Кто должен перепрограммировать электросчетчики? Экспертный совет при Нижегородском УФАС обратился к региональному правительству

Сфера деятельности: Электроэнергетика

Проблемы, возникающие в связи с необходимостью перепрограммирования многотарифных приборов учёта электрической энергии,  вызванной отменой перехода на зимнее время, а также обязанности населения оборудовать приборами учета все жилые помещения обсудил экспертный совет по энергетике при Нижегородском УФАС России.

После отмены перехода на зимнее время многотарифные счётчики (запрограммированные на автоматический переход на зимнее и летнее время) автоматически перешли на зимнее время, что, в свою очередь, привело к неправильной тарификации учёта потребления электрической энергии. Как следствие, начиная с 30 октября 2010 года, показания, снятые с многотарифных счётчиков, не соответствующих действующим интервалам тарифных зон суток, не могут быть использованы для корректных расчётов по тарифу, дифференцированному по зонам суток.

При этом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации  (пункт 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, пункт 139 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства российской Федерации от 31.08.2006 №530) бремя по содержанию, в том числе прибора учёта электрической энергии лежит на собственнике жилого помещения.

Таким образом, граждане, использующие многотарифные приборы учета электроэнергии, должны будут их перепрограммировать, что может повлечь дополнительные расходы, величина которых зависит от объема работ, необходимых для осуществления перепрограммирования (снятие / установка, распломбировка / опломбировка, само перепрограммирование), а также и субъективных факторов.

По данным Нижегородского УФАС, на территории Нижегородской области действуют четыре гарантирующих поставщика: ОАО «Нижегородская сбытовая компания», ЗАО «Волгаэнергосбыт», ОАО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ», ООО «Русэнергосбыт».

Информирование граждан о действиях в сложившейся ситуации не осуществлялось.

В ходе внеочередного заседания экспертного совета по энергетике ставился вопрос о том, обязанностью или правом потребителя является перепрограммирование индивидуальных приборов учета, в то время как обязанность по установке и содержанию прибора учёта электрической энергии лежит на собственнике жилого помещения (пункт 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, пункт 139 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства российской Федерации от 31.08.2006 №530).

Перепрограммирование индивидуальных приборов учета является правом потребителя – к такому мнению пришло большинство членов Совета, а также представители МинТЭК Нижегородской области. Однако не все члены Совета согласились с данной позицией. В связи с этим Совет решил обратиться в профильное министерство Нижегородской области с предложением рассмотреть вопрос о механизме информирования граждан и рынка о складывающейся ситуации и возможных способах ее разрешения.

Рассматривая вопрос о реализации на территории Нижегородской области закона «Об энергосбережении…» и возможный действиях исполнительных и законодательных органов власти для снижения давления на бюджет потребителей, Совет принял к сведению информацию Олега Шавина, председателя комитета областного законодательного собрания по вопросам градостроительной деятельности, ЖКХ и ТЭК  о планах по минимизации затрат населения на оснащение квартир индивидуальными приборами учета энергоресурсов. С целью развития конкуренции Совет рекомендовал включить в региональную программу развития конкуренции на 2010-2012 годы мероприятия, направленные на развитие соответствующих товарных рынков.

 

Справка

Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30.11.2010 тарифы на электрическую энергию дифференцированы в том числе по зонам (часам) суток, в результате чего жители имеют возможность оплачивать потребление электроэнергии в ночные часы по тарифу, который дешевле дневного.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 №725 был отменён пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.1992 №23, в соответствии с которым введён следующий порядок исчисления времени: поясное время плюс 1 час с дополнительным переводом ежегодно часовой стрелки в последнее воскресенье марта в 2 часа на 1 час вперед и в последнее воскресенье октября в 3 часа на 1 час назад. При этом принятым 03 июня 2010 года Федеральным законом №107-ФЗ «Об исчислении времени» переход на зимнее время не предусмотрен.

Проблема необходимости перепрограммирования многотарифных приборов учёта электрической энергии в различных регионах Российской Федерации разрешается неоднозначно.

Так, например, в Москве (ОАО «Мосэнергосбыт»), Алтайском крае, Республике Алтай (ОАО «Алтайэнергосбыт»), а также Приморском крае (ОАО «ДЭК») работы по перепрограммированию многотарифных счётчиков осуществляются безвозмездно для потребителей – физических лиц.

В Республике Татарстан ОАО «Татэнергосбыт» будет принимать для расчётов показания неперепрограммированных приборов учёта электрической энергии до конца 2011 года. При этом в 2012 году приборы учёта, не соответствующие действующим интервалам тарифных зон суток, будут сняты с расчётов по тарифу, дифференцированному по зонам суток, и переведены на расчёты за потреблённую электрическую энергию по одноставочному тарифу.

В Ульяновской области (ОАО «Ульяновскэнерго») срок перепрограммирования приборов учёта для населения продлён до 01 февраля 2012 года.