Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства №198-ФАС52-02/13

Номер дела: 198-ФАС52-02/13
Дата публикации: 30 июля 2013, 14:24

30.07.2013 №ЮГ-02/2945

 

Решение по делу

о нарушении антимонопольного законодательства

№198-ФАС52-02/13

 

30 июля 2013 года                                                                  г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть оглашена 16 июля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

- Валитова М. А.

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

-Камильской Л. А.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Чувилиной М. Н.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

при участии:

от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства»:

-С. В.В.

-

представителя по доверенности от 20.09.2012 ,

- Ч. И.В.

-

представителя по доверенности от 10.04.2013,

рассмотрела 16 июля 2013 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

и установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Нижнего Новгорода и Борском районе поступило обращение К.Л.Д. (далее – К.Л.Д., заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства», ООО «ОЖКХ», управляющая организация, общество), выразившиеся в требовании с заявителя денежных средств в размере 600 рублей за ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной воды, впервые установленного в жилом помещении гражданина-потребителя.

Из представленных заявителем документов комиссией установлено следующее.

К.Л.Д. 01.09.2012 в своем жилом помещении – квартире <…>, находящейся в доме <…> по улице <…> города Бор Нижегородской области, своими силами установила индивидуальное средство измерения холодной воды.

Для того чтобы получить возможность осуществлять расчёты за потребленную холодную воду на основании показаний данного прибора,             К. Л.Д. обратилась 05 сентября 2012 года с письменным заявлением к исполнителю коммунальных услуг – ООО «ОЖКХ» - о совершении действий по вводу в эксплуатацию (опломбированию) указанного водосчетчика.

В ответ 28.09.2012 управляющая организация сообщила заявителю (исх. №2108) следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», на которое К.Л.Д. ссылается в заявлении от 05.09.2012, к числу закрепленных обязанностей исполнителя коммунальных услуг (ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства») перед потребителями не отнесено выполнение ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды без взимания платы.

ООО «ОЖКХ» полагает, что индивидуальные приборы учета воды являются собственностью гражданина и расходы, связанные с его установкой и приемом в эксплуатацию, «ложатся» полностью на владельца.

Водосчетчики, установленные в жилых помещениях граждан, не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, поэтому расходы, связанные с их приемом в эксплуатацию не могут быть отнесены к расходам по содержанию общего имущества дома, кроме того, стоимость услуг по их опломбированию не включается в состав платы за содержание и ремонт общего имущества.

В связи с изложенным управляющая организация сообщила заявителю о своей готовности ввести в эксплуатацию водосчетчик за самостоятельно установленную плату.

По мнению К.Л.Д., описанные действия общества носят неправомерный характер, поскольку по сути представляют собой навязывание гражданину услуги, в которой он не заинтересован.

В связи с тем, что изложенная ситуация ущемляет интересы заявителя, К. Л.Д. обратилась в Борскую городскую прокуратуру Нижегородской области за защитой своих прав.

По вопросам, изложенным в приведённом обращении К.Л.Д., общество представило письменное пояснение (исх. от 19.12.2012 №2857), суть которого сводится к следующему.

ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» осуществляет управление и обслуживание многоквартирных домов на территории городского округа город Бор Нижегородской области.

При осуществлении указанной деятельности ООО «ОЖКХ» оказывает гражданам - потребителям следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение (в части домов), отопление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг ввести прибор учета в эксплуатацию на основании заявки собственника помещения.

В рамках реализации указанной правовой нормы управляющая организация создала новое структурное подразделение – абонентский отдел, и с 01 августа 2012 года ООО «ОЖКХ» оказывает услуги населению по вводу в эксплуатацию водосчетчиков.

Названный вид услуг не предусмотрен условиями договора управления. Индивидуальный прибор учета, установленный внутри  жилого помещения, является собственностью гражданина и не может быть отнесен к общему имуществу дома. Следовательно, расходы, связанные с вводом в эксплуатацию индивидуального прибора учета, не могут являться составляющей платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.

Управляющая организация при оказании услуги по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета несет определенные затраты: стоимость пломбы, заработная плата специалиста, транспортные расходы. Являясь коммерческой организацией, ООО «ОЖКХ» не обязано оказывать безвозмездные услуги.

Общество считает, что гражданин-потребитель может обратиться не только к исполнителю коммунальной услуги с заявлением о вводе индивидуального прибора учета в эксплуатацию, но и в другие специализированные организации.

В связи с изложенным для ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды ООО «ОЖКХ» утвердило калькуляцию «на возмещение расходов, связанных с вводом в эксплуатацию индивидуального прибора учета». Так, в период с 01.08.2012 года по 01.10.2013 стоимость выполнения указанных работ для гражданина, впервые установившего водосчетчик, составляла 600 рублей  за 1 прибор.

В случае, если собственник получил услуги по установке пломбы на водосчетчик и оформлению акта ввода в эксплуатацию такого средства измерения  от сторонней организации, ООО «ОЖКХ» введет в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды только на основании соответствующего заявления потребителя без взимания какой-либо платы, поскольку в такой ситуации у общества не будет расходов, связанных с выходом в жилое помещение гражданина.

