• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет за 2011 год

Категория отчета:

Отчет о работе Нижегородского УФАС России по итогам 2011 года

 

Спектр функций Нижегородского УФАС России весьма широк. К ним относятся: контроль за соблюдением на территории Нижегородской области антимонопольного законодательства, деятельности субъектов естественных монополий, контроль экономической концентрации, контроль органов госвласти,  контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу), финансовых рынков, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) и недобросовестной конкуренции.

В 2011 году, как и в предыдущие годы, основные акценты в работе территориального управления ФАС России, в рамках реализации миссии ФАС РФ, были сделаны на контроле надлежащего исполнения АМЗ, устранении и профилактике нарушений законодательства, контролируемого ФАС РФ.

Самостоятельным – и тоже традиционным – направлением деятельности являлся  постоянный мониторинг  и контроль  ценовой ситуации на социально значимых товарных рынках Нижегородской области. Он был и остается в числе первоочередных  приоритетов в работе Управления.

Не менее важным направлением оставалось адвокатирование конкуренции – продвижение,  популяризация конкуренции как ведущего принципа развития экономики в целом, неотъемлемой составляющей социально-экономической структуры демократического общества. Необходимость обеспечения  безбарьерного доступа к ресурсам, равных возможностей в экономике предопределяет  сочетание   механизмов саморегуляции рынков не только с мерами регулирования, но и с инициацией механизмов самоконтроля хозяйствующих субъектов в отношении исполнения норм антимонопольного законодательства.  

В продолжение сложившейся практики антимонопольный контроль на товарных рынках осуществлялся как в рамках контрольно- проверочной деятельности, так и по обращениям граждан и хозяйствующих субъектов.

В 2011 году основная доля нарушений пришлась на такие товарные рынки, как  электро – теплоэнергетика  и  жилищно-коммунальное хозяйство.

В субъектном отношении наибольший вклад в общую статистику - 54% нарушений внесли в отчетном периоде хозяйствующие субъекты, на долю органов власти и ОМСУ пришлось  33%, естественных монополий – 13% нарушений АМЗ. 

Сумма выплаченных в 2011 году штрафов составила – 55 769,4 тысяч рублей, в то время как  в 2010 – менее 9 млн.руб.


 

Динамика показателей деятельности 

Нижегородского УФАС России в 2007- 2011 году

 

 

Динамика проведенной Нижегородским УФАС России работы

по всем показателям за период 2007-2011 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

 

Рассмотрено  заявлений

632

513

929

1498

1312

 

Возбуждено дел

262

278

727

599

622

 
 

Выдано предписаний

80

107

457

461

606

 

Возбуждено  дел об административном правонарушении

117

151

318

403

359

 

Сумма уплаченного штрафа

653 500 руб.

1 478 000 руб.

748 000 руб.

8 990 120 руб.

55 769 400 руб.

 

 

1. Антимонопольный контроль

В 2011 году Нижегородским УФАС России выявлено 32 нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (в 2010 году – 50). Уменьшение данного показателя  связано с тем, что в 2010 году основная часть нарушений  допущена хозяйствующими субъектами в части уклонения от осуществления расчетов за холодную воду по показаниям индивидуальных приборов учета (66% от общего количества нарушений ст.10 Закона «О защите конкуренции»).

В течение всего 2011 году основным и значимым направлением работы отдела был контроль соблюдения антимонопольного законодательства на рынках реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива, в ходе которого значительно увеличено количество позиций для наблюдения за товарными рынками, повышена частота встреч с участниками рынков, налажено тесное взаимодействие в органами власти и органами местного самоуправления.

В частности, кроме основных мониторингов, в прошедшем году введены:

  • ежедневный мониторинг оптовых, мелкооптовых, розничных цен на все марки автомобильных бензинов и дизельного топлива, при этом значительно увеличено количество субъектов (АЗС), подлежащих мониторингу;
  • мобильный мониторинг, предполагающий фактический выезд на АЗС с целью фиксации сведений о наличии очередей, наличия в реализации моторного топлива в достаточном объеме, доведения до покупателей достоверной информации о ценах и качественных характеристиках нефтепродуктов;
  • мониторинг фактических остатков моторного топлива на нефтебазах региона и АЗС.

Помимо перечисленного, в Управление на периодической основе значительный объем информации о состоянии рынков, локализованных в географических границах муниципальных образований Нижегородской области, поступал непосредственно от органов местного самоуправления.

Указанные мероприятия позволили Управлению на протяжении всего года обладать полной и актуальной информацией о текущей ситуации на рынках, что является необходимым условием для своевременного предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.

