Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства №945-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Нижегородская сбытовая компания»

Номер дела: 945-ФАС52-03/12
Дата публикации: 8 ноября 2012, 14:40

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

- Гребнев Ю.Н.

 

- Довгаль Р.Ю.

 

- Горохова М.В.

-

 

-

 

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

член комиссии, заместитель начальника отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;

- Пика Е.В.

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

с участием:

Климова А.М.

 

Смаля А.Э.

-

 

-

представителя ОАО «Нижегородская сбытовая компания» (доверенность №111 от 30.12.2011 г.);

председателя ТСЖ дома №23 (протокол собрания собственников ТСЖ дома №23 от 26.02.2010 №1),-

рассмотрев дело №945-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Нижегородская сбытовая компания» (ул. Бекетова,  д. 3 «В», г. Нижний Новгород, 603950; ИНН 5260148520) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление товарищества собственников жилья дома №23 (далее ТСЖ дома №23, ТСЖ, Заявитель) по вопросу направления открытым акционерным обществом «Нижегородская сбытовая компания» (далее – ОАО «НСК») в адрес Заявителя счетов на оплату потребленной электроэнергии с включением стоимости потерь электрической энергии в сетях, не принадлежащих Заявителю.

В ходе рассмотрения заявления в действиях ОАО «НСК» Управлением обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») в части необоснованного возложения на товарищество собственников жилья дома №23 обязанности по оплате потерь электрической энергии в бесхозяйных электрических сетях.

Руководствуясь пунктами 1 и 2 части 2 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган принял решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «НСК», о чем на основании части 12 статьи 44 поименованного закона Управлением издан приказ от 28.08.2012 №281 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

На заседании комиссии председатель ТСЖ дома №23 поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ОАО «НСК» факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 18.05.2012 №НСК-09/1230-01. Просил производство по делу №945-ФАС52-03/12, возбужденному по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия, изучив материалы дела №945-ФАС52-03/12 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.

Между ТСЖ дома №23 и ОАО «НСК» заключен договор энергоснабжения №4459000 от 08.08.2011 (далее – договор). До 08.08.2011 поставка электрической энергии осуществлялась в рамках договора №4459000 от 20.08.1996, заключенного между ОАО «Нижновэнерго» (в настоящее время – ОАО «НСК») и ТСЖ дома №23.

Согласно актам разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 25.05.2009 №145, подписанными между ТСЖ дома №23 и филиалом «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» без разногласий, граница балансовой принадлежности и ответственности проходит в месте присоединения двух кабельных линий 0,4 кВ к трансформаторной подстанции №3480 (далее – ТП №3480), принадлежащей ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Указанные кабельные линии проложены от ТП №3480 до вводно-распределительного устройства (далее – ВРУ) дома №23, расположенного на улице Вождей революции города Нижнего Новгорода, управление которым осуществляет ТСЖ дома №23. Все электрооборудование, расположенное за указанной границей (ТП №3480), обслуживается, согласно указанным актам, ТСЖ дома №23 (то есть как внутридомовые сети, так и указанные кабельные линии).

Актом технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья» №4С10690 от 31.05.2011, подписанным между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и Заявителем, точка присоединения жилого дома к электрической сети определена в ТП №3480.

В указанном доме установлен общедомовой прибор учета – счетчик электрической энергии трехфазный статический «Меркурий 230 ART 03 PORSIDN», расположенный на границе внутридомовых инженерных сетей.

На основании вышеуказанных документов, подписанных между ТСЖ дома №23 и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 25.05.2009 №145, акт технологического присоединения №4С10690 от 31.05.2011), ОАО «НСК» заключило с ТСЖ дома №23 договор энергоснабжения с учетом принадлежности электрических сетей. Точкой поставки по договору соответственно является место присоединения кабельных линий к ТП №3480.

В связи с вышеизложенным ОАО «НСК» помимо стоимости электрической энергии, потребленной согласно показаниям общедомового прибора учета, выставляло ТСЖ дома №23 стоимость потерь электрической энергии, возникающих от границы разграничения балансовой принадлежности до прибора учета.

Письмами от 26.08.2010 №10, от 14.09.2011 №36 ТСЖ дома №23 обращалось в адрес ОАО «НСК» с просьбой прекратить начисления за потери в указанных линиях электропередач ввиду того, что указанные линии не принадлежат ТСЖ.