Подробно доводы ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» изложены в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

На заседании комиссии представители ответчика сообщили о том, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ                                      «О водоснабжении и водоотведении», управляющая организация с 10.01.2013 осуществляет ввод в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов без взимания платы с абонентов.

Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчика, оценив представленные доказательства, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с представленной информацией ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» является организацией, управляющей общим имуществом многоквартирных домов городского округа город Бор Нижегородской области, в том числе – дома №<…> по улице <…> названного населенного пункта  (протокол очередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.06.2008, договор управления многоквартирным домом от 09.06.2008).

Гражданин-потребитель К. Л.Д. проживает в указанном выше доме.

В связи с этим заявитель не может в одностороннем порядке изменить контрагента по договору управления и прекратить отношения с ООО «ОЖКХ» только по своему желанию.

Поскольку для осуществления соответствующей деятельности в ведение управляющей организации передается общедомовое имущество, в частности общедомовые сети, эта же организация, заключив договор управления, становится и единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан- собственников помещений в домах под управлением компании.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135 –ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

По отношению к К. Л.Д. общество с учётом заключенного договора управления является единственным возможным продавцом такого товара, как управление жилым фондом, то есть доля данного хозяйствующего субъекта составляет 100%.

Между тем по общему правилу в случае, если доля какого-либо хозяйствующего субъекта на рынке составляет более 50%, его положение признаётся доминирующим.

Доминирующее положение по своему определению, данному в статье 5 Федерального закона «О защите конкуренции», означает, что хозяйствующий субъект обладает возможностью решающим образом влиять на условия обращения товара на рынке, затруднять доступ на рынок иным хозяйствующим субъектам.

То есть ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» занимает доминирующее положение на рынке комплекса услуг, предоставляемых в рамках договора управления, в границах обслуживаемых (переданных ему в ведение) общедомовых сетей.

Таким образом, на действия ООО «ОЖКХ» распространяется запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ущемлению интересов, является злоупотреблением доминирующим положением, запрещённым частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, управление одновременно включает в себя содержание общедомовых сетей и предоставление коммунальных услуг гражданам.

Договор управления указанным выше многоквартирным домом от 09.06.2008 предусматривает обязанности ООО «ОЖКХ» по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещением (ями) в этом доме лицам.

Плата по рассматриваемому договору управления, согласно разделу 4 договора от 09.06.2008, включает в себя, кроме платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома также и плату за коммунальные услуги, в том числе плату за горячее, холодное водоснабжение.

Названный договор управления многоквартирным домом от 09.06.2008 содержит положения, обязывающие собственников вносить плату обществу за содержание и ремонт помещения, а также за коммунальные услуги, получаемые через управляющую организацию в порядке и сроки, предусмотренные договором.

Установлено, что управляющая организация оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая соответствующие коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» в интересах и от имени граждан-потребителей заключило договор от 01.07.2012 №446 купли-продажи холодного водоснабжения и водоотведения с открытым акционерным обществом «Борский водоканал», договор от 01.07.2012 №9/12 теплоснабжения и горячего водоснабжения с открытым акционерным обществом «Объединение котельных и тепловых сетей».

 Из условий названного выше договора от 01.07.2012 №446 следует, что абонент (ООО «ОЖКХ») приобретает на границе раздела эксплуатационной ответственности питьевую воду для дальнейшего оказания коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах, а ресурсоснабжающая организация («ОАО «Борский Водоканал») обязуется подавать питьевую воду установленного качества до границы эксплуатационной ответственности.

Аналогичные условия поставки ресурса и снабжения населения горячей  водой изложены в договоре от 01.07.2012 №9/12 теплоснабжения и горячего водоснабжения между ООО «ОЖКХ» и ОАО «Объединение котельных и тепловых сетей».

То есть, являясь исполнителем коммунальных услуг, ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» приобретает у ОАО «Борский водоканал», ОАО «Объединение котельных и тепловых сетей» коммунальные ресурсы для снабжения холодной и горячей водой граждан, проживающих в обслуживаемых им домах.

Действующим законодательством (в частности ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается обязательное применение приборов учёта для измерения объемов поставленного (и приобретённого) коммунального ресурса.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (ч. 2 ст. 539 ГК РФ).

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, применение приборов учёта для измерения поставленного ресурса и осуществления расчётов между поставщиком и потребителем приборов неразрывно связано с энергоснабжением.

Соответственно установка прибора учёта потребителем и удостоверение этого факта со стороны исполнителя коммунальной услуги или поставщика ресурса (ввод в эксплуатацию прибора учёта) для ведения дальнейших расчётов по показаниям данного средства измерения не могут рассматриваться в отрыве от поставки ресурса, для измерения которого установлен прибор, а ввод прибора в эксплуатацию – как самостоятельная услуга, оказываемая потребителю.

Ввод (прием) прибора учёта ресурса в эксплуатацию осуществляется с целью контроля за правильностью установки (монтажа) средства измерения, исправностью самого оборудования, фиксирования первичных показаний средства измерения и включает несколько взаимосвязанных этапов.