 

2. Контроль экономической концентрации

При рассмотрении в 2011 году ходатайств и уведомлений, предусмотренных статьей 27 Закона «О защите конкуренции», Нижегородским УФАС России не выявлено действий, приводящих к  существенному изменению концентрации рынков.

Управлением  рассмотрено в соответствии со статьей 28 Закона «О защите конкуренции» 21 ходатайство, в т. ч. 3 ходатайства относительно сделок с участием  иностранных инвесторов.

Нижегородским УФАС России в 2011 году рассмотрено в соответствии со статьей 30 Закона «О конкуренции» 8 уведомлений, в т.ч. одно уведомление с иностранным инвестором: 7  уведомлений касались осуществления сделок, иных, указанных в статье 28, действий лицами, приобретающими акции (доли), права и (или) имущество; 1 уведомление касалось осуществления сделок, иных указанных в статье 29 действий лицами, приобретающими акции (доли), права и (или) имущество.

В 2011 году Нижегородским УФАС России рассмотрено 4 уведомления о совершении сделок, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «О естественных монополиях». Сделки касались приобретения акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров.

 

3. Контроль естественных монополий

В рамках статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях» Нижегородским УФАС России рассмотрено 4 уведомления о приобретении акций (долей) хозяйствующих субъектов, осуществляющих естественно монопольный вид деятельности. При этом 2 уведомления касались акций ОАО «Нижегородоблгаз».

 

4. Контроль органов госвласти

Рынки, отрасли, либо сферы деятельности, которые в 2010 году были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации на территории Нижегородской области:

- предоставление в аренду или безвозмездное пользование муниципального имущества;

- рынок услуг теплоснабжения;

- рынок банковских услуг.

Количество выявленных Нижегородским УФАС России нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в 2011 году – 48 (2010 году – 180).

Резкое снижение количества выявленных нарушений статьи 15 связано с тем, что в 2010 году Нижегородское УФАС России, проведя в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы проверку нормативных правовых актов, принятых муниципальными образованиями Нижегородской области об установлении индивидуальных налоговых льгот, выявило  нарушения в 164 муниципальных образованиях, на основании которых возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. В 2011 году указанных нарушений Нижегородским УФАС России не выявлено. Таким образом, может быть отмечено устранение целой категории нарушений, допускавшихся органами власти и МСУ в предшествующие периоды.

В отчетном периоде Нижегородским УФАС России рассмотрено 53 заявления с жалобами на действия органов власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов при проведении торгов (2010 год – 42 заявления). По итогам рассмотрения заявлений было возбуждено 14 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По собственной инициативе возбуждено 4 дела. Принято 16 решений о признании нарушения, по результатам рассмотрения дел выдано 11 предписаний, 9 из которых исполнены и 2 находятся в стадии исполнения.

 

5. Контроль за размещением госзаказов.

В 2011 году в Нижегородское УФАС России поступила 531 жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (для сравнения, в 2010 году в управление поступило 453 жалобы), из них:

- 119 жалоб признаны обоснованными (в 2010 году признаны обоснованными 132 жалобы);

-  224 жалобы признаны необоснованными;

- 137 жалоб возвращено по основаниям, предусмотренным статьей 59 Закона о размещении заказов;

- 51 жалоба отозвана заявителями до окончания рассмотрения жалобы по существу.

Количество  поступивших в 2011 году в Нижегородское УФАС России  жалоб выросло, по  сравнению  с 2010  годом, на 17,2%.

При этом количество  рассмотренных в 2011 году Нижегородским УФАС России  жалоб выросло, по  сравнению  с 2010  годом, на 8, 5%.

В результате рассмотрения жалоб выдано 286 предписаний (для сравнения, в 2010 году выдано 158 предписаний). Общее количество  выданных в 2011  году Нижегородским УФАС России  предписаний выросло, по  сравнению  с 2010  годом, на 81%.

В 2011 году чаще всего признавались обоснованными жалобы на размещения заказов для муниципальных нужд (26% от числа поступивших на них жалоб) и заказов для  нужд Нижегородской области (21% от числа поступивших на них жалоб). Жалобы для федеральных нужд признавались обоснованными в 20% случаях.