ОАО «НСК» письмами в адрес ТСЖ дома №23 от 13.10.2011 №23-06/15230а, от 07.11.11 №23-06/16831а, 20.12.2011 №23-06/20571, от 19.03.2012 №23-06/5837 сообщало о том, что согласно упомянутым выше документам (акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, акт технологического присоединения), а также договору энергоснабжения, подписанному ТСЖ дома №23 без разногласий, граница балансовой принадлежности установлена в ТП №3480. В случае, если ТСЖ хочет исключить стоимость потерь в рассматриваемых сетях, ему необходимо предоставить вышеперечисленные акты с измененными границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 10.01.2012 №5 «О бесхозяйных объектах электроснабжения» кабельные линии АПБбШв 3*50+1*25 длинной 60 метров, расположенные от ТП №3480 до ВРУ дома №23 на улице Вождей революции города Нижнего Новгорода, признаны бесхозяйными объектами.

По соглашению сторон схема электроснабжения Заявителя изменена – точка поставки определена в ВРУ дома №23 на улице Вождей революции города Нижнего Новгорода. Расход электроэнергии в указанных кабельных линиях исключен с 19.01.2012 из расчета платы за электроэнергию, предъявляемой ТСЖ дома №23.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.

I. Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,  результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «НСК» включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «электрическая энергия» с долей более 50 процентов в географических границах, определенных зоной деятельности ОАО «Нижегородская сбытовая компания» как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской   области (приказ Нижегородского УФАС России от 13.10.2005 №133 (с изменениями, внесенными приказом от 20.09.2007 №193).

Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (пункт 13 постановления от 30.06.2008 №30), установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «НСК» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в географических границах, определенных зоной деятельности ОАО «НСК» как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области. Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, не установлено.

С учетом изложенного действия ОАО «НСК» могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

II. Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее – Правила №530) (действовали в спорный период), в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки.

Таким образом, если прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, гарантирующий поставщик вправе взыскивать с потребителя стоимость потерь электроэнергии, возникающей на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).

Пунктом 62 Правил №530 установлено, что лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения, направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение условий, необходимых для его заключения, в том числе технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям должен содержать такое существенное условие как порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, устанавливают в пункте 2 следующие понятия:

акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;

акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;

граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Таким образом, документы, свидетельствующие о надлежащем технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации, являющиеся обязательным условием заключения договора энергоснабжения, содержат сведения о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Из вышесказанного следует, что договор энергоснабжения заключается на основании документов, свидетельствующих о надлежащем технологическом присоединении, и не может своими условиями изменить положения, заключенные в них.

Указанные документы являются необходимой предпосылкой заключения договора энергоснабжения, поскольку именно они определяют точку поставки по договору энергоснабжения.

Вместе с тем ОАО «НСК», не являясь владельцем объектов электросетевого хозяйства, не имеет правовых оснований составлять акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также акт о технологическом присоединении.

Между Заявителем и территориальной сетевой организацией – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - указанные акты подписаны без разногласий. В данных документах граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также точка присоединения к электрической сети определена в ТП-3480.

Как установлено в заседании комиссии, кабельные линии, проложенные от ТП №3480 до ВРУ дома №23, расположенного по указанному адресу, обеспечивают электрической энергией только указанный жилой дом.

Таким образом, ОАО «НСК» исполняло волю сторон, содержащуюся в вышеуказанных актах, и не имело правовых оснований изменять условия данных актов. В письме от 07.11.2011 №23-06/16831а в адрес Заявителя ОАО «НСК» правомерно указывало на то, что ТСЖ дома №23 для изменения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и, как следствие, исключения стоимости потерь в указанных сетях, необходимо обратиться в сетевую организацию – ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

На основании представленного Заявителем постановления Администрации города Нижнего Новгорода от 10.01.2012 №5 «О бесхозяйных объектах электроснабжения», в соответствии с которым рассматриваемые кабельные линии признаны бесхозяйными, ОАО «НСК» прекратило начисление ТСЖ стоимости потерь электроэнергии в данных сетях с 19.01.2012.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольному органу, оценивая действия (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции» и, в частности, определять были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В рассматриваемом случае Нижегородское УФАС России приходит к выводу о том, что действия ОАО «НСК» совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства при отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

рассмотрение дела о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» прекратить в связи c отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме).

 

Председатель Комиссии                                                               Ю.Н. Гребнев

 

Члены Комиссии                                                                           Р.Ю. Довгаль

 

                                                                                                    М.В. Горохова

 

                                                                                                    Е.В. Пика                                                                                                       

stdClass Object ( [vid] => 11385 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства №945-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Нижегородская сбытовая компания» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11385 [type] => solution [language] => ru [created] => 1380537907 [changed] => 1380705674 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1380705674 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

- Гребнев Ю.Н.

