Маршрутки объезжают транспортную схему

Нижегородское УФАС сочло нарушением сокращение частных маршрутов

Комиссия нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), рассмотрев жалобы нескольких частных перевозчиков на готовящуюся отмену их маршрутов, вынесла предварительное заключение о том, что администрация Нижнего Новгорода ограничивает конкуренцию. Доводы администрации об упорядочивании транспортных потоков в рамках реализации комплексной транспортной схемы (КТС) антимонопольщиков не убедили. Вероятно, окончательное решение комиссии в декабре будет также не в пользу властей. С учетом параллельного судебного разбирательства с предпринимателями городские власти вряд ли смогут провести конкурсы на новые маршруты раньше весны 2017 года.

Комиссия УФАС в понедельник рассматривала жалобы на отмену пассажирских маршрутов Т-33, Т-19, Т-68 и Т-60 (их обслуживают ООО «Автолига», ИП Ермилычева и ИП Шамин). Они оспаривали законность постановления администрации Нижнего Новгорода №2051 «Об утверждении документа планирования регулярных пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде». В частности, этот документ предусматривает отмену в 2016–2017 годах 31 маршрута, на которых работают частные перевозчики (заявителей за 180 дней предупредили о том, что их маршруты в середине января будут ­сокращены).

На заседании в УФАС представители перевозчиков Оксана Изотова и Мария Елисеева фактически обвинили городские власти в том, что, отменяя половину существующих в городе частных маршрутов, они «разрушают сложившуюся транспортную систему» в пользу муниципального «Нижегородпассажиравтотранса». По мнению заявителей, в этом случае 70% рынка пассажирских перевозок останется за НПАТ и убыточное муниципальное предприятие «легко повысит свою прибыль путем уничтожения конкурентов». Принимая документ планирования, администрация Нижнего Новгорода нарушила порядок отмены маршрутов, не изучив, как это решение повлияет на перевозки, не опросив самих пассажиров, отметили заявители.

Юрист городской администрации Юлия Зубкова доказывала, что пассажиропотоки в Нижнем Новгороде были глубоко изучены разработчиком КТС, и в отрыве от новой схемы «оптимизацию маршрутов» рассматривать нельзя. «Сложившаяся транспортная сеть давно устарела и неэффективна, она сильно перегружена. Многочисленные маршруты дублируют друг друга по подвозу пассажиров из микрорайонов в ключевые транспортные узлы, такие как пл. Горького и пл. Минина. В результате начинаются гонки „маршруток“ на дорогах, приводящие к высокой смертности и травматичности. С течением времени мы получили хаос», — отметила представитель мэрии. Ее поддержал и представитель муниципального Центра организации дорожного движения Нижнего Новгорода Сергей Сиволдаев, сообщивший, что в реальности городская администрация закрывает не 31 маршрут, а только восемь, так как планировала открыть 23 новых маршрута, разыграв их на конкурсе в начале 2017 года. «Мы пошли по более мягкому пути: КТС предполагала 13 новых маршрутов, мы планируем больше. Но перевозчики не хотят участвовать в конкурсах, так как им придется соответствовать их условиям, закупать новый подвижной состав», — добавил представитель ЦОДД, приведя в пример Москву, которая «полностью закрыла рынок нерегулируемых тарифов» и затем на конкурсной основе отдала частникам 30% пассажирских перевозок. По словам Сергея Сиволдаева, «инфляция съела всю экономику автотранспортных предприятий», и если власти не оптимизируют маршруты на перегруженном рынке, единственным выходом будет повышение стоимости проезда. В итоге заседание комиссии УФАС вылилось в длительный обмен претензиями по поводу внедрения Комплексной транспортной схемы. Юристы частных перевозчиков то и дело вспоминали, как администрация Нижнего Новгорода сама нарушила декларируемые принципы, введя дублирующий маршрут Т-171 в противовес Т-71, на котором работает попавший в опалу предприниматель Сергей Каргин.

В итоге комиссия УФАС встала на сторону заявителей, огласив предварительное заключение о том, что в действиях администрации Нижнего Новгорода усматривается нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» (в части запрета органам власти принимать акты, ограничивающие конкуренцию). Мнение комиссии по делу предваряет окончательное решение УФАС, которое будет вынесено 13 декабря. Формально у городской администрации еще есть время подготовить возражение к мнению комиссии УФАС и попытаться склонить ее на свою сторону. Однако на практике решение антимонопольного органа, как правило, совпадает с его предварительным заключением по обстоятельствам дела.

Поэтому в декабре с большой долей вероятности мэрию признают нарушителем, предписав ей отменить постановление о сокращении 31 маршрута. В этом случае муниципалитет, видимо, пойдет в арбитражный суд с оспариванием решения и предписания УФАС. По словам председателя комиссии Сергея Смирнова, при изучении доказательств администрации сложилось мнение, что у властей не было конкретных оснований для отмены маршрутов, преобладали «общие слова». «Регулировать рынок пассажирских перевозок нужно: у нас и гонки есть, и старый подвижной состав. Однако почему-то все регулирование у нас выражается в резких действиях по принципу „отрежем — и все“. Снижение доли участников рынка для нас как красная тряпка для быка: однозначно расценивается как ограничение конкуренции», — отметил Сергей Смирнов.

Напомним также, что судебная практика пока тоже складывается не в пользу городских властей. Так, в сентябре 13 перевозчиков выиграли коллективный иск к мэрии, касающийся отмены 31 маршрута. Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконными уведомления об отмене маршрутов и отказ администрации продлевать договоры на право пассажирских перевозок. Это решение обжалуется администрацией. По словам представителя ЦОДД Сергея Сиволдаева, из-за судебных тяжб реализация КТС тормозится, а конкурсы на 23 новых маршрута могут быть проведены не ранее февраля-марта 2017 года.

Роман Кряжев

Коммерсантъ (Н.Новгород) №221 от 29.11.2016, стр. 11http://www.kommersant.ru/doc/3156024