, а также школы, принявшие самое активное участие в интернет-олимпиадах.