 

- Довгаль Р.Ю.

 

- Горохова М.В.

-

 

-

 

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

член комиссии, заместитель начальника отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;

- Пика Е.В.

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

с участием:

Климова А.М.

 

Смаля А.Э.

-

 

-

представителя ОАО «Нижегородская сбытовая компания» (доверенность №111 от 30.12.2011 г.);

председателя ТСЖ дома №23 (протокол собрания собственников ТСЖ дома №23 от 26.02.2010 №1),-

рассмотрев дело №945-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Нижегородская сбытовая компания» (ул. Бекетова,  д. 3 «В», г. Нижний Новгород, 603950; ИНН 5260148520) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление товарищества собственников жилья дома №23 (далее ТСЖ дома №23, ТСЖ, Заявитель) по вопросу направления открытым акционерным обществом «Нижегородская сбытовая компания» (далее – ОАО «НСК») в адрес Заявителя счетов на оплату потребленной электроэнергии с включением стоимости потерь электрической энергии в сетях, не принадлежащих Заявителю.

В ходе рассмотрения заявления в действиях ОАО «НСК» Управлением обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») в части необоснованного возложения на товарищество собственников жилья дома №23 обязанности по оплате потерь электрической энергии в бесхозяйных электрических сетях.

Руководствуясь пунктами 1 и 2 части 2 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган принял решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «НСК», о чем на основании части 12 статьи 44 поименованного закона Управлением издан приказ от 28.08.2012 №281 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

На заседании комиссии председатель ТСЖ дома №23 поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ОАО «НСК» факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 18.05.2012 №НСК-09/1230-01. Просил производство по делу №945-ФАС52-03/12, возбужденному по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия, изучив материалы дела №945-ФАС52-03/12 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.

Между ТСЖ дома №23 и ОАО «НСК» заключен договор энергоснабжения №4459000 от 08.08.2011 (далее – договор). До 08.08.2011 поставка электрической энергии осуществлялась в рамках договора №4459000 от 20.08.1996, заключенного между ОАО «Нижновэнерго» (в настоящее время – ОАО «НСК») и ТСЖ дома №23.

Согласно актам разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 25.05.2009 №145, подписанными между ТСЖ дома №23 и филиалом «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» без разногласий, граница балансовой принадлежности и ответственности проходит в месте присоединения двух кабельных линий 0,4 кВ к трансформаторной подстанции №3480 (далее – ТП №3480), принадлежащей ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Указанные кабельные линии проложены от ТП №3480 до вводно-распределительного устройства (далее – ВРУ) дома №23, расположенного на улице Вождей революции города Нижнего Новгорода, управление которым осуществляет ТСЖ дома №23. Все электрооборудование, расположенное за указанной границей (ТП №3480), обслуживается, согласно указанным актам, ТСЖ дома №23 (то есть как внутридомовые сети, так и указанные кабельные линии).

Актом технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья» №4С10690 от 31.05.2011, подписанным между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и Заявителем, точка присоединения жилого дома к электрической сети определена в ТП №3480.

В указанном доме установлен общедомовой прибор учета – счетчик электрической энергии трехфазный статический «Меркурий 230 ART 03 PORSIDN», расположенный на границе внутридомовых инженерных сетей.

На основании вышеуказанных документов, подписанных между ТСЖ дома №23 и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 25.05.2009 №145, акт технологического присоединения №4С10690 от 31.05.2011), ОАО «НСК» заключило с ТСЖ дома №23 договор энергоснабжения с учетом принадлежности электрических сетей. Точкой поставки по договору соответственно является место присоединения кабельных линий к ТП №3480.

В связи с вышеизложенным ОАО «НСК» помимо стоимости электрической энергии, потребленной согласно показаниям общедомового прибора учета, выставляло ТСЖ дома №23 стоимость потерь электрической энергии, возникающих от границы разграничения балансовой принадлежности до прибора учета.

Письмами от 26.08.2010 №10, от 14.09.2011 №36 ТСЖ дома №23 обращалось в адрес ОАО «НСК» с просьбой прекратить начисления за потери в указанных линиях электропередач ввиду того, что указанные линии не принадлежат ТСЖ.