Сама процедура приема прибора учёта в эксплуатацию подразумевает выход специалиста, представляющего поставщика коммунального ресурса (услуги), ознакомление с документацией, касающейся самого средства измерения, проверку правильности его установки, пломбирование мест присоединения для исключения возможного вмешательства в работу прибора, снятие первичных показаний данного прибора и завершается составлением акта о вводе прибора в эксплуатацию.

Все перечисленные этапы образуют неразрывный комплекс действий, направленный, прежде всего, на то, чтобы и поставщик, и потребитель ресурса удостоверили факт надлежащего функционирования установленного средства измерения и переход к осуществлению расчётов за коммунальные ресурсы (услуги) на основе его показаний.

Поскольку правильный учёт количества поставляемого ресурса необходим как потребителю, так и исполнителю коммунальных услуг, при установке потребителем соответствующих средств измерения данный факт фиксируется в акте о вводе прибора в эксплуатацию с участием представителя потребителя и лица, представляющего поставщика коммунального ресурса, либо поставщика коммунальной услуги в лице управляющей компании.

В связи с тем, что обязанности принять в эксплуатацию приборы учёта потребителя вытекают из договорных отношений в сфере поставки коммунальных ресурсов, можно заключить, что гражданин лишён возможности свободного выбора организации, которая примет в эксплуатацию установленное им средство измерения. Обозначенные действия может выполнить только исполнитель коммунальных услуг, поставляющий соответствующий товар, в рассматриваемом случае таковым является ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства».

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг гражданам, применяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354).

Подпунктом у) пункта 31 Правил №354 обязанность по приему индивидуальных приборов учёта прямо закреплена за исполнителем коммунальных услуг. Отдельная плата за осуществление  данной функции исполнителем коммунальной услуги законодательством не предусмотрена, соответственно, эти функции должны исполняться ООО «ОЖКХ» в силу своего статуса исполнителя коммунальных услуг на основании действующего договора управления.

Процесс доставки энергии (воды, тепла) на этапе от ввода в дом до квартиры потребителя аналогичен доставке того же коммунального ресурса по сетям ресурсоснабжающей организации к вводу в дом. Плата по договору управления включает в себя кроме платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома также и плату за коммунальные услуги, то есть плату за холодное и горячее водоснабжение.

Следовательно, действия управляющей организации по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта вытекают из функций этой компании по управлению.

То есть ООО «ОЖКХ» исключительно на основании того, что ему в ведение собственники передали общедомовые сети, являющееся по отношению к жителям обслуживаемых многоквартирных домов поставщиком коммунальных услуг, должно выполнять весь комплекс действий по вводу в эксплуатацию приборов учёта.

Следовательно, ввод прибора учёта в эксплуатацию управляющей организацией должен осуществляться без каких-либо дополнительных оплат со стороны граждан, в рамках функций по управлению многоквартирным домом и предоставлению коммунальных услуг.

Представленная в материалы дела калькуляция «на возмещение расходов, связанных с вводом в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды», утвержденная директором ООО «ОЖКХ» С. Н.Н., позволяет антимонопольному органу заключить, что в указанном документе содержится расчет стоимости выполнения действий, результатом которых является ввод в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета, установленных в жилых помещениях граждан-потребителей по заявлениям последних.

Разработав собственную систему ценообразования за совершение действий, не являющихся дополнительной услугой, ООО «ОЖКХ» получило возможность в одностороннем порядке определять размер платы за ввод (опломбирование) прибора учета воды в эксплуатацию.

По приведенным мотивам комиссия приходит к выводу, что общество, злоупотребляя имеющимся у него доминирующим положением, ущемляло интересы граждан-потребителей, необоснованно взимая с них отдельную плату за допуск в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета воды, установленных в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства», чем нарушило  часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем комиссия не соглашается с позицией управляющей организации о том, что общество может вводить в эксплуатацию водосчетчики только на основании предоставленных потребителями документов путем проверки содержащейся в них информации и направления письма в расчетную организацию со сведениями об установке индивидуального прибора учета воды, не проверяя  при этом правильность установки самого прибора учета.

Осуществив на безвозмездной основе ввод в эксплуатацию прибора учета по документам, управляющая организация наделена правом произвести впоследствии проверку правильности установки водосчетчика. В случае обнаружения в ходе такой проверки недостатков при монтаже прибора, неправильного учета данным средством измерения объемов поставленных услуг ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства», зафиксировав выявленные нарушения, должно произвести перерасчет платы за поставленные коммунальные услуги по нормативу потребления за весь период эксплуатации водосчетчика.

Таким образом, негативные последствия «формального» ввода прибора учета в эксплуатацию (без оплаты «услуг по приему в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды») существенны для потребителя.

В то же время при рассмотрении настоящего дела комиссия принимает во внимание тот факт, что управляющая организация с 10 января 2013 года осуществляет весь комплекс действий по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, установленных гражданами, в том числе и опломбирование места соединения водосчетчика и водопроводной трубы, на безвозмездной основе.

Таким образом, комиссия считает, что ответчик добровольно устранил вменяемое нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41, 48, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

решила:

1.     Признать