РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№733-ФАС52-03/13
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена 29.10.2013
В полном объеме решение изготовлено 12.11.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. - Дубинчик А.Э. | - - | председатель комиссии, заместитель руководителя управления; член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
- Литвиненко Н.В. | - | член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий, - |
c участием:
- Ногтева В.Е. | - | представителя ООО «Эдельвейс» (доверенность от 28.10.2013 №3); |
- Скамейкина К.В. | - | представителя ООО «Эдельвейс» (доверенность от 28.10.2013 №4); |
- Щербакова А.А. | - | представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (доверенность от 03.12.2012 б/н); |
- Баруздина В.В. | - | представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (доверенность от 25.12.2012 б/н); |
- Кашиной Е.К. | - | представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (доверенность от 25.12.2012 б/н), - |
рассмотрев дело №733-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «МРСК Центра и Приволжья» (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Эдельвейс» на действия открытого акционерного общества «МРСК Центра и Приволжья», связанные с необоснованным, по мнению заявителя, установлением (расчетом) платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Аллея Ильича, дом 5, – к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья».
По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение о возбуждении в отношении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», о чем на основании части 12 статьи 44 поименованного закона руководителем Управления издан приказ от 17.07.2013 №287 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».
На заседании комиссии представители ООО «Эдельвейс» пояснили, что считают включение в стоимость технологического присоединения к электрическим сетям стоимости строительства кабельных линий и трансформаторной подстанции является экономически и технологически не обоснованным, и нарушает антимонопольное законодательство.
Представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» пояснили, что плата за технологическое присоединение объекта ООО «Эдельвейс» рассчитана исходя из пункта 26 приказа Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 №209-э/1, пункта 1.3.3 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.12.2012 №74/1 (далее – решение РСТ НО №74/1) и приложения 2 к указанному решению РСТ НО. Кроме того, представители ответчика считают, что из действующего законодательства вытекает право выбора сетевой организации способа расчета платы за технологической присоединение к электрическим сетям (либо в соответствии со стандартизированными тарифными ставками (приложение №1 к решению РСТ НО №74/1), либо в соответствии со ставками за единицу мощности (приложение №2 к решению РСТ НО №74/1).
Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» считает, что в действиях общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Комиссия, заслушав объяснения заявителя, ответчика, заинтересованного лица, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.
1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», к которым относятся, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие заключение договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Начиная с 01.01.2008, на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 №49/1).
В соответствии с действующей на территории области котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «МРСК Центра и Приволжья», имеющим статус «котлодержателя».
В свою очередь, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключает договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным потребителям со всеми иными сетевыми организациями, действующими на территории Нижегородской области.
Для взаиморасчетов с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» указанным сетевым организациям региональной службой по тарифам Нижегородской области в пределах единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по их электрическим сетям.
Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья», являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» свидетельствует о том, что ее положение на соответствующем товарном рынке в географических границах присоединенных электрических сетей является доминирующим.
При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия «сетевая организация», указанного в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.
С учетом вышеизложенного, действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. 04.03.2013 ООО «Эдельвейс» подало заявку в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Аллея Ильича, дом 5, – к электросетям. В ответ на указанную заявку сетевой организацией в адрес заявителя направлен проект договора на осуществление технологического присоединения к электросетям и технические условия для присоединения к электросети №21/25-32-103 (далее – ТУ).
В соответствии с ТУ на сетевую организацию возложены следующие обязанности:
- запроектировать, построить и оборудовать новую ТП-6/0,4 кВ;
- для электроснабжения новой ТП-6/0,4 кВ запроектировать и построить ЛЭП-6 кВ до резервной ячейки РУ-6 кВ ТП-2063;
- запроектировать и построить ЛЭП-0,4 кВ от новой ТП-6/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя;
- осуществить мероприятия по реализации технических условий исполнить до границы земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
В пункте 10 вышеуказанного проекта договора плата за технологическое присоединение рассматриваемого объекта определена исходя из следующей формулы:
«Плата = C1i x Ni + (КЛ-04 кВ x Ni) + (КЛ-6 кВ x Ni) + (КТП x Zизм.ст)
где:
C1i – ставка за единицу максимальной мощности (руб/кВт);
Ni – объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение (кВт);
КЛ-04 кВ – стоимость строительства кабельной линии;
КЛ-6 кВ – стоимость строительства кабельной линии;
КТП – стоимость строительства трансформаторной подстанции;
Zизм.ст – индекс изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам для субъекта РФ, в котором располагаются существующие узлы подстанции, к которым предполагается технологическое присоединение устройств, на квартал, предшествующий кварталу, в котором определяется плата за технологическое присоединение, к территориальным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемого Министерством регионального развития РФ в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности».