ОАО «НСК» письмами в адрес ТСЖ дома №23 от 13.10.2011 №23-06/15230а, от 07.11.11 №23-06/16831а, 20.12.2011 №23-06/20571, от 19.03.2012 №23-06/5837 сообщало о том, что согласно упомянутым выше документам (акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, акт технологического присоединения), а также договору энергоснабжения, подписанному ТСЖ дома №23 без разногласий, граница балансовой принадлежности установлена в ТП №3480. В случае, если ТСЖ хочет исключить стоимость потерь в рассматриваемых сетях, ему необходимо предоставить вышеперечисленные акты с измененными границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 10.01.2012 №5 «О бесхозяйных объектах электроснабжения» кабельные линии АПБбШв 3*50+1*25 длинной 60 метров, расположенные от ТП №3480 до ВРУ дома №23 на улице Вождей революции города Нижнего Новгорода, признаны бесхозяйными объектами.

По соглашению сторон схема электроснабжения Заявителя изменена – точка поставки определена в ВРУ дома №23 на улице Вождей революции города Нижнего Новгорода. Расход электроэнергии в указанных кабельных линиях исключен с 19.01.2012 из расчета платы за электроэнергию, предъявляемой ТСЖ дома №23.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.

I. Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,  результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «НСК» включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «электрическая энергия» с долей более 50 процентов в географических границах, определенных зоной деятельности ОАО «Нижегородская сбытовая компания» как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской   области (приказ Нижегородского УФАС России от 13.10.2005 №133 (с изменениями, внесенными приказом от 20.09.2007 №193).

Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (пункт 13 постановления от 30.06.2008 №30), установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «НСК» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в географических границах, определенных зоной деятельности ОАО «НСК» как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области. Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, не установлено.

С учетом изложенного действия ОАО «НСК» могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

II. Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее – Правила №530) (действовали в спорный период), в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки.

Таким образом, если прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, гарантирующий поставщик вправе взыскивать с потребителя стоимость потерь электроэнергии, возникающей на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).

Пунктом 62 Правил №530 установлено, что лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения, направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение условий, необходимых для его заключения, в том числе технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям должен содержать такое существенное условие как порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, устанавливают в пункте 2 следующие понятия:

акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;

акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;

граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Таким образом, документы, свидетельствующие о надлежащем технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации, являющиеся обязательным условием заключения договора энергоснабжения, содержат сведения о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Из вышесказанного следует, что договор энергоснабжения заключается на основании документов, свидетельствующих о надлежащем технологическом присоединении, и не может своими условиями изменить положения, заключенные в них.

Указанные документы являются необходимой предпосылкой заключения договора энергоснабжения, поскольку именно они определяют точку поставки по договору энергоснабжения.

Вместе с тем ОАО «НСК», не являясь владельцем объектов электросетевого хозяйства, не имеет правовых оснований составлять акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также акт о технологическом присоединении.

Между Заявителем и территориальной сетевой организацией – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - указанные акты подписаны без разногласий. В данных документах граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также точка присоединения к электрической сети определена в ТП-3480.

Как установлено в заседании комиссии, кабельные линии, проложенные от ТП №3480 до ВРУ дома №23, расположенного по указанному адресу, обеспечивают электрической энергией только указанный жилой дом.

Таким образом, ОАО «НСК» исполняло волю сторон, содержащуюся в вышеуказанных актах, и не имело правовых оснований изменять условия данных актов. В письме от 07.11.2011 №23-06/16831а в адрес Заявителя ОАО «НСК» правомерно указывало на то, что ТСЖ дома №23 для изменения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и, как следствие, исключения стоимости потерь в указанных сетях, необходимо обратиться в сетевую организацию – ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

На основании представленного Заявителем постановления Администрации города Нижнего Новгорода от 10.01.2012 №5 «О бесхозяйных объектах электроснабжения», в соответствии с которым рассматриваемые кабельные линии признаны бесхозяйными, ОАО «НСК» прекратило начисление ТСЖ стоимости потерь электроэнергии в данных сетях с 19.01.2012.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольному органу, оценивая действия (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции» и, в частности, определять были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В рассматриваемом случае Нижегородское УФАС России приходит к выводу о том, что действия ОАО «НСК» совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства при отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

рассмотрение дела о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» прекратить в связи c отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме).

 

Председатель Комиссии                                                               Ю.Н. Гребнев

 

Члены Комиссии                                                                           Р.Ю. Довгаль

 

                                                                                                    М.В. Горохова

 

                                                                                                    Е.В. Пика                                                                                                       

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

- Гребнев Ю.Н.

