Рубль взаймы
Брифинг «Рынок микрозаймов Нижегородской области. Контроль за рекламой микрофинансовых организаций. Тенденции и перспективы» провел заместитель руководителя управления Федерально антимонопольной службы по Нижегородской области Сергей Смирнов в пресс-центре газеты «Комсомольская правда» 17.11.2016.
Основные показатели рынка микрофинансирования Нижегородской области.
В 2015 году на территории Нижегородской области осуществляли деятельность 75 микрофинансовых организаций. По итогам 1 полугодия 2016 года число участников рынка микрозаймов сократилось на 13% и составило 65 организаций.
Общее количество договоров займа, заключенных в первом полугодии 2016 года - 273 474 договора, что составляет 53,5% от общего количества договоров, заключенных в 2015 году(а именно: 511 470 договоров), из которых:
- с индивидуальными предпринимателями- 56 (за 2015 года заключено 216 договоров);
- с юридическими лицами - 179 (против 609 за 2015 год);
- с физическими лицами- 273 239 (тогда как за предыдущий год заключено 510 645 договоров).
Таким образом, на 1 июля 2016 года в структуре рынка наибольшую долю занимают микрозаймы, выданные физическим лицам.
По данным отчетности, представляемой в Банк России, за 6 месяцев 2016 года объем портфеля микрозаймов, предоставленных гражданам на территории Нижегородской области, составил 2 432 817 тысяч рублей, что составляет половину суммы займов, выданных физическим лицам в 2015 году.
Приоритетные направления работы Нижегородской УФАС России:
Повышение уровня финансовой грамотности населения
Контроль за содержанием рекламы микрофинансовых услуг
Активизация взаимодействия контрольно-надзорных органов
Основные нарушения ФЗ «О рекламе, выявленные Нижегородским УФАС России:
- распространение рекламы микрофинансовых услуг (займы и вклады) лицами, которые не имеют права осуществлять эту деятельность (часть 13 статьи 28 Закона)
Как правило, это организации, не состоящие в государственном реестре, а также физические лица и индивидуальные предприниматели, участие которых в сфере микрофинансирования невозможно в силу закона;
- умалчивание об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов лиц, которые воспользуются этими услугами (часть 2 статьи 28), в результате чего искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители (часть 7 статьи 5).
Статистика нарушений, выявленных Нижегородским УФАС России.
По сравнению в 2015 годом количество дел, возбужденных по признакам нарушения ФЗ «О рекламе», сократилось более чем на 40%.
Пропорционально этому показателю происходит снижение количества административных дел.
На четверть снизилось количество административных материалов, направляемых в Нижегородское УФАС России для рассмотрения из органов прокуратуры.
Показатели размера штрафных санкций, наложенных на нарушителей рекламного законодательства, также существенно сократились в 2016 году.
И связано это с введением в действие статьи 4.1.1. КоАП РФ, предусматривающей замену административного наказания в виде штрафа на предупреждение, в тех случаях, когда нарушение совершено впервые, а лицо, привлекаемое к ответственности, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В качестве превентивной меры Нижегородским УФАС России совместно с ВВГУ ЦБ РФ, Управлением Роспотребнадзора по Нижегородскойобласти, Управлением Роскомнадзора по ПФО подготовлены «Рекомендации средствам массовой информации по производству, размещению и распространению рекламы микрофинансовых услуг».
Данные рекомендации размещены в открытом доступе на официальном сайте Нижегородского УФАС России и на сайте Управления Роскомнадзора по ПФО.