Плата, рассчитанная на основании вышеприведенной формулы, составляет 33 993 838 рублей 72 копейки (в том числе НДС).
Заявитель, не согласившись с указанным расчетом, обратился в Нижегородское УФАС России.
В ходе рассмотрения дела комиссией установлено, что действующим законодательством предусмотрено два способа расчета платы за технологическое присоединения к электрическим сетям:
А) в соответствии со ставками за единицу мощности (приложение №2 к решению РСТ НО №74/1);
Б) в соответствии со стандартизированными тарифными ставками (приложение №1 к решению РСТ НО №74/1).
Рассмотрим более подробно оба указанных варианта.
А) В соответствии с пунктом 26 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 11.09.2012 №209-э/1 (далее – Методические указания), размер платы за технологическое присоединение () для конкретного заявителя определяется сетевой организацией на основании утвержденных регулирующим органом отдельных ставок по каждому мероприятию Приложения N 2 к Методическим указаниям, исходя из суммы затрат, рассчитанных по ставкам за технологическое присоединение (мероприятия 1, 4, 5, 6 указанного Приложения) и ставки (ставок) по мероприятиям "последней мили", реализуемым сетевой организацией для подключения конкретного заявителя, умноженной на объем максимальной мощности, указанный заявителем в заявке на технологическое присоединение () на уровне напряжения i и (или) диапазоне мощности j (руб./кВт).
Для каждого конкретного заявителя при определении размера платы на основании утвержденных регулирующим органом ставок платы применяются те ставки (пункты 3.1 - 3.4 Приложения N 2), которые согласно поданной заявке соответствуют способу технологического присоединения.
Ставки платы за единицу максимальной мощности установлены в приложении №2 к решению РСТ НО №74/1.
По смыслу пункта 3.4 приложения №2 к указанному решению РСТ НО стоимость мероприятий по строительству комплексных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ рассчитывается в порядке, предусмотренном пунктом 1.3.3 решения РСТ НО №74/1.
Согласно пункту 1.3.3 решения РСТ НО №74/1 при технологическом присоединении заявителя согласно техническим условиям, предусматривающим мероприятия по строительству комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ плата за строительство ТП рассчитывается по следующей формуле:
P = P + C x N x Z (3)
i3 i2 4i i изм.ст
где:
- P - плата за технологическое присоединение объектов
i3
электросетевого хозяйства (руб.);
- P - плата за технологическое присоединение объектов
i2
электросетевого хозяйства, рассчитанная по формуле (2) подпункта 1.3.2 (руб.);
- C - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов
4i
сетевой организации на строительство подстанций на i-м уровне напряжения (руб./кВт);
- N - объем максимальной мощности, указанной в заявке на
i
технологическое присоединение заявителем (кВт);
- Z - индекс изменения сметной стоимости по строительно-
изм.ст
монтажным работам для субъекта Российской Федерации, в котором располагаются существующие узловые подстанции, к которым предполагается технологическое присоединение устройств, на квартал, предшествующий кварталу, в котором определяется плата за технологическое присоединение, к федеральным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемого Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.
Исходя из вышеприведенных норм права стоимость технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья» для ООО «Эдельвейс» составила:
C1i x Ni + (КЛ-04 кВ x Ni) + (КЛ-6 кВ x Ni) + (КТП x Zизм.ст)
(20,7 + 22,83 +48,75) х 150 + (102084 х 150) + (87228 х 150) + (461,9 х 5,74) = 28808337,9 руб. (без учета НДС); всего с учетом НДС (18%): 28808337,9 х 1,18 = 33 993 838,72 руб.
Именно указанный вариант расчета платы за технологическое присоединение был предложен сетевой организацией ООО «Эдельвейс».
