Альтернатива без выбора

Сфера деятельности: Розничная торговля

Позиции сетевых операторов на рынке розничной торговли укрепляются, а вместе с этим стремительно растет их влияние на производственные компании. По оценке ФАС, именно ритейл определяет общие условия обращения товаров на рынке, формирует ценовую политику — как в регионе, так и в целом по стране. И буквально навязывает невыгодные условия поставщикам. Но последние не спешат за помощью в надзорные органы…

Ответ своими магазинами

Вопрос о допуске нижегородских товаров на полки торговых сетей обсуждался за круглым столом в ТПП Нижегородской области в самом конце декабря. Как рассказал модератор встречи советник ФАС РФ Геннадий Гудков, хотя время острых противостояний между сетевиками и поставщиками проходит, проблемы в их взаимоотношениях остаются.

В Нижегородской области, благодаря целевой программе «Покупайте нижегородское!», удалось снизить размер бонуса, который поставщики платят сетевикам, и увеличить долю местной продукции в торговых сетях — по официальным данным, до 60 процентов.

— Это хорошо, если данные верны, — отметил Геннадий Гудков. — Но, казалось бы, если товар хорошо реализуется в крупных сетях, зачем производителям открывать свои магазины?

Собственные сети магазинов шаговой доступности в регионе сегодня имеют, в частности, агрофирма «Сеймовская», агрохолдинг «Русское поле», торговый дом «Шахунское молоко, компании «Волжский хлеб», «Каравай».

День рождения на рентабельность

Каждый год торговые сети начинают с разговора о новых условиях для поставщиков, рассказал директор по коммерции агрофирмы «Сеймовская» Александр Иванцов. «Например, раньше у торговой сети был один день рождения в году, теперь появляется второй, дополнительные бонусы на поддержание магазинов и так далее, — поясняет он. — Сети ищут возможность, как еще больше на нас заработать. Их ключевые менеджеры нацелены на повышение рентабельности. При этом сами они говорят, что стоимость аренды в Нижнем Новгороде и других субъектах отличается: чтобы отработать вложенные здесь деньги, необходимо с поставщиков брать больше. Магазин должен „окупить“ себя за два года, иначе они считают его неэффективным бизнесом».

По словам Иванцова, порог совокупных платежей поставщиков в пользу сетей, регламентированный законом о торговле в размере 10 процентов от товарооборота, давно исчерпан. Сегодня наценка в среднем составляет 40 процентов, а когда спрос на продукцию падает, достигает 70.

— В летний период мы вынуждены отдавать продукцию ниже себестоимости, — говорит Иванцов. — Если бы была возможность фиксировать торговую наценку на определенном уровне, то производителям и поставщикам продукции было бы значительно легче.

Дискриминация по факту

Между тем, несмотря на то, что торговые сети навязывают невыгодные условия поставщикам, последние не спешат жаловаться в надзорные органы. Как рассказала представитель Нижегородского УФАС Ирина Кошелева, закон о торговле на территории региона нарушается, но выявить и доказать эти нарушения сложно.

— Для этого необходимо обращение поставщика в антимонопольный орган. Но таких заявлений у нас крайне мало, — пояснила она. — Мы понимаем, что обращение в контролирующий орган влечет за собой, как правило, разрыв договорных отношений. Поэтому мы проводили проверки торговых сетей по собственной инициативе, возбуждали дела по факту создания дискриминационных условий хозсубъектам. Однако предприятия, чьи интересы мы считали нарушенными, приходили к нам на комиссию и говорили, что, несмотря ни на что, их все устраивает.

Кодекс. Жизнь

По словам Геннадия Гудкова, центральный аппарат ФАС России даже разработал для предпринимателей методическое пособие, разъясняющее, каким образом выстраивать отношения с сетями и регулятором. Причем законодательство позволяет не афишировать заявителя, но поставщики даже не пытаются оспорить навязанные сетями условия договора.

— Активной правоприменительной практики нет, а надо ее нарабатывать. Отсюда пойдут предложения по изменению законодательства, регламентов, — убеждал предпринимателей Геннадий Гудков. По его же мнению, представителям торговых сетей и поставщиков в регионенеобходимо подписать кодекс добросовестных практик, который упростит взаимодействие партнеров. В этом случае все разногласия могут рассматриваться ежемесячно на заседаниях специальной комиссии.

В конце прошлого года такой кодекс подписали крупнейшие ритейлеры и поставщики в Москве в присутствии первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. В Нижегородской области это можно сделать на уровне одного из заместителей губернатора, полагает представитель ФАС.

Регионов в стране много…

Предложения антимонопольного ведомства нижегородские товаропроизводители восприняли без энтузиазма.

— Сегодня ни один представитель торговой сети не пришел. Это говорит о том, что им абсолютно все равно, что будет с поставщиками, — считает Александр Иванцов. — Не станет завтра «Сеймовской» или «Русского поля» — они будут возить продукцию из другого региона…

— Федеральные сети принадлежат иностранцам. И построены для того, чтобы положить на полки продукцию глобальных производителей, как это случилось в Восточной Европе, где практически не осталось своих производителей, — поддержал коллегу Вячеслав Романов. — Любые прецеденты с федеральными сетями заканчиваются одним звонком из Москвы: это не ваша юрисдикция. На уровне региона этот вопрос не решить. Нужно готовить грамотно документы в федеральную власть, лоббировать свои интересы в Госдуме через наших депутатов. И не одна наша область должна выходить с такими предложениями…