Отчет за 2011 год
Отчет о работе Нижегородского УФАС России по итогам 2011 года
Спектр функций Нижегородского УФАС России весьма широк. К ним относятся: контроль за соблюдением на территории Нижегородской области антимонопольного законодательства, деятельности субъектов естественных монополий, контроль экономической концентрации, контроль органов госвласти, контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу), финансовых рынков, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) и недобросовестной конкуренции.
В 2011 году, как и в предыдущие годы, основные акценты в работе территориального управления ФАС России, в рамках реализации миссии ФАС РФ, были сделаны на контроле надлежащего исполнения АМЗ, устранении и профилактике нарушений законодательства, контролируемого ФАС РФ.
Самостоятельным – и тоже традиционным – направлением деятельности являлся постоянный мониторинг и контроль ценовой ситуации на социально значимых товарных рынках Нижегородской области. Он был и остается в числе первоочередных приоритетов в работе Управления.
Не менее важным направлением оставалось адвокатирование конкуренции – продвижение, популяризация конкуренции как ведущего принципа развития экономики в целом, неотъемлемой составляющей социально-экономической структуры демократического общества. Необходимость обеспечения безбарьерного доступа к ресурсам, равных возможностей в экономике предопределяет сочетание механизмов саморегуляции рынков не только с мерами регулирования, но и с инициацией механизмов самоконтроля хозяйствующих субъектов в отношении исполнения норм антимонопольного законодательства.
В продолжение сложившейся практики антимонопольный контроль на товарных рынках осуществлялся как в рамках контрольно- проверочной деятельности, так и по обращениям граждан и хозяйствующих субъектов.
В 2011 году основная доля нарушений пришлась на такие товарные рынки, как электро – теплоэнергетика и жилищно-коммунальное хозяйство.
В субъектном отношении наибольший вклад в общую статистику - 54% нарушений внесли в отчетном периоде хозяйствующие субъекты, на долю органов власти и ОМСУ пришлось 33%, естественных монополий – 13% нарушений АМЗ.
Сумма выплаченных в 2011 году штрафов составила – 55 769,4 тысяч рублей, в то время как в 2010 – менее 9 млн.руб.
Динамика показателей деятельности
Нижегородского УФАС России в 2007- 2011 году
Динамика проведенной Нижегородским УФАС России работы по всем показателям за период 2007-2011 г.г. | ||||||
|
|
|
|
|
| |
| 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Рассмотрено заявлений | 632 | 513 | 929 | 1498 | 1312 | |
Возбуждено дел | 262 | 278 | 727 | 599 | 622 | |
Выдано предписаний | 80 | 107 | 457 | 461 | 606 | |
Возбуждено дел об административном правонарушении | 117 | 151 | 318 | 403 | 359 | |
Сумма уплаченного штрафа | 653 500 руб. | 1 478 000 руб. | 748 000 руб. | 8 990 120 руб. | 55 769 400 руб. |
1. Антимонопольный контроль
В 2011 году Нижегородским УФАС России выявлено 32 нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (в 2010 году – 50). Уменьшение данного показателя связано с тем, что в 2010 году основная часть нарушений допущена хозяйствующими субъектами в части уклонения от осуществления расчетов за холодную воду по показаниям индивидуальных приборов учета (66% от общего количества нарушений ст.10 Закона «О защите конкуренции»).
В течение всего 2011 году основным и значимым направлением работы отдела был контроль соблюдения антимонопольного законодательства на рынках реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива, в ходе которого значительно увеличено количество позиций для наблюдения за товарными рынками, повышена частота встреч с участниками рынков, налажено тесное взаимодействие в органами власти и органами местного самоуправления.
В частности, кроме основных мониторингов, в прошедшем году введены:
- ежедневный мониторинг оптовых, мелкооптовых, розничных цен на все марки автомобильных бензинов и дизельного топлива, при этом значительно увеличено количество субъектов (АЗС), подлежащих мониторингу;
- мобильный мониторинг, предполагающий фактический выезд на АЗС с целью фиксации сведений о наличии очередей, наличия в реализации моторного топлива в достаточном объеме, доведения до покупателей достоверной информации о ценах и качественных характеристиках нефтепродуктов;
- мониторинг фактических остатков моторного топлива на нефтебазах региона и АЗС.
Помимо перечисленного, в Управление на периодической основе значительный объем информации о состоянии рынков, локализованных в географических границах муниципальных образований Нижегородской области, поступал непосредственно от органов местного самоуправления.
Указанные мероприятия позволили Управлению на протяжении всего года обладать полной и актуальной информацией о текущей ситуации на рынках, что является необходимым условием для своевременного предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.
