Магов ловят в эфире

Следствие просит дать оценку телерекламе подозреваемых парапсихологов «Модуса».
Как стало известно „Ъ“, следователи УМВД по Нижнему Новгороду обратились в прокуратуру с просьбой дать оценку законности рекламы парапсихологических центров коррекции судьбы «Модус», «Возрождение» и «Международной академии ясновидения» (зарегистрирована в Самаре). Следствие полагает, что ясновидящие, часть из которых была арестована в сентябре в рамках уголовного дела о мошенничестве, размещали недостоверную рекламу в печати и на целом ряде телеканалов, которая способствовала обману широкого круга лиц: пока по делу признано потерпевшими свыше 150 человек. К рекламному разбирательству привлечено УФАС.

Следственная часть управления МВД по Нижнему Новгороду инициировала прокурорскую проверку рекламной кампании парапсихологических центров, закрытых в сентябре после возбуждения уголовных дел по фактам мошенничества. Как пояснили „Ъ“ в городском отделе полиции, они просят надзорный орган дать оценку законности массированной рекламной кампании центров коррекции судьбы «Возрождение», «Модус» и «Международной академии ясновидения» (последняя организация была зарегистрирована в Самаре, но работала на территории Нижнего Новгорода). «Мы считаем, что ролики этих парапсихологов, широко транслировавшиеся по телевидению, создавали условия для обмана граждан и не соответствуют ФЗ „О рекламе“. Поэтому мы просим оценить законность их размещения на таких телеканалах, как ТВ-3, „Диалог“, „Перец“, „Домашний“, „Волга“ и других и привлечь к ответственности виновных лиц», — сообщили „Ъ“ представители следственных органов, добавив, что, по их оценкам, «ясновидящие» тратили около полутора миллионов рублей на пропаганду своей деятельности в СМИ, преимущественно в телеэфире.
 
Напомним, в сентябре в рамках уголовного дела были арестованы несколько директоров и учредителей парапсихологических центров, которые зарабатывали, обещая помощь в бизнесе и личной жизни, а также исцеление от болезней людям, отчаявшимся в традиционной медицине. Суммы, которые отдавали им пострадавшие, варьировались от нескольких тысяч до миллионов рублей, сейчас в рамках расследования более 150 человек из разных регионов России признаны потерпевшими. Сами обвиняемые доказывают, что ничего противозаконного не совершали, а их услуги носили консультационный характер.
 
В прокуратуре Нижегородского района пока не комментируют незавершенную проверку — надзорный орган привлек для проверки рекламы на соответствие федеральному законодательству антимонопольную службу. Как сообщили „Ъ“ в УФАС, рекламных роликов они пока не видели и запросили их у нижегородских каналов, транслировавших рекламу парапсихологических центров.
 
«Для нас это дело достаточно трудное, так как многие виды деятельности, о которых шла речь в рекламе, не подлежат государственному лицензированию или регулированию. Возможно, что по материалам уголовных дел о мошенничестве, возбужденных 12 сентября и 17 сентября, мы возбудим дело о недостоверной рекламе, но пока мы этих материалов не видели», — отметили в нижегородском УФАС. Если административное дело по признакам нарушения п. 3. ст. 5 закона «О рекламе» будет возбуждено и реклама будет признана недостоверной, то юрлицам-рекламодателям грозит от 100 до 500 тыс. руб. штрафа. Если же в роликах будет обнаружена реклама, например целительства или медицинской помощи, без наличия соответствующей лицензии, то нарушителями могут оказаться сами телеканалы.
 
В холдинге «Оптимедиа» (партнер СТС-Медиа по региональной трансляции каналов «Перец» и «Домашний») сообщили, что перед размещением рекламы в соответствии с законом проверили регистрацию фирм, отсутствие к ним судебных претензий и налоговую добросовестность. «Информацию, например о снятии порчи, рекламировать не запрещено. Другое дело, если эти компании рекламировали одну деятельность, а осуществляли другую, тогда это недостоверная реклама, которая находится в зоне ответственности самих рекламодателей», — отметили в «Оптимедиа». Кроме того, распространяемая реклама не содержала указаний на целительство, которое требует обязательного наличия лицензии на этот вид деятельности, добавили в холдинге. В телекомпании «Волга» рассказали, что сейчас ведут активную переписку с прокуратурой по этому вопросу и на всякий случай стараются больше не связываться с сомнительными конторами. «Спорные коммерческие взаимоотношения возникли до моего прихода в телекомпанию «Волга», но сейчас мы очень осторожно относимся к предложениям подобных компаний реализовать совместные проекты или другие виды сотрудничества. Нас подобная технология работы не устраивает, и мы в основном отказываем», — сообщил генеральный директор телекомпании «Волга» Дмитрий Раскопин. По его словам, осенью в телекомпанию обратилась организация, работавшая с экстрасенсами, которая предложила сделать совместный проект. Однако по итогам просмотра пилотного выпуска программы оказался «налицо факт втягивания телекомпании в мошеннические действия», и в реализации проекта было отказано.
 
Что касается самих «рекламодателей», большая часть из них сейчас объявлена в федеральный розыск — 12 подозреваемых, по словам полицейских, «разбежались по всей России». Ни одного нижегородца среди сотрудников и учредителей этих центров не было, в основном «ясновидящим бизнесом» в Нижнем заправляли уроженцы Дагестана, Армении и юга России. Следственные органы установили, что начинали они свою работу еще в 2010 году с распространения БАДов, сделанных из обычной аскорбиновой кислоты. Кроме того, выяснилось происхождение лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной центру «Модус» региональным минздравом. Ясновидящие получили ее по копиям документов дипломированных врачей, которым было обещано трудоустройство.
 
Роман Кряжев, Анна Павлова