По-пытки де-алкоголизации

 

Не только продавцы, но и потребители пива вскоре почувствуют перемены. УФАС России по Нижегородской области в рамках брифинга на тему грядущих изменений в законе о рекламе алкогольной продукции рассказал, как дальше жить производителям, рекламораспространителям и потребителям алкогольного продукта — пива.

Тем самым, надзорный орган совершил акт доброй воли: УФАС осуществляет контроль за исполнением действующего законодательства и не обязан информировать игроков рынка об  изменениях в законодательстве. Тем не менее, ведомство сочло необходимым в целях минимизации нарушений со стороны производителей алкоголя и тех, кто вводит его в оборот, сообщить о новых рекламных правилах публично.

Представители надзорного органа Михаил Теодорович, руководитель УФАС России по НО и Ольга Швецова, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС России по НО дали разъяснения — каковы будут через 13 дней правила игры для одного из крупнейших с точки зрения рекламных бюджетов рынков. 

В июле прошлого года были внесены изменения в закон от 22.11 1995 № 171-ФЗ « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции».

Часть норм, установленных данными изменениями, уже вступила в силу с 1 июля 2012, что повлекло в свою очередь изменения в большое количество законодательных актов. К примеру, изменилось само понятие алкогольной продукции. Сейчас под ней понимается «пищевая продукция с содержание этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции». То есть все, что крепче 0,5% является алкоголем. Пиво теперь обязано разделять «правила жизни» своих более «крепкоградусных» собратьев.

 В связи с этим в Федеральный закон  от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» внесены изменения: статья «реклама пива и напитков, изготовленных на его основе» утрачивает свое действие, а рекламные потребности пива регулируется теперь ст. 21 ФЗ «О рекламе» — «реклама алкогольной продукции». Требования данной статьи вступают в действие с 23 июля 2012 года.  С этого момента реклама пива запрещена: при кино,- видеообслуживании, на телевидении, в т.ч. кабельном, радио, на транспортных средствах, на объектах наружной рекламы, в т.ч. расположенных на зданиях, сооружениях, крышных установках, в аэропортах, вокзалах, за исключением мест, где происходит реализация продукции. Реклама пива запрещена вне стационарных торговых точек (в киосках). Что касается рекламных акций: их можно проводить только в торговых организациях, осуществляющих реализацию алкогольной продукции в стационарных торговых помещениях.

И все же, где можно будет увидеть изображение бутылки? Закон оставляет для этого сеть Интернет и печатные издания, исключая обложки журналов, первые и последние полосы газет и издания, направленные на несовершеннолетнюю целевую аудиторию. Но эти допущения запрещают использовать в рекламе пива образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации. Но с маленьким нюансом: если этикетка содержит в товарном знаке подобные элементы — то так и быть, этикетку такие ограничения минуют.

Ежегодно УФАС России по НО рассматривает 5-6 дел в отношении рекламораспространителей, распространяющих рекламу пива (в основном) на объектах наружной рекламы, расположенных ближе 100 метров к детским, учебных и лечебных учреждениям. Спикеры брифинга сделали предположение, что после 23 июля нарушений в рекламораспространении будет очень много. Всего же за первое полугодие 2012 года региональное УФАС рассмотрело 183 случая, указывающих на нарушения, из них 84 заявления; 74 случая закончились отказом в возбуждении дела; выдано 32 предписания, возбуждено 25 административных дел, 21 из которых уже закончены вынесением постановления о взыскании штрафов на общую сумму 1 млн. 40 тыс. руб.

Штрафные санкции остались без изменений: на должностных лиц (ИП) — от 4 тыс. рублей до 20 тыс. рублей в соответствии с ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ, на юридических лиц — от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Безалкогольное пиво (содержащее менее 0, 25% этилового спирта) не подпадает под понятие алкогольной продукции. И требования ст. 21 ФЗ «О рекламе» на него распространяться не будут. Но не стоит думать, что теперь можно рекламировать такое пиво, используя шрифты гипервеличины в слове «ПИВО» и малочитабельные в слове «безалкогольное».  Региональный УФАС обеспечил себя на этот случай разъяснением федеральной антимонопольной службы, в соответствии с которыми, если в рекламе безалкогольного пива у потребителя возникнут определенные ассоциации и связь с рекламой именно алкогольного пива, то такая реклама считается недопустимой. Рекламировать несуществующее безалкогольное пиво производителю, у которого в ассортиментной линейке есть только алкогольное пиво, также не удастся. 

Также УФАС России по НО напоминает, что до 1 января 2013 года на продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, не будет распространяться требование о запрете продажи алкогольной продукции в ночное время (с 23.00 до 8.00) (пункт 5 ст. 5 ФЗ от 18.07.2011 №218-ФЗ). До этой же даты разрешена  розничная продажа в нестационарных торговых объектах пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.