Что даст закон о контрактной системе малому бизнесу?

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Новый закон о госзакупках формально дает больше возможностей малому бизнесу для участия в торгах, проводимых государством и муниципалитетами. Однако эксперты просят не питать лишних надежд: коррупциогенные факторы никуда не деваются, а небольшим компаниям зачастую не хватает знаний, чтобы правильно подать заявку на государственный тендер.
Новый федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступит в силу с 1 января 2014 года и придет на смену действующему закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (так называемый 94-й ФЗ).
 
Все самое лучшее
 
В Нижегородском управлении Федеральной антимонопольной службы 
(НУ ФАС) пояснили, что Федеральная контрактная система (ФКС) 28 марта 2013 года была одобрена Советом Федерации. Это комплексный документ, который регламентирует весь закупочный цикл — планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемку контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения устанавливаемых требований. Разработчики документа постарались включить в законопроект о ФКС все самое лучшее, что было в 94-ФЗ о размещении заказов. «Безусловно, данная тема требует внимания, так как ежегодно в России на госзаказ направляется более 10 трлн руб.», — отмечают в пресс-службе НУ ФАС.
 
Система государственных закупок совершенствуется, но глубоких изменений в контроле со стороны ФАС не будет, алгоритм решений не поменяется, поясняют в НУ ФАС. Между тем количество жалоб на размещение госзаказа, поступающих в антимонопольный орган, неуклонно растет (см. таблицу).
 
Количество жалоб на размещение госзаказов, поступивших в НУ ФАС
 
 2010 год 2011 год 2012 год
 Регио-нальные нуждыМуници-пальные нуждыРегио-нальные нуждыМуници-пальные нуждыРегио-нальные нуждыМуници-пальные нужды
Поступило (всего)55225124219336168
Признано необоснованными49104649118494
Признано обоснованными612124436124
Выдано предписаний29716613219184
 
По данным НУ ФАС
 
В новом законе в отличие от действующего предоставляется преимущество при осуществлении закупок учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
 
Плюсы для малого бизнеса
 
Как пояснил начальник управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области Сергей Грачев, принятый недавно федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» увеличивает участие малого бизнеса в госзакупках. По действующему закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере от 10 до 20% от общего годового объема поставок товаров по перечню продукции. Согласно новому закону заказчики должны закупать товар у малого бизнеса в размере не менее чем 15% от общего годового объема в денежном выражении. Таким образом доля участия малого бизнеса в тендерах становится больше. Также по действующей норме заказы у субъектов малого предпринимательства размещаются с ценой контракта не более 15 млн руб., по новому — не более 20 млн руб.
 
В пресс-службе НУ ФАС подтверждают, что если раньше «нижняя граница» для малого бизнеса составляла 10%, то теперь 15%. Кроме того, по новому закону возможно размещение заказов у малого бизнеса в объеме более 20% от годового заказа в отличие от прежних норм. Также по новому закону такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. 
 
Также заказчик обязан будет установить требование к обеспечению заявок, а по прежнему закону он мог действовать по собственному усмотрению. Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 до 5% процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная цена не превышает 3 млн руб., 1% начальной цены. Но если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта, отметили в НУ ФАС. 
 
Всего лишь посредники
 
Сегодня на долю субъектов малого предпринимательства, побеждающих в конкурсах и аукционах для госнужд, в Нижегородской области приходится около 40%, говорит Грачев. Однако около половины из этих малых предприятий занимаются посреднической деятельностью, а не производством. Таким образом, участие предприятий-производителей (продукции, услуг) невелико, констатирует Грачев. Например, крупный производитель продукции может создать компанию-посредника, которая будет отвечать всем параметрам субъекта малого предпринимательства, но фактически участие в конкурсе примет крупный бизнес. «Этот «перекос», к сожалению, не устранен в новом законе: нет уточнения, что именно субъект-производитель должен участвовать в тендерах. А ведь именно участие «производственного» малого бизнеса дает возможность ему развиваться, а не просто перепродавать продукцию», — считает Грачев. По его словам, правительство Нижегородской области обращалось в Госдуму РФ с предложением конкретизировать этот момент, но безуспешно. «Возможно, предпринимательские сообщества и ассоциации смогли бы добиться большего успеха», — полагает он. 
 
Общероссийская организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» лоббирует на федеральном уровне увеличение участия малого бизнеса в госзакупках, говорит исполнительный директор нижегородского регионального отделения «Опоры России» Ирина Войнова. По ее словам, представителям малого бизнеса непросто участвовать в аукционах и конкурсах, проводимых властями, поскольку они не знают всех тонкостей проведения тендеров, процедур подачи заявок, формулирования заявок и т. д. На рынке уже появились специалисты-профессионалы в этой сфере, которые, не имея производства, но зная всю подноготную формирования госзаказов, оттесняют «реальных» производителей, скупая нужный продукт под проводимый тендер. 
 
Учитесь аукционам
 
НРО «Опоры России» проводит соответствующее обучение, но платно. Отделение предложило нижегородским властям при бюджетной поддержке организовать обучение предпринимателей по этому направлению, говорит Войнова. 
 
Председатель Ассоциации защиты интересов малого бизнеса (Нижний Новгород) Ирина Борисова соглашается, что малому бизнесу сложно участвовать в госзакупках из‑за отсутствия определенных навыков и умений. «Было бы целесообразно, чтобы власти организовали обучение субъектов малого предпринимательства, чтобы они могли участвовать в тендерах, организуемых властями», — считает Борисова.
 
Однако, по мнению Войновой, основное препятствие к участию малого бизнеса в государственных конкурсах и аукционах — это большие по объему заказы, которые предприятия малого бизнеса просто не осилят со своими финансами. «Государственные предприятия, муниципалитеты стараются объединить свои заказы, в результате участвовать в тендерах может только крупный и средний бизнес», — говорит она. По мнению Войновой, целесообразно было бы «дробить» госзаказы, а контроль за проведением госзакупок возложить на общественные организации или Торгово-промышленную палату. Сегодня, по словам Войновой, участие в государственных тендерах нижегородских предприятий малого бизнеса крайне низкое также из‑за малой активности самих предприятий. Зачастую победителями становятся малые предприятия из других регионов.
 
07.jpg