Долго ли будет продолжаться «бизнес», связанный с подачей и отзывом жалоб?

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

https://api.nnov.ru/news/

 

В Нижегородское УФАС России поступают обращения от юридических лиц, профессионально занимающихся  подачей таких жалоб. Об этом своеобразном бизнгесе – в статье  начальника отдела контроля государственных закупок Светланы Евгеньевны Кирьяковой.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок) определено, что участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном, а также в административном порядке в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены требования к содержанию жалобы.

Несоответствие названным требованиям или пропуск предусмотренного для обжалования в административном порядке срока является основанием для возврата жалобы подавшему ее лицу в соответствии с частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Между тем, как следует из положений части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупок, в том числе о соответствии требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Следовательно, в случаях, предусмотренных законом, участник закупки может осуществлять отдельные виды деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации.

То есть в подобных случаях могут быть нарушены права только тех участников, которые обладают такой «специальной правоспособностью» (лицензия, членство в саморегулируемой организации), отсутствие таковой (отсутствие лицензии и т.д.) при условии установления соответствующих требований к участникам закупки в документации в принципе исключает возможность нарушения их прав какими-либо действиями заказчика, в том числе и установлением положения в документации.

Вместе с тем перечень оснований для возврата жалоб участникам, предусмотренный частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Так, жалоба подлежит возврату в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным названной статьей;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного для ее подачи;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Такое основание, как отсутствие у участника «специальной правоспособности», в указанном перечне отсутствует, что фактически позволяет подавать жалобу на положения документации всем желающим.

В Нижегородское УФАС России поступают в достаточном количестве жалобы от юридических лиц, профессионально занимающихся их подачей, у которых отсутствуют специальные разрешения (лицензии) и (или) членство в саморегулируемой организации при соответствующем установлении таковых требований в документации. Такие жалобы принимаются к рассмотрению, поскольку в подобных случаях отсутствуют правовые основания для их возврата.

Между тем при поступлении подобных жалоб права таких участников в принципе не нарушаются и не могут быть нарушены, поскольку такие участники фактически не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок и не могут выполнить работы (оказать услуги) по предмету контракта. Никто из «профессиональных жалобщиков» не участвует в закупках.

Таких «профессионалов» только в практике нашего Управления уже насчитывается более 10, в том числе: ООО «Контракт», ООО «Стройцентр», ООО «Новая линия» и т.д.

Внесение в Закон о контрактной системе в сфере закупок изменений в части порядка рассмотрения обращения физических лиц (часть 15.1 статьи 99) не изменило ситуацию с подобными жалобами. Отдельные физические лица, ранее подававшие жалобы от своего имени, сегодня объединились, создали общественные объединения, что не препятствует им подавать в настоящее время жалобы для рассмотрения их в порядке главы 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, участились случаи отзыва поданных в антимонопольный орган жалоб при проведении различных закупок, чаще всего закупок строительных работ. При этом в большинстве случаев в таких жалобах просматриваются признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Но перед рассмотрением данных жалоб в Управление поступает отзыв участника, подавшего жалобу, с отказом от заявленных требований. Порою такой отзыв приносят в процессе рассмотрения жалобы или перед вынесением решения по ней контрольным органом в сфере закупок.

Вот немного статистики.

Всего в 2016 году в Нижегородское УФАС России поступила 901 жалоба. Из них 87 отозвано (~ 9,7% от общего количества).

В 2017 году в Управление поступило 944 жалобы, 66 жалоб отозвано, что составляет ~ 7% от общего количества.

Кроме того, в Нижегородское УФАС России от заказчиков поступает информация о том, что заявители готовы отозвать свою жалобу за определенный «гонорар». И такие случаи отнюдь не исключительные. Так, подобная ситуация наблюдалась при проведении Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов закупки работ по расчистке русла (номер извещения 0132100000716000044).

В 2018 году «практика отзыва жалоб» продолжается.

По мнению Нижегородского УФАС России, изменить ситуацию можно, если внести соответствующие изменения в Закон о контрактной системе, предусмотрев, что жалоба на положение документации о закупке может быть подана только участником, сведения о котором имеются в Едином реестре участников закупок.

При этом также полагаем необходимым предусмотреть возможность исключения из Единого реестра участников закупок тех, кто в течение определенного времени, например 6 или 9 месяцев, участия в закупках не принимал (не подавал заявки и/или ценовые предложения).

Но, к сожалению, как показывает практика, такой «бизнес» легко приспосабливается к новым правилам…

Начальник отдела контроля закупок Нижегородского УФАС России С.Е. Кирьякова