 

- Довгаль Р.Ю.

 

- Горохова М.В.

-

 

-

 

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

член комиссии, заместитель начальника отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;

- Пика Е.В.

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

с участием:

Климова А.М.

 

Смаля А.Э.

-

 

-

представителя ОАО «Нижегородская сбытовая компания» (доверенность №111 от 30.12.2011 г.);

председателя ТСЖ дома №23 (протокол собрания собственников ТСЖ дома №23 от 26.02.2010 №1),-

рассмотрев дело №945-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Нижегородская сбытовая компания» (ул. Бекетова,  д. 3 «В», г. Нижний Новгород, 603950; ИНН 5260148520) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление товарищества собственников жилья дома №23 (далее ТСЖ дома №23, ТСЖ, Заявитель) по вопросу направления открытым акционерным обществом «Нижегородская сбытовая компания» (далее – ОАО «НСК») в адрес Заявителя счетов на оплату потребленной электроэнергии с включением стоимости потерь электрической энергии в сетях, не принадлежащих Заявителю.

В ходе рассмотрения заявления в действиях ОАО «НСК» Управлением обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») в части необоснованного возложения на товарищество собственников жилья дома №23 обязанности по оплате потерь электрической энергии в бесхозяйных электрических сетях.

Руководствуясь пунктами 1 и 2 части 2 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган принял решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «НСК», о чем на основании части 12 статьи 44 поименованного закона Управлением издан приказ от 28.08.2012 №281 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

На заседании комиссии председатель ТСЖ дома №23 поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ОАО «НСК» факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 18.05.2012 №НСК-09/1230-01. Просил производство по делу №945-ФАС52-03/12, возбужденному по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия, изучив материалы дела №945-ФАС52-03/12 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.

Между ТСЖ дома №23 и ОАО «НСК» заключен договор энергоснабжения №4459000 от 08.08.2011 (далее – договор). До 08.08.2011 поставка электрической энергии осуществлялась в рамках договора №4459000 от 20.08.1996, заключенного между ОАО «Нижновэнерго» (в настоящее время – ОАО «НСК») и ТСЖ дома №23.

Согласно актам разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 25.05.2009 №145, подписанными между ТСЖ дома №23 и филиалом «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» без разногласий, граница балансовой принадлежности и ответственности проходит в месте присоединения двух кабельных линий 0,4 кВ к трансформаторной подстанции №3480 (далее – ТП №3480), принадлежащей ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Указанные кабельные линии проложены от ТП №3480 до вводно-распределительного устройства (далее – ВРУ) дома №23, расположенного на улице Вождей революции города Нижнего Новгорода, управление которым осуществляет ТСЖ дома №23. Все электрооборудование, расположенное за указанной границей (ТП №3480), обслуживается, согласно указанным актам, ТСЖ дома №23 (то есть как внутридомовые сети, так и указанные кабельные линии).

Актом технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья» №4С10690 от 31.05.2011, подписанным между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и Заявителем, точка присоединения жилого дома к электрической сети определена в ТП №3480.

В указанном доме установлен общедомовой прибор учета – счетчик электрической энергии трехфазный статический «Меркурий 230 ART 03 PORSIDN», расположенный на границе внутридомовых инженерных сетей.

На основании вышеуказанных документов, подписанных между ТСЖ дома №23 и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 25.05.2009 №145, акт технологического присоединения №4С10690 от 31.05.2011), ОАО «НСК» заключило с ТСЖ дома №23 договор энергоснабжения с учетом принадлежности электрических сетей. Точкой поставки по договору соответственно является место присоединения кабельных линий к ТП №3480.

В связи с вышеизложенным ОАО «НСК» помимо стоимости электрической энергии, потребленной согласно показаниям общедомового прибора учета, выставляло ТСЖ дома №23 стоимость потерь электрической энергии, возникающих от границы разграничения балансовой принадлежности до прибора учета.

Письмами от 26.08.2010 №10, от 14.09.2011 №36 ТСЖ дома №23 обращалось в адрес ОАО «НСК» с просьбой прекратить начисления за потери в указанных линиях электропередач ввиду того, что указанные линии не принадлежат ТСЖ.

