Интервью М.Л. Теодоровича о предоставлении госпреференций

Михаил Теодорович, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области:

Закон «О защите конкуренции», в котором, в частности, прописаны механизмы предоставления государственных или муниципальных преференций бизнесу, вышел в свет в 2006 году. Сегодня можно констатировать, что механизмы работают и мы в роли контролеров больше не нужны.

5.3Kb

Интересная вещь — в нашем языке миллионы слов, но пользуемся мы от силы тысячью. Такая же ситуация с механизмами поддержки бизнеса. Их множество: целевые программы, бюджетное финансирование в их рамках, субсидии, инкубаторы, посевные инвестиции и многое другое. Все о них знают, но мало кто пользуется. Кто-то говорит, что еще не успел. А кто-то боится федеральных структур — мол, они нас «законтролируют» насмерть. Поэтому ФАС решила, что пугалом и жупелом больше не будет, и самоустранилась из процесса принятия решений по предоставлению преференций.

По статистическим данным, в 2007 году преференций были единицы. А в 2011-м вынесено более 600 решений. Механизм заработал, стал самодостаточным и научился существовать без нас. В 2012 году мы отказались от сквозного скрининга и сканинга процесса. Законодательство допускает возможность самостоятельного принятия решения соответствующими министерствами — пусть так и будет. Мы становимся наблюдателями. Разумеется, при наличии обращений мы их рассмотрим, но не с целью запретить, а чтобы предложить подходящие альтернативные возможности. Такая интерактивная политика приводит к высокой эффективности бюджетных затрат. По-прежнему идет конкуренция за предложения, хотя их число ежегодно увеличивается в два раза. Алгоритм формально не изменился. Но больше нет нужды в куче дополнительных бумаг от ФАС, вокруг которых устраиваются ритуальные подпрыгивания и целые свадьбы после их получения.

Мы переключились на стратегические планы в рамках программы по развитию конкуренции, которую наше областное правительство решило продлить до 2015 года. Поскольку с момента ее принятия очень многое изменилось, мы предложили новую систему индикаторов конкурентной среды. Ее суть — уйти от макропоказателей, при которых из общего роста экономики области делается вывод, что и конкуренция развивается.

Мы проанализировали некоторые товарные рынки, выбрав наиболее проблемные: технологическое присоединение к электросетям, услуги водопроводно-канализационных организаций, финансовые услуги, реализация продовольственных товаров через нестационарные торговые объекты. Выявили самые характерные вопросы — и у нас появилось несколько позиций, которые фактически отражают состояние конкурентной среды, являются инструментом для влияния на нее. От минимально необходимых средств на запуск бизнеса до наличия барьеров на пути его развития. Очень важный индикатор — удовлетворенность участников рынка его состоянием. Если довольны обе стороны процесса — государство отдыхает, ему здесь делать нечего.

Сам термин «удовлетворенность потребителя» пришел к нам из системы стандартов ISO 9000, о котором не раз говорилось в контексте вступления России в ВТО. Теперь в силу должна вступить национальная политика поддержки конкуренции (аналогичные есть во всех развитых странах мира). Она вместе с профильными поддержками товарных рынков, управлением конкурентоспособностью экономики, бюджетированием, институтами исполнительной власти вместе образует систему.

Российская система, увы, несколько архаична — она целевая, в то время как на Западе давно используются методы управления. Мы предлагаем такие индикаторы, которые позволяют сделать шаг к этой новой для нас системе, научиться управлять конкурентоспособностью национальной экономики и через развитие конкуренции отстаивать национальные интересы.

Мы уже направили эти предложения в министерство экономики области и надеемся, что они увидят свет в новой редакции программы по защите конкуренции. Критике и предложениям от бизнес-сообщества будем только рады.