2. Контроль экономической концентрации
При рассмотрении в 2011 году ходатайств и уведомлений, предусмотренных статьей 27 Закона «О защите конкуренции», Нижегородским УФАС России не выявлено действий, приводящих к существенному изменению концентрации рынков.
Управлением рассмотрено в соответствии со статьей 28 Закона «О защите конкуренции» 21 ходатайство, в т. ч. 3 ходатайства относительно сделок с участием иностранных инвесторов.
Нижегородским УФАС России в 2011 году рассмотрено в соответствии со статьей 30 Закона «О конкуренции» 8 уведомлений, в т.ч. одно уведомление с иностранным инвестором: 7 уведомлений касались осуществления сделок, иных, указанных в статье 28, действий лицами, приобретающими акции (доли), права и (или) имущество; 1 уведомление касалось осуществления сделок, иных указанных в статье 29 действий лицами, приобретающими акции (доли), права и (или) имущество.
В 2011 году Нижегородским УФАС России рассмотрено 4 уведомления о совершении сделок, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «О естественных монополиях». Сделки касались приобретения акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров.
3. Контроль естественных монополий
В рамках статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях» Нижегородским УФАС России рассмотрено 4 уведомления о приобретении акций (долей) хозяйствующих субъектов, осуществляющих естественно монопольный вид деятельности. При этом 2 уведомления касались акций ОАО «Нижегородоблгаз».
4. Контроль органов госвласти
Рынки, отрасли, либо сферы деятельности, которые в 2010 году были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации на территории Нижегородской области:
- предоставление в аренду или безвозмездное пользование муниципального имущества;
- рынок услуг теплоснабжения;
- рынок банковских услуг.
Количество выявленных Нижегородским УФАС России нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в 2011 году – 48 (2010 году – 180).
Резкое снижение количества выявленных нарушений статьи 15 связано с тем, что в 2010 году Нижегородское УФАС России, проведя в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы проверку нормативных правовых актов, принятых муниципальными образованиями Нижегородской области об установлении индивидуальных налоговых льгот, выявило нарушения в 164 муниципальных образованиях, на основании которых возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. В 2011 году указанных нарушений Нижегородским УФАС России не выявлено. Таким образом, может быть отмечено устранение целой категории нарушений, допускавшихся органами власти и МСУ в предшествующие периоды.
В отчетном периоде Нижегородским УФАС России рассмотрено 53 заявления с жалобами на действия органов власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов при проведении торгов (2010 год – 42 заявления). По итогам рассмотрения заявлений было возбуждено 14 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По собственной инициативе возбуждено 4 дела. Принято 16 решений о признании нарушения, по результатам рассмотрения дел выдано 11 предписаний, 9 из которых исполнены и 2 находятся в стадии исполнения.
5. Контроль за размещением госзаказов.
В 2011 году в Нижегородское УФАС России поступила 531 жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (для сравнения, в 2010 году в управление поступило 453 жалобы), из них:
- 119 жалоб признаны обоснованными (в 2010 году признаны обоснованными 132 жалобы);
- 224 жалобы признаны необоснованными;
- 137 жалоб возвращено по основаниям, предусмотренным статьей 59 Закона о размещении заказов;
- 51 жалоба отозвана заявителями до окончания рассмотрения жалобы по существу.
Количество поступивших в 2011 году в Нижегородское УФАС России жалоб выросло, по сравнению с 2010 годом, на 17,2%.
При этом количество рассмотренных в 2011 году Нижегородским УФАС России жалоб выросло, по сравнению с 2010 годом, на 8, 5%.
В результате рассмотрения жалоб выдано 286 предписаний (для сравнения, в 2010 году выдано 158 предписаний). Общее количество выданных в 2011 году Нижегородским УФАС России предписаний выросло, по сравнению с 2010 годом, на 81%.
В 2011 году чаще всего признавались обоснованными жалобы на размещения заказов для муниципальных нужд (26% от числа поступивших на них жалоб) и заказов для нужд Нижегородской области (21% от числа поступивших на них жалоб). Жалобы для федеральных нужд признавались обоснованными в 20% случаях.
В 2011 году из 343 рассмотренных Нижегородским УФАС России жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков (их конкурсных, аукционных и котировочных комиссий) при размещении заказов для федеральных и муниципальных нужд, в судебном порядке обжаловано только 16 принятых Нижегородским УФАС России решений, что составляет 4,6% от рассмотренных. При этом отмененные решения, по которым принят окончательный судебный акт, отсутствуют. Из решений, принятых и обжалованных в 2010 году, по которым принят окончательный судебный акт в 2011 году, 1 признано недействительным в полном объеме, 1- в части.
6. Контроль рынка рекламы и запрета не недобросовестную конкуренцию.
В 2011 году количество нарушений, выявленных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по данным направлениям, составило – 87 (в 2010 году – 103 нарушения). Количество обращений по фактам, содержащим признаки нарушения Федерального закона «О рекламе» уменьшилось и в 2011 году составило 124 заявления (в 2010 году – 129).
В 2011 году Нижегородским УФАС России рассмотрено 278 фактов, указывающих на событие правонарушения рекламного законодательства - это заявления юридических и физических лиц, факты, установленные антимонопольным территориальным органом.
Возбуждено 87 дел (в 2010 году – 103). Вынесено 81 решение о наличии нарушения (в 2010 году – 87). Выдано 131 предписание (в 2010 году – 138), все предписания были исполнены.
Уменьшение количества дел связано как с нормализацией ситуации на рынке рекламы, так и с действенностью возросших штрафных санкций за факт нарушения рекламного законодательства в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ, дальнейшим развитием координационного взаимодействия НУ ФАС с органами прокуратуры и Управлением ГИБДД ГУВД Нижегородской области в сфере выявления нарушений рекламного законодательства, результатом которого явилось возбуждение 3-х административных дел по части 1 статьи 14.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях: размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, 1 дело по результатам проведения проверки по обращению Прокуратуры Нижегородской области, рассмотрено 3 Постановления о возбуждении административных дел, вынесенных прокуратурами районов города Н.Новгорода и города Сарова Нижегородской области
Результаты работы управления в 2011 году в сфере недобросовестной конкуренции, напротив, характеризуются увеличением количества поступивших заявлений о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях хозяйствующих субъектов и количества выявленных нарушения антимонопольного законодательства.
7. Контроль финансовых рынков
В рамках осуществления контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов в Управление поступали обращения физических лиц, связанные с навязыванием финансовыми организациями контрагенту условий договора, не относящихся к предмету договора или невыгодных для него.
Процентное соотношение количества заявлений, послуживших основанием для возбуждения дел, к общему объему поступивших в отчетном периоде обращений представлено следующим образом:
2011 год – 21,4% от общего количества заявлений,
2010 год - 36%,
2009 год – 15%.
Статистика выданных предписаний:
2011год – 19 предписаний;
2010 год – 3 предписания;
2009 год – 4 предписания.
8. Основные результаты работы по адвокатированию конкуренции
Информационная политика Нижегородского УФАС России направлена на профилактику правонарушений в сфере антимонопольного законодательства участниками рынков, органами власти м МСУ на территории Нижегородской области.
В Нижегородском УФАС работают Общественно-консультативный совет (ОКС) и 3 экспертных совета. За отчетный период состоялось 9 заседаний советов при Нижегородском УФАС, в том числе 3 заседания ОКС, 2 заседания экспертного совета по энергетике, 2 заседание экспертного совета по рекламе и 1 заседание совета по финансовым рынкам.
Основные темы: цели и задачи современного антимонопольного регулирования; взаимодействие граждан, бизнеса, власти в сфере ЖКХ; нарушения и проблемы в ходе реализации положений закона №94-ФЗ в части организации электронных аукционов при государственном и муниципальном заказе; ценовая ситуация на рынке продовольствия и моторного топлива в Нижегородской области; тарифы на электроэнергию для разных групп потребителей, бездоговорное потребление электроэнергии, стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, вопросы и проблемы антимонопольного контроля на рынке ЖКХ, реализация Закона об энергосбережении, соблюдение участниками финансового рынка цивилизованных методов и форм конкурентной борьбы при участии в торгах по размещению заказа», обсуждение концепции размещения объектов наружной рекламы и информации на территории Н. Новгорода на предмет соответствия требованиям закона «О рекламе», реклама пива и алкогольных напитков.
Общественно-консультативный совет стал инструментом информирования органов прокуратуры и МВД о фактах и/или признаках нарушений на товарных рынках, межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики группы при прокуратуре Нижегородской области.
Заседания советов проходят в открытом формате, к участию в них приглашаются СМИ.
В рамках заседания в июне 2011 года ОКС выразил поддержку инициативы Нижегородского УФАС по проведению олимпиад по конкурентному праву для школьников и студентов Нижнего Новгорода. Впоследствии два члена ОКС вошли в состав оргкомитета по проведению данных мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции и повышение правовой грамотности населения.
За отчетный период сотрудниками УФАС принято участие в 66 мероприятия для общественных и бизнес-объединений (36 семинаров, 14 круглых столов, 14 совещаний, 2 собеседования.
Тематика семинаров и круглых столов – реализация Региональной программы развития конкуренции, законов об энергосбережении и теплоснабжении, реализации и реформирования закона о размещении заказов; закона о рекламе, положений закона «О защите конкуренции» в части оказания государственных (муниципальных) преференций, обсуждение концепции размещения объектов наружной рекламы и информации на территории Н. Новгорода.
В июне 2011 года состоялся круглый стол в Торгово-промышленной палате НО с участием представителей бизнеса, власти и общественных институтов «О влиянии региональной программы развития конкуренции, принятой на 2010-2012гг, на развитие конкурентной среды в регионе и достижение эффективной экономики».
На сайте Управления размещен текст Областной целевой программы «Развитие конкуренции на территории Нижегородской области в 2010-2012 гг».
В 2011 году заключено соглашение об информационном взаимодействии с Региональной службой по тарифам Нижегородской области. Всего соглашений о сотрудничестве по состоянию на конец 2011 года – 22.
9. Взаимодействие с ГУВД и Прокуратурой НО
Хотелось бы отметить активное сотрудничество в 2011 году Нижегородского УФАС России с органами прокуратуры и Управлением ГИБДД и ГУВД Нижегородской области в сфере выявления нарушений рекламного законодательства, результатом которого явилось возбуждение 3-х административных дел по части 1 статьи 14.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях: размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, 1 дело по результатам проведения проверки по обращению Прокуратуры Нижегородской области, рассмотрено 3 Постановления о возбуждении административных дел, вынесенных прокуратурами районов города Н.Новгорода и города Сарова Нижегородской области. Проведено совещание в Прокуратуре Нижегородской области, посвященное обсуждению плана совместных действий при осуществлении контроля в сфере размещения заказов в системе здравоохранения.
10. Обратная связь
За отчетный период в Нижегородское УФАС обратилось 2293 человека, в том числе:
- личный прием сотрудниками УФАС – более 618, в том числе руководителем и заместителями -123,
- через обратную связь на сайте – 400,
- устно по телефонам, в том числе «горячих» линий УФАС – 650,
- письменных обращений - 494 .
Число обращений в УФАС с помощью «Обратной связи» на сайте управления выросло более чем в 2 раза.
Работали телефоны 4 «горячих» линий для населения и хозсубъектов:
- по противодействию коррупции – совместно с ГУВД по Нижегородской области (работа по выявлению картелей и экономических преступлений на продовольственных рынках),
- по необоснованному росту цен (информация анализируется и передается в прокуратуру Нижегородской области для проведения оперативных действий),
- по городской программе «Школьная карта» (для оценки на предмет соответствия антимонопольному законодательству программы внедрения системы электронной оплаты питания в школах Нижнего Новгорода),
- по реализации на территории Нижегородской области антимонопольного законодательства в сфере осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси (Закон о такси),
- препятствование органов МСУ сельхозпроизводителям при доступе на торговые площадки Нижнего Новгорода
Динамика показателей деятельности НУ ФАС работы по направлениям в 2011/2010 /2009 гг.
Статья | Поступило заявлений | Возбуждено дел | Выявлено нарушений | ||||||
| 2011 | 2010 | 2009 | 2011 | 2010 | 2009 | 2011 | 2010 | 2009 |
Ст.10 закона «О защите конкуренции» (злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением) | 465 | 600 | 258 | 56 | 71 | 36 | 32 | 50 | 23 |
Cт.11 (контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов) | 26 | 21 | 19 | 5 | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 |
Ст14 (недобросовестная конкуренция) | 45 | 34 | 36 | 13 | 12 | 10 | 9 | 6 | 7 |
Ст.15 (антиконкурентные акты, действия (бездействие) органов государственной власти, органов МСУ | 49 | 38 | 52 | 57 | 185 | 199 | 48 | 180 | 196 |
Ст.17 действия органов власти и МСУ, хозяйствующих субъектов при проведении торгов | 53 | 42 | 22 | 18 | 22 | 8 | 16 | 19 | 7 |
Cт.17.1 (Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества) | 12 | 2 | 2 | 22 | 62 | 5 | 16 | 67 | 4 |
Закон №38 «О рекламе» | 124 | 129 | 85 | 87 | 103 | 100 | 81 | 97 | 83 |
№94-ФЗ | 531 | 453 | 448 | рассмотрены все | 540 | 246 | 285 |