В 2011 году из 343 рассмотренных Нижегородским УФАС России жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков (их конкурсных, аукционных и котировочных комиссий) при размещении заказов для  федеральных и муниципальных  нужд, в судебном порядке обжаловано только 16 принятых Нижегородским УФАС России решений, что составляет 4,6% от рассмотренных. При этом   отмененные решения, по которым принят окончательный судебный акт, отсутствуют. Из решений, принятых и обжалованных в 2010 году, по которым принят окончательный судебный акт в 2011 году, 1 признано недействительным в полном объеме, 1- в части.

 

6. Контроль рынка рекламы и запрета не недобросовестную конкуренцию.

В 2011 году количество нарушений, выявленных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по данным направлениям, составило – 87 (в 2010 году – 103 нарушения). Количество обращений по фактам, содержащим признаки нарушения Федерального закона «О рекламе» уменьшилось и в 2011 году составило 124 заявления (в 2010 году – 129).

В 2011 году Нижегородским УФАС России рассмотрено 278 фактов, указывающих на событие правонарушения рекламного законодательства - это заявления юридических и физических лиц, факты, установленные антимонопольным территориальным органом.

Возбуждено 87 дел (в 2010 году – 103). Вынесено 81 решение о наличии нарушения (в 2010 году – 87). Выдано 131 предписание (в 2010 году – 138), все предписания были исполнены.

Уменьшение количества дел связано  как с нормализацией ситуации на рынке рекламы, так и с действенностью   возросших  штрафных санкций за факт нарушения рекламного законодательства в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ, дальнейшим развитием координационного взаимодействия НУ ФАС с органами прокуратуры и Управлением ГИБДД ГУВД Нижегородской области в сфере выявления нарушений рекламного законодательства, результатом которого явилось возбуждение 3-х административных дел по части 1 статьи 14.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях: размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, 1 дело по результатам проведения проверки по обращению Прокуратуры Нижегородской области, рассмотрено 3 Постановления о возбуждении административных дел, вынесенных прокуратурами районов города Н.Новгорода и города Сарова Нижегородской области

Результаты работы управления в 2011 году в сфере недобросовестной конкуренции, напротив, характеризуются увеличением количества поступивших заявлений о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях хозяйствующих субъектов и количества выявленных нарушения антимонопольного законодательства.

 

7. Контроль финансовых рынков

В рамках осуществления контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов в Управление  поступали обращения физических лиц, связанные с навязыванием  финансовыми организациями контрагенту условий договора, не относящихся к предмету договора или  невыгодных для него.

Процентное соотношение количества заявлений, послуживших основанием для возбуждения дел, к общему объему поступивших в отчетном периоде обращений представлено следующим образом:

2011 год – 21,4% от общего количества заявлений,

2010 год - 36%,

2009 год – 15%.

Статистика выданных предписаний:

2011год  – 19 предписаний;

2010 год – 3 предписания;

2009 год – 4 предписания.

 

8. Основные результаты работы по адвокатированию конкуренции

Информационная политика Нижегородского УФАС России  направлена на профилактику правонарушений в сфере антимонопольного законодательства участниками рынков, органами власти м МСУ на территории Нижегородской области.

В Нижегородском УФАС  работают Общественно-консультативный совет (ОКС) и 3 экспертных совета. За отчетный период состоялось 9 заседаний советов при Нижегородском УФАС, в том числе 3 заседания ОКС, 2 заседания экспертного совета по энергетике, 2 заседание экспертного совета по рекламе и 1 заседание совета по финансовым рынкам.

Основные темы: цели и задачи современного антимонопольного регулирования; взаимодействие граждан, бизнеса, власти в сфере ЖКХ; нарушения и проблемы в ходе реализации положений закона №94-ФЗ в части организации электронных аукционов при государственном и муниципальном заказе; ценовая ситуация на рынке продовольствия  и моторного топлива в Нижегородской области; тарифы на электроэнергию для разных групп потребителей, бездоговорное потребление электроэнергии, стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий,  вопросы и проблемы антимонопольного контроля на рынке ЖКХ,  реализация Закона об энергосбережении, соблюдение участниками финансового рынка цивилизованных методов и форм конкурентной борьбы при участии в торгах по размещению заказа», обсуждение концепции размещения объектов наружной рекламы и информации на территории Н. Новгорода на предмет соответствия требованиям закона «О рекламе», реклама пива и алкогольных напитков.

Общественно-консультативный совет стал инструментом информирования органов прокуратуры и МВД о фактах и/или признаках нарушений на товарных рынках, межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики группы при прокуратуре Нижегородской области.

Заседания советов проходят в открытом формате, к участию в них приглашаются СМИ.