Б) Иной порядок расчета стоимости технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии со стандартизированными тарифными ставки устанавливается пунктами 1.3.1 – 1.3.3 Решения РСТ НО №74/1. В соответствии с указанными нормами права стоимость технологического присоединения рассчитывается по следующей формуле:
P = C1,i x Ni + (C4,i x Ni x Zизм.ст (тп)) + ∑(C3,i x L3,i x Zизм.ст (кл))
где:
P – плата за технологическое присоединение на уровне напряжения i;
C1,i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии по мероприятиям, не включающих в себя строительство объектов электросетевого хозяйства, (руб./кВт);
Ni – объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение заявителем (кВт);
C3,i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередач, на i-м уровне напряжения, (руб./км);
L3,i – протяженность кабельных линий электропередач на i-м уровне напряжения, (км);
C4,i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций на i-м уровне напряжения, (руб./км);
Z – индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для субъекта РФ.
Следовательно, при указанном варианте расчета стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя в соответствии со стандартизированными тарифными ставками составляет:
(20,7+22,83+48,75х150)+(461,9х150х5,74)+(596967,74х0,14х4,95)+(229722,94х0,1х4,95)+(619199,68х0,07х4,95)=1153502,09 (без учета НДС); всего с учетом НДС (18%): 1153502,09 х 1,18 = 1 361 132,46 руб.
В соответствии с Методическими указаниями региональной службой по тарифам Нижегородской области утверждаются на период регулирования стандартизированные тарифные ставки и ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт).
Порядок осуществления технологического присоединении к электрическим сетям регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения).
В указанных выше нормативных актах не устанавливается обязанность сетевой организации осуществить расчет платы за технологическое присоединение по всем возможным вариантам и предложить заявителю такой, который будет более выгоден заявителю по цене. Также указанными нормативными актами не ограничивается право сетевой организации направить заявителю проект договора о технологическом присоединении с расчетом платы по договору по любому из возможных вариантов.
Кроме того, согласно пункту 15 Правил технологического присоединения заявитель вправе не согласиться с представленным сетевой организацией проектом договора о технологическом присоединении и направить в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора, в том числе в части порядка расчета платы за технологическое присоединение. Таким образом реализуется право заявителя на выбор варианта расчета платы за технологическое присоединение. Указанная позиция разделяется и регулирующим органом – региональной службой по тарифам Нижегородской области (письмо РСТ НО от 27.09.2013 №516-4284/13).
Таким образом, стоимость технологического присоединения к электрическим сетям для ООО «Эдельвейс», указанная в проекте договора на осуществление технологического присоединения к электросетям, направленного в адрес заявителя сетевой организацией, рассчитана верно.
Каких-либо разногласий по предложенному проекту договора об осуществлении технологического присоединения, в том числе по его цене, заявителем в адрес сетевой организации не направлялось.
На основании изложенного с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела комиссия приходит к итоговому выводу о том, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» действовало в допустимых пределах осуществления гражданских прав, соответственно, в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
решила:
рассмотрение дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» открытым акционерным обществом «МРСК Центра и Приволжья» прекратить в связи c отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены комиссии А.Э. Дубинчик
Н.В. Литвиненко
stdClass Object
(
[vid] => 11734
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №733-ФАС52-03/12 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 11734
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1384350134
[changed] => 1384350134
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1384350134
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№733-ФАС52-03/13
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена 29.10.2013
В полном объеме решение изготовлено 12.11.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. - Дубинчик А.Э. | - - | председатель комиссии, заместитель руководителя управления; член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
- Литвиненко Н.В. | - | член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий, - |
c участием:
- Ногтева В.Е. | - | представителя ООО «Эдельвейс» (доверенность от 28.10.2013 №3); |
- Скамейкина К.В. | - | представителя ООО «Эдельвейс» (доверенность от 28.10.2013 №4); |
- Щербакова А.А. | - | представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (доверенность от 03.12.2012 б/н); |
- Баруздина В.В. | - | представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (доверенность от 25.12.2012 б/н); |
- Кашиной Е.К. | - | представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (доверенность от 25.12.2012 б/н), - |
рассмотрев дело №733-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «МРСК Центра и Приволжья» (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Эдельвейс» на действия открытого акционерного общества «МРСК Центра и Приволжья», связанные с необоснованным, по мнению заявителя, установлением (расчетом) платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Аллея Ильича, дом 5, – к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья».
По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение о возбуждении в отношении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», о чем на основании части 12 статьи 44 поименованного закона руководителем Управления издан приказ от 17.07.2013 №287 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».
На заседании комиссии представители ООО «Эдельвейс» пояснили, что считают включение в стоимость технологического присоединения к электрическим сетям стоимости строительства кабельных линий и трансформаторной подстанции является экономически и технологически не обоснованным, и нарушает антимонопольное законодательство.
Представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» пояснили, что плата за технологическое присоединение объекта ООО «Эдельвейс» рассчитана исходя из пункта 26 приказа Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 №209-э/1, пункта 1.3.3 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.12.2012 №74/1 (далее – решение РСТ НО №74/1) и приложения 2 к указанному решению РСТ НО. Кроме того, представители ответчика считают, что из действующего законодательства вытекает право выбора сетевой организации способа расчета платы за технологической присоединение к электрическим сетям (либо в соответствии со стандартизированными тарифными ставками (приложение №1 к решению РСТ НО №74/1), либо в соответствии со ставками за единицу мощности (приложение №2 к решению РСТ НО №74/1).
Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» считает, что в действиях общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Комиссия, заслушав объяснения заявителя, ответчика, заинтересованного лица, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.
1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», к которым относятся, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие заключение договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Начиная с 01.01.2008, на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 №49/1).
В соответствии с действующей на территории области котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «МРСК Центра и Приволжья», имеющим статус «котлодержателя».
В свою очередь, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключает договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным потребителям со всеми иными сетевыми организациями, действующими на территории Нижегородской области.
Для взаиморасчетов с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» указанным сетевым организациям региональной службой по тарифам Нижегородской области в пределах единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по их электрическим сетям.
Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья», являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» свидетельствует о том, что ее положение на соответствующем товарном рынке в географических границах присоединенных электрических сетей является доминирующим.
При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия «сетевая организация», указанного в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.
С учетом вышеизложенного, действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. 04.03.2013 ООО «Эдельвейс» подало заявку в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Аллея Ильича, дом 5, – к электросетям. В ответ на указанную заявку сетевой организацией в адрес заявителя направлен проект договора на осуществление технологического присоединения к электросетям и технические условия для присоединения к электросети №21/25-32-103 (далее – ТУ).
В соответствии с ТУ на сетевую организацию возложены следующие обязанности:
- запроектировать, построить и оборудовать новую ТП-6/0,4 кВ;
- для электроснабжения новой ТП-6/0,4 кВ запроектировать и построить ЛЭП-6 кВ до резервной ячейки РУ-6 кВ ТП-2063;
- запроектировать и построить ЛЭП-0,4 кВ от новой ТП-6/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя;
- осуществить мероприятия по реализации технических условий исполнить до границы земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
В пункте 10 вышеуказанного проекта договора плата за технологическое присоединение рассматриваемого объекта определена исходя из следующей формулы:
«Плата = C1i x Ni + (КЛ-04 кВ x Ni) + (КЛ-6 кВ x Ni) + (КТП x Zизм.ст)
где:
C1i – ставка за единицу максимальной мощности (руб/кВт);
Ni – объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение (кВт);
КЛ-04 кВ – стоимость строительства кабельной линии;
КЛ-6 кВ – стоимость строительства кабельной линии;
КТП – стоимость строительства трансформаторной подстанции;
Zизм.ст – индекс изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам для субъекта РФ, в котором располагаются существующие узлы подстанции, к которым предполагается технологическое присоединение устройств, на квартал, предшествующий кварталу, в котором определяется плата за технологическое присоединение, к территориальным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемого Министерством регионального развития РФ в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности».
Плата, рассчитанная на основании вышеприведенной формулы, составляет 33 993 838 рублей 72 копейки (в том числе НДС).
Заявитель, не согласившись с указанным расчетом, обратился в Нижегородское УФАС России.
В ходе рассмотрения дела комиссией установлено, что действующим законодательством предусмотрено два способа расчета платы за технологическое присоединения к электрическим сетям:
А) в соответствии со ставками за единицу мощности (приложение №2 к решению РСТ НО №74/1);
Б) в соответствии со стандартизированными тарифными ставками (приложение №1 к решению РСТ НО №74/1).
Рассмотрим более подробно оба указанных варианта.
А) В соответствии с пунктом 26 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 11.09.2012 №209-э/1 (далее – Методические указания), размер платы за технологическое присоединение () для конкретного заявителя определяется сетевой организацией на основании утвержденных регулирующим органом отдельных ставок по каждому мероприятию Приложения N 2 к Методическим указаниям, исходя из суммы затрат, рассчитанных по ставкам за технологическое присоединение (мероприятия 1, 4, 5, 6 указанного Приложения) и ставки (ставок) по мероприятиям "последней мили", реализуемым сетевой организацией для подключения конкретного заявителя, умноженной на объем максимальной мощности, указанный заявителем в заявке на технологическое присоединение () на уровне напряжения i и (или) диапазоне мощности j (руб./кВт).
Для каждого конкретного заявителя при определении размера платы на основании утвержденных регулирующим органом ставок платы применяются те ставки (пункты 3.1 - 3.4 Приложения N 2), которые согласно поданной заявке соответствуют способу технологического присоединения.
Ставки платы за единицу максимальной мощности установлены в приложении №2 к решению РСТ НО №74/1.
По смыслу пункта 3.4 приложения №2 к указанному решению РСТ НО стоимость мероприятий по строительству комплексных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ рассчитывается в порядке, предусмотренном пунктом 1.3.3 решения РСТ НО №74/1.
Согласно пункту 1.3.3 решения РСТ НО №74/1 при технологическом присоединении заявителя согласно техническим условиям, предусматривающим мероприятия по строительству комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ плата за строительство ТП рассчитывается по следующей формуле:
P = P + C x N x Z (3)
i3 i2 4i i изм.ст
где:
- P - плата за технологическое присоединение объектов
i3
электросетевого хозяйства (руб.);
- P - плата за технологическое присоединение объектов
i2
электросетевого хозяйства, рассчитанная по формуле (2) подпункта 1.3.2 (руб.);
- C - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов
4i
сетевой организации на строительство подстанций на i-м уровне напряжения (руб./кВт);
- N - объем максимальной мощности, указанной в заявке на
i
технологическое присоединение заявителем (кВт);
- Z - индекс изменения сметной стоимости по строительно-
изм.ст
монтажным работам для субъекта Российской Федерации, в котором располагаются существующие узловые подстанции, к которым предполагается технологическое присоединение устройств, на квартал, предшествующий кварталу, в котором определяется плата за технологическое присоединение, к федеральным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемого Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.
Исходя из вышеприведенных норм права стоимость технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья» для ООО «Эдельвейс» составила:
C1i x Ni + (КЛ-04 кВ x Ni) + (КЛ-6 кВ x Ni) + (КТП x Zизм.ст)
(20,7 + 22,83 +48,75) х 150 + (102084 х 150) + (87228 х 150) + (461,9 х 5,74) = 28808337,9 руб. (без учета НДС); всего с учетом НДС (18%): 28808337,9 х 1,18 = 33 993 838,72 руб.
Именно указанный вариант расчета платы за технологическое присоединение был предложен сетевой организацией ООО «Эдельвейс».
Б) Иной порядок расчета стоимости технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии со стандартизированными тарифными ставки устанавливается пунктами 1.3.1 – 1.3.3 Решения РСТ НО №74/1. В соответствии с указанными нормами права стоимость технологического присоединения рассчитывается по следующей формуле:
P = C1,i x Ni + (C4,i x Ni x Zизм.ст (тп)) + ∑(C3,i x L3,i x Zизм.ст (кл))
где:
P – плата за технологическое присоединение на уровне напряжения i;
C1,i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии по мероприятиям, не включающих в себя строительство объектов электросетевого хозяйства, (руб./кВт);
Ni – объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение заявителем (кВт);
C3,i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередач, на i-м уровне напряжения, (руб./км);
L3,i – протяженность кабельных линий электропередач на i-м уровне напряжения, (км);
C4,i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций на i-м уровне напряжения, (руб./км);
Z – индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для субъекта РФ.
Следовательно, при указанном варианте расчета стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя в соответствии со стандартизированными тарифными ставками составляет:
(20,7+22,83+48,75х150)+(461,9х150х5,74)+(596967,74х0,14х4,95)+(229722,94х0,1х4,95)+(619199,68х0,07х4,95)=1153502,09 (без учета НДС); всего с учетом НДС (18%): 1153502,09 х 1,18 = 1 361 132,46 руб.
В соответствии с Методическими указаниями региональной службой по тарифам Нижегородской области утверждаются на период регулирования стандартизированные тарифные ставки и ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт).
Порядок осуществления технологического присоединении к электрическим сетям регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения).
В указанных выше нормативных актах не устанавливается обязанность сетевой организации осуществить расчет платы за технологическое присоединение по всем возможным вариантам и предложить заявителю такой, который будет более выгоден заявителю по цене. Также указанными нормативными актами не ограничивается право сетевой организации направить заявителю проект договора о технологическом присоединении с расчетом платы по договору по любому из возможных вариантов.
Кроме того, согласно пункту 15 Правил технологического присоединения заявитель вправе не согласиться с представленным сетевой организацией проектом договора о технологическом присоединении и направить в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора, в том числе в части порядка расчета платы за технологическое присоединение. Таким образом реализуется право заявителя на выбор варианта расчета платы за технологическое присоединение. Указанная позиция разделяется и регулирующим органом – региональной службой по тарифам Нижегородской области (письмо РСТ НО от 27.09.2013 №516-4284/13).
Таким образом, стоимость технологического присоединения к электрическим сетям для ООО «Эдельвейс», указанная в проекте договора на осуществление технологического присоединения к электросетям, направленного в адрес заявителя сетевой организацией, рассчитана верно.
Каких-либо разногласий по предложенному проекту договора об осуществлении технологического присоединения, в том числе по его цене, заявителем в адрес сетевой организации не направлялось.
На основании изложенного с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела комиссия приходит к итоговому выводу о том, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» действовало в допустимых пределах осуществления гражданских прав, соответственно, в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
решила:
рассмотрение дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» открытым акционерным обществом «МРСК Центра и Приволжья» прекратить в связи c отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены комиссии А.Э. Дубинчик
Н.В. Литвиненко
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№733-ФАС52-03/13
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена 29.10.2013
В полном объеме решение изготовлено 12.11.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н.
- Дубинчик А.Э.
|
-
-
|
председатель комиссии, заместитель руководителя управления;
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;
|
- Литвиненко Н.В.
|
-
|
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий, -
|
c участием:
- Ногтева В.Е.
|
-
|
представителя ООО «Эдельвейс» (доверенность от 28.10.2013 №3);
|
- Скамейкина К.В.
|
-
|
представителя ООО «Эдельвейс» (доверенность от 28.10.2013 №4);
|
- Щербакова А.А.
|
-
|
представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (доверенность от 03.12.2012 б/н);
|
- Баруздина В.В.
|
-
|
представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (доверенность от 25.12.2012 б/н);
|
- Кашиной Е.К.
|
-
|
представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (доверенность от 25.12.2012 б/н), -
|
рассмотрев дело №733-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «МРСК Центра и Приволжья» (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Эдельвейс» на действия открытого акционерного общества «МРСК Центра и Приволжья», связанные с необоснованным, по мнению заявителя, установлением (расчетом) платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Аллея Ильича, дом 5, – к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья».
По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение о возбуждении в отношении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», о чем на основании части 12 статьи 44 поименованного закона руководителем Управления издан приказ от 17.07.2013 №287 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».
На заседании комиссии представители ООО «Эдельвейс» пояснили, что считают включение в стоимость технологического присоединения к электрическим сетям стоимости строительства кабельных линий и трансформаторной подстанции является экономически и технологически не обоснованным, и нарушает антимонопольное законодательство.
Представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» пояснили, что плата за технологическое присоединение объекта ООО «Эдельвейс» рассчитана исходя из пункта 26 приказа Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 №209-э/1, пункта 1.3.3 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.12.2012 №74/1 (далее – решение РСТ НО №74/1) и приложения 2 к указанному решению РСТ НО. Кроме того, представители ответчика считают, что из действующего законодательства вытекает право выбора сетевой организации способа расчета платы за технологической присоединение к электрическим сетям (либо в соответствии со стандартизированными тарифными ставками (приложение №1 к решению РСТ НО №74/1), либо в соответствии со ставками за единицу мощности (приложение №2 к решению РСТ НО №74/1).
Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» считает, что в действиях общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Комиссия, заслушав объяснения заявителя, ответчика, заинтересованного лица, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.
1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», к которым относятся, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие заключение договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Начиная с 01.01.2008, на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 №49/1).
В соответствии с действующей на территории области котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «МРСК Центра и Приволжья», имеющим статус «котлодержателя».
В свою очередь, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключает договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным потребителям со всеми иными сетевыми организациями, действующими на территории Нижегородской области.
Для взаиморасчетов с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» указанным сетевым организациям региональной службой по тарифам Нижегородской области в пределах единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по их электрическим сетям.
Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья», являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» свидетельствует о том, что ее положение на соответствующем товарном рынке в географических границах присоединенных электрических сетей является доминирующим.
При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия «сетевая организация», указанного в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.
С учетом вышеизложенного, действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. 04.03.2013 ООО «Эдельвейс» подало заявку в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Аллея Ильича, дом 5, – к электросетям. В ответ на указанную заявку сетевой организацией в адрес заявителя направлен проект договора на осуществление технологического присоединения к электросетям и технические условия для присоединения к электросети №21/25-32-103 (далее – ТУ).
В соответствии с ТУ на сетевую организацию возложены следующие обязанности:
- запроектировать, построить и оборудовать новую ТП-6/0,4 кВ;
- для электроснабжения новой ТП-6/0,4 кВ запроектировать и построить ЛЭП-6 кВ до резервной ячейки РУ-6 кВ ТП-2063;
- запроектировать и построить ЛЭП-0,4 кВ от новой ТП-6/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя;
- осуществить мероприятия по реализации технических условий исполнить до границы земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
В пункте 10 вышеуказанного проекта договора плата за технологическое присоединение рассматриваемого объекта определена исходя из следующей формулы:
«Плата = C1i x Ni + (КЛ-04 кВ x Ni) + (КЛ-6 кВ x Ni) + (КТП x Zизм.ст)
где:
C1i – ставка за единицу максимальной мощности (руб/кВт);
Ni – объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение (кВт);
КЛ-04 кВ – стоимость строительства кабельной линии;
КЛ-6 кВ – стоимость строительства кабельной линии;
КТП – стоимость строительства трансформаторной подстанции;
Zизм.ст – индекс изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам для субъекта РФ, в котором располагаются существующие узлы подстанции, к которым предполагается технологическое присоединение устройств, на квартал, предшествующий кварталу, в котором определяется плата за технологическое присоединение, к территориальным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемого Министерством регионального развития РФ в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности».
Плата, рассчитанная на основании вышеприведенной формулы, составляет 33 993 838 рублей 72 копейки (в том числе НДС).
Заявитель, не согласившись с указанным расчетом, обратился в Нижегородское УФАС России.
В ходе рассмотрения дела комиссией установлено, что действующим законодательством предусмотрено два способа расчета платы за технологическое присоединения к электрическим сетям:
А) в соответствии со ставками за единицу мощности (приложение №2 к решению РСТ НО №74/1);
Б) в соответствии со стандартизированными тарифными ставками (приложение №1 к решению РСТ НО №74/1).
Рассмотрим более подробно оба указанных варианта.
А) В соответствии с пунктом 26 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 11.09.2012 №209-э/1 (далее – Методические указания), размер платы за технологическое присоединение () для конкретного заявителя определяется сетевой организацией на основании утвержденных регулирующим органом отдельных ставок по каждому мероприятию Приложения N 2 к Методическим указаниям, исходя из суммы затрат, рассчитанных по ставкам за технологическое присоединение (мероприятия 1, 4, 5, 6 указанного Приложения) и ставки (ставок) по мероприятиям "последней мили", реализуемым сетевой организацией для подключения конкретного заявителя, умноженной на объем максимальной мощности, указанный заявителем в заявке на технологическое присоединение () на уровне напряжения i и (или) диапазоне мощности j (руб./кВт).
Для каждого конкретного заявителя при определении размера платы на основании утвержденных регулирующим органом ставок платы применяются те ставки (пункты 3.1 - 3.4 Приложения N 2), которые согласно поданной заявке соответствуют способу технологического присоединения.
Ставки платы за единицу максимальной мощности установлены в приложении №2 к решению РСТ НО №74/1.
По смыслу пункта 3.4 приложения №2 к указанному решению РСТ НО стоимость мероприятий по строительству комплексных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ рассчитывается в порядке, предусмотренном пунктом 1.3.3 решения РСТ НО №74/1.
Согласно пункту 1.3.3 решения РСТ НО №74/1 при технологическом присоединении заявителя согласно техническим условиям, предусматривающим мероприятия по строительству комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ плата за строительство ТП рассчитывается по следующей формуле:
P = P + C x N x Z (3)
i3 i2 4i i изм.ст
где:
- P - плата за технологическое присоединение объектов
i3
электросетевого хозяйства (руб.);
- P - плата за технологическое присоединение объектов
i2
электросетевого хозяйства, рассчитанная по формуле (2) подпункта 1.3.2 (руб.);
- C - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов
4i
сетевой организации на строительство подстанций на i-м уровне напряжения (руб./кВт);
- N - объем максимальной мощности, указанной в заявке на
i
технологическое присоединение заявителем (кВт);
- Z - индекс изменения сметной стоимости по строительно-
изм.ст
монтажным работам для субъекта Российской Федерации, в котором располагаются существующие узловые подстанции, к которым предполагается технологическое присоединение устройств, на квартал, предшествующий кварталу, в котором определяется плата за технологическое присоединение, к федеральным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемого Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.
Исходя из вышеприведенных норм права стоимость технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья» для ООО «Эдельвейс» составила:
C1i x Ni + (КЛ-04 кВ x Ni) + (КЛ-6 кВ x Ni) + (КТП x Zизм.ст)
(20,7 + 22,83 +48,75) х 150 + (102084 х 150) + (87228 х 150) + (461,9 х 5,74) = 28808337,9 руб. (без учета НДС); всего с учетом НДС (18%): 28808337,9 х 1,18 = 33 993 838,72 руб.
Именно указанный вариант расчета платы за технологическое присоединение был предложен сетевой организацией ООО «Эдельвейс».
Б) Иной порядок расчета стоимости технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии со стандартизированными тарифными ставки устанавливается пунктами 1.3.1 – 1.3.3 Решения РСТ НО №74/1. В соответствии с указанными нормами права стоимость технологического присоединения рассчитывается по следующей формуле:
P = C1,i x Ni + (C4,i x Ni x Zизм.ст (тп)) + ∑(C3,i x L3,i x Zизм.ст (кл))
где:
P – плата за технологическое присоединение на уровне напряжения i;
C1,i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии по мероприятиям, не включающих в себя строительство объектов электросетевого хозяйства, (руб./кВт);
Ni – объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение заявителем (кВт);
C3,i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередач, на i-м уровне напряжения, (руб./км);
L3,i – протяженность кабельных линий электропередач на i-м уровне напряжения, (км);
C4,i – стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций на i-м уровне напряжения, (руб./км);
Z – индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для субъекта РФ.
Следовательно, при указанном варианте расчета стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя в соответствии со стандартизированными тарифными ставками составляет:
(20,7+22,83+48,75х150)+(461,9х150х5,74)+(596967,74х0,14х4,95)+(229722,94х0,1х4,95)+(619199,68х0,07х4,95)=1153502,09 (без учета НДС); всего с учетом НДС (18%): 1153502,09 х 1,18 = 1 361 132,46 руб.
В соответствии с Методическими указаниями региональной службой по тарифам Нижегородской области утверждаются на период регулирования стандартизированные тарифные ставки и ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт).
Порядок осуществления технологического присоединении к электрическим сетям регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения).
В указанных выше нормативных актах не устанавливается обязанность сетевой организации осуществить расчет платы за технологическое присоединение по всем возможным вариантам и предложить заявителю такой, который будет более выгоден заявителю по цене. Также указанными нормативными актами не ограничивается право сетевой организации направить заявителю проект договора о технологическом присоединении с расчетом платы по договору по любому из возможных вариантов.
Кроме того, согласно пункту 15 Правил технологического присоединения заявитель вправе не согласиться с представленным сетевой организацией проектом договора о технологическом присоединении и направить в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора, в том числе в части порядка расчета платы за технологическое присоединение. Таким образом реализуется право заявителя на выбор варианта расчета платы за технологическое присоединение. Указанная позиция разделяется и регулирующим органом – региональной службой по тарифам Нижегородской области (письмо РСТ НО от 27.09.2013 №516-4284/13).
Таким образом, стоимость технологического присоединения к электрическим сетям для ООО «Эдельвейс», указанная в проекте договора на осуществление технологического присоединения к электросетям, направленного в адрес заявителя сетевой организацией, рассчитана верно.
Каких-либо разногласий по предложенному проекту договора об осуществлении технологического присоединения, в том числе по его цене, заявителем в адрес сетевой организации не направлялось.
На основании изложенного с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела комиссия приходит к итоговому выводу о том, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» действовало в допустимых пределах осуществления гражданских прав, соответственно, в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
решила:
рассмотрение дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» открытым акционерным обществом «МРСК Центра и Приволжья» прекратить в связи c отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены комиссии А.Э. Дубинчик
Н.В. Литвиненко
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 733-ФАС52-03/13
[format] =>
[safe_value] => 733-ФАС52-03/13
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 1
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 1
[vid] => 6
[name] => Электроэнергетика
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-11-12 13:39:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-11-12 13:39:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1384350134
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Нижегородское УФАС России
)