ОАО «НСК» письмами в адрес ТСЖ дома №23 от 13.10.2011 №23-06/15230а, от 07.11.11 №23-06/16831а, 20.12.2011 №23-06/20571, от 19.03.2012 №23-06/5837 сообщало о том, что согласно упомянутым выше документам (акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, акт технологического присоединения), а также договору энергоснабжения, подписанному ТСЖ дома №23 без разногласий, граница балансовой принадлежности установлена в ТП №3480. В случае, если ТСЖ хочет исключить стоимость потерь в рассматриваемых сетях, ему необходимо предоставить вышеперечисленные акты с измененными границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 10.01.2012 №5 «О бесхозяйных объектах электроснабжения» кабельные линии АПБбШв 3*50+1*25 длинной 60 метров, расположенные от ТП №3480 до ВРУ дома №23 на улице Вождей революции города Нижнего Новгорода, признаны бесхозяйными объектами.

По соглашению сторон схема электроснабжения Заявителя изменена – точка поставки определена в ВРУ дома №23 на улице Вождей революции города Нижнего Новгорода. Расход электроэнергии в указанных кабельных линиях исключен с 19.01.2012 из расчета платы за электроэнергию, предъявляемой ТСЖ дома №23.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.

I. Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,  результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «НСК» включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «электрическая энергия» с долей более 50 процентов в географических границах, определенных зоной деятельности ОАО «Нижегородская сбытовая компания» как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской   области (приказ Нижегородского УФАС России от 13.10.2005 №133 (с изменениями, внесенными приказом от 20.09.2007 №193).

Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (пункт 13 постановления от 30.06.2008 №30), установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «НСК» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в географических границах, определенных зоной деятельности ОАО «НСК» как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области. Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, не установлено.

С учетом изложенного действия ОАО «НСК» могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

II. Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее – Правила №530) (действовали в спорный период), в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки.

Таким образом, если прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, гарантирующий поставщик вправе взыскивать с потребителя стоимость потерь электроэнергии, возникающей на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).

Пунктом 62 Правил №530 установлено, что лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения, направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение условий, необходимых для его заключения, в том числе технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям должен содержать такое существенное условие как порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, устанавливают в пункте 2 следующие понятия:

акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;

акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;

граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Таким образом, документы, свидетельствующие о надлежащем технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации, являющиеся обязательным условием заключения договора энергоснабжения, содержат сведения о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Из вышесказанного следует, что договор энергоснабжения заключается на основании документов, свидетельствующих о надлежащем технологическом присоединении, и не может своими условиями изменить положения, заключенные в них.

Указанные документы являются необходимой предпосылкой заключения договора энергоснабжения, поскольку именно они определяют точку поставки по договору энергоснабжения.

Вместе с тем ОАО «НСК», не являясь владельцем объектов электросетевого хозяйства, не имеет правовых оснований составлять акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также акт о технологическом присоединении.

Между Заявителем и территориальной сетевой организацией – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - указанные акты подписаны без разногласий. В данных документах граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также точка присоединения к электрической сети определена в ТП-3480.

Как установлено в заседании комиссии, кабельные линии, проложенные от ТП №3480 до ВРУ дома №23, расположенного по указанному адресу, обеспечивают электрической энергией только указанный жилой дом.

Таким образом, ОАО «НСК» исполняло волю сторон, содержащуюся в вышеуказанных актах, и не имело правовых оснований изменять условия данных актов. В письме от 07.11.2011 №23-06/16831а в адрес Заявителя ОАО «НСК» правомерно указывало на то, что ТСЖ дома №23 для изменения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и, как следствие, исключения стоимости потерь в указанных сетях, необходимо обратиться в сетевую организацию – ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

На основании представленного Заявителем постановления Администрации города Нижнего Новгорода от 10.01.2012 №5 «О бесхозяйных объектах электроснабжения», в соответствии с которым рассматриваемые кабельные линии признаны бесхозяйными, ОАО «НСК» прекратило начисление ТСЖ стоимости потерь электроэнергии в данных сетях с 19.01.2012.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольному органу, оценивая действия (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции» и, в частности, определять были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В рассматриваемом случае Нижегородское УФАС России приходит к выводу о том, что действия ОАО «НСК» совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства при отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

рассмотрение дела о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» прекратить в связи c отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме).

 

Председатель Комиссии                                                               Ю.Н. Гребнев

 

Члены Комиссии                                                                           Р.Ю. Довгаль

 

                                                                                                    М.В. Горохова

 

                                                                                                    Е.В. Пика                                                                                                       

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 945-ФАС52-03/12 [format] => [safe_value] => 945-ФАС52-03/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 60 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 60 [vid] => 6 [name] => Контроль естественных монополий [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-08 10:40:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-08 10:40:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1380537907 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )