УФАС уполномочен заявить

Руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович на брифинге 03.12.2018 разъяснил позицию Управления относительно конкурса по выбору организатора питания в школах Нижнего Новгорода.

Повод для встречи с журналистами дал пресс-релиз, распространенный администрацией Нижнего Новгорода. В нем, в частности, сообщается: «Подготовка документов по постановлению №1848 велась при активной консультационной поддержке регионального УФАС. Кроме того, пакет документов по конкурсным процедурам был отправлен для правовой и антикоррупционной оценки в городскую прокуратуру. Все замечания обоих органов были учтены. Вызывает удивление тот факт, что оценка регионального и федерального ФАС не совпадает».

Хронологию событий и свое видение ситуации представил Михаил Теодорович.

В конце минувшего года территориальный антимонопольный орган получил поручение ФАС России о проведении проверок в сфере организации питания в образовательных учреждениях Нижнего Новгорода. Параллельно поступил запрос депутата городской Думы Евгения Лазарева. Изучение материалов показало, что ситуация развивается вне правового поля.

После анализа ситуации администрации города выдано предупреждение о необходимости до утверждения порядка проведения конкурсной процедуры по выбору организатора питания в образовательных учреждениях Нижнего Новгорода обеспечить предотвращение заключения каких-либо договоров на оказание услуг без проведения конкурсов.

В конце июня администрация Нижнего Новгорода направила в Управление проект решения Городской Думы об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на организацию питания. Совместная работа по проекту решения Городской Думы об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на организацию питания велась в ежедневном режиме: рассматривая варианты, антимонопольный орган незамедлительно направлял их на корректировку.

Рассмотрев 12 июля проект решения Городской Думы Нижнего Новгорода об утверждении Положения о проведении конкурса на организацию питания, Нижегородское УФАС России в очередной раз направило в адрес главы города Нижнего Новгорода письмо. В нем отмечалось, что отдельные пункты Положения противоречат требованиям проконкурентного законодательства, а также могут продуцировать риски коррупциогенного характера.

18 июля администрация Нижнего Новгорода направила в адрес Нижегородского УФАС России Постановление «об утверждении Положения о порядке организации питания в муниципальных общеобразовательных организациях города Нижнего Новгорода». Критерии оценки заявок с Управлением не согласовывались.

19 июля городская администрация подписала Постановление об утверждении Положения о порядке организации питания в муниципальных общеобразовательных организациях города Нижнего Новгорода.

23 июля администрация Нижнего Новгорода уведомила Нижегородское УФАС России о том, что проект Положения об организации питания детей в муниципальных общеобразовательных организациях обсужден с депутатами городской Думы Нижнего Новгорода и принят.

2 августа антимонопольный орган выдал предупреждение об отмене постановления администрации Нижнего Новгорода. Администрация города предупреждена о необходимости разработать проект Порядка проведения конкурсной процедуры по выбору организатора питания в образовательных учреждениях Нижнего Новгорода, учитывающий требования Федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок и Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выданные предупреждения, возбужденное дело, направленное главе администрации Нижнего Новгорода письмо содержат правовую позицию Нижегородского УФАС по дискутируемому вопросу

- Если это можно назвать консультационной поддержкой, значит, у этого понятия есть смыслы, нам неведомые. Мы полагаем, что переписка, основанная на наших регламентах, положениях, полномочиях - это механизм, который обеспечивает исполнение нами наших полномочий, - подчеркивает Михаил Теодорович. - В итоге городская администрация разработала документ, к которому у территориального антимонопольного органа возникло много замечаний. Мы выдавали городу «карту минных полей», говорили, что те или иные положения не соответствуют действиям законодательства.

В чем суть выданных Нижегородским УФАС России администрации Нижнего Новгорода замечаний?

Если речь идет об организации услуги питания для льготной категории детей из малоимущих семей, подразумевающей, в том числе, выделение бюджетных средств, то подобного рода торги должны проходить с соблюдением норм 44-ФЗ.

- Все, что касается бюджетных средств, прописано в требованиях Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Эту константу бессмысленно обсуждать. Обсуждались лишь процедуры, в рамках которых могли бы быть произведены закупки услуги организация питания на родительские деньги, - уточняет руководитель Нижегородского УФАС - Слыша аргументы, что по определенной схеме можно провести бюджетные деньги мимо №44-ФЗ, мы обращались к руководству Федеральной антимонопольной службы за разъяснением. В разъяснении четко обозначено: если в торгах замешаны бюджетные деньги, они должны проходить с соблюдением норм 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Конкурсная документация несет в себе отличия в сравнении с самим постановлением «Об утверждении положения о порядке организации питания в муниципальных общеобразовательных организациях города Нижнего Новгорода». В частности, обозначено «Расчетное количество обучающихся, в том числе относящихся к льготным категориям, …будет рассчитано исходя из фактического их количества». То есть, конкурсная документация напрямую содержит положения, указывающее на то, что предполагается использовать при организации питания по результатам конкурса в том числе и бюджетные деньги.

Однако торги по организации питания в школах и детских садах Нижнего Новгорода происходили по модели 223-ФЗ, в которой критерий цены является не самым главным: важны опыт организации, система логистики и другие качественные критерии. Поэтому сэкономить денег не получилось.

- Мы бы хотели прояснить ситуацию для заинтересованных сторон: родителей, дети которых питаются в школе. При принятии мер по исправлению ошибки эту задача может быть решена весьма скоро. Никакие документарные коллизии не могут помешать нормальной организации этого процесса. Это лишь вопрос времени и выбора законного способа проведения процедуры,- утверждает Михаил Теодорович.- Если попытаться увидеть эту историю в содержательной плоскости, то следует отметить, что торги способны принести экономию до 10% и больше процентов. При тех значительных объемах, которые направляются на финансирование детского питания в школе, это десятки миллионов рублей.

Кстати, по разным оценкам, емкость рынка школьного питания Нижнего Новгорода колеблется около 2 млрд рублей. Все заинтересованы, чтобы эти деньги были направлены на удешевление питания или на стабилизацию его стоимости, либо на модернизацию пищеблоков.