В рамках заседания в июне 2011 года ОКС выразил поддержку инициативы Нижегородского УФАС по проведению олимпиад по конкурентному праву для школьников и студентов Нижнего Новгорода. Впоследствии два члена ОКС вошли в состав оргкомитета по проведению данных мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции и повышение правовой грамотности населения.

За отчетный период сотрудниками УФАС принято участие в  66 мероприятия для общественных и бизнес-объединений (36 семинаров, 14 круглых столов, 14 совещаний,  2 собеседования.

Тематика семинаров и круглых столов – реализация Региональной программы развития конкуренции, законов  об энергосбережении и теплоснабжении, реализации и реформирования закона о размещении заказов; закона о рекламе, положений закона «О защите конкуренции» в части оказания государственных (муниципальных) преференций, обсуждение концепции размещения объектов наружной рекламы и информации на территории Н. Новгорода.

В июне 2011 года состоялся круглый стол в Торгово-промышленной палате НО с участием представителей бизнеса, власти  и общественных институтов «О влиянии региональной программы развития конкуренции, принятой на 2010-2012гг, на развитие конкурентной среды в регионе и достижение эффективной экономики».

На сайте Управления размещен текст Областной целевой программы «Развитие конкуренции на территории Нижегородской области в 2010-2012 гг».

В 2011 году заключено соглашение об информационном взаимодействии с Региональной службой по тарифам Нижегородской области. Всего соглашений о сотрудничестве по состоянию на конец 2011 года – 22.

 

9. Взаимодействие с ГУВД и Прокуратурой НО

Хотелось бы отметить активное сотрудничество в 2011 году Нижегородского УФАС России с органами прокуратуры и Управлением ГИБДД и ГУВД Нижегородской области в сфере выявления нарушений рекламного законодательства, результатом которого явилось возбуждение 3-х административных дел по части 1 статьи 14.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях: размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, 1 дело по результатам проведения проверки по обращению Прокуратуры Нижегородской области, рассмотрено 3 Постановления о возбуждении административных дел, вынесенных прокуратурами районов города Н.Новгорода и города Сарова Нижегородской области. Проведено совещание в Прокуратуре Нижегородской области, посвященное обсуждению плана совместных действий при осуществлении контроля в сфере размещения заказов в системе здравоохранения.

 

 

 

 

10. Обратная связь

За отчетный период в Нижегородское УФАС обратилось 2293 человека, в том числе:

- личный прием сотрудниками УФАС – более 618, в том числе руководителем и заместителями -123,

- через обратную связь на сайте – 400,

- устно по телефонам, в том числе «горячих» линий УФАС –  650,

- письменных обращений - 494 .

Число обращений в УФАС с помощью  «Обратной связи» на сайте управления выросло более чем в 2 раза.

Работали телефоны 4 «горячих» линий для населения и хозсубъектов:

- по противодействию коррупции – совместно с ГУВД по Нижегородской области (работа по выявлению картелей и экономических преступлений на продовольственных рынках),

- по необоснованному росту цен (информация анализируется и передается в прокуратуру Нижегородской области для проведения оперативных действий),

- по городской программе «Школьная карта» (для оценки на предмет соответствия антимонопольному законодательству программы внедрения системы электронной оплаты питания в школах Нижнего Новгорода),

- по реализации на территории Нижегородской области антимонопольного законодательства в сфере осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси (Закон о такси),

- препятствование органов МСУ сельхозпроизводителям при доступе на торговые площадки Нижнего Новгорода

 

Динамика показателей деятельности НУ ФАС  работы по направлениям  в 2011/2010 /2009 гг.

 

 

Статья

Поступило заявлений

Возбуждено дел

Выявлено нарушений

 

2011

2010

2009

2011

2010

2009

2011

2010

2009

Ст.10 закона «О защите конкуренции» (злоупотребление хозяйствующими субъектами  доминирующим положением)

465

600

258

56

71

36

32

50

23

Cт.11 (контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов)

26

21

19

5

7

6

5

5

5

Ст14 (недобросовестная конкуренция)

45

34

36

13

12

10

9

6

7

Ст.15 (антиконкурентные акты, действия  (бездействие) органов государственной власти, органов МСУ

49

38

52

57

185

199

48

180

196

Ст.17 действия органов власти и МСУ, хозяйствующих субъектов при проведении торгов

53

42

22

18

22

8

16

19

7

Cт.17.1 (Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества)

12

2

2

22

62

5

16

67

4

Закон №38 «О рекламе»

124

129

85

87

103

100

81

97

83

№94-ФЗ

531

453

448

рассмотрены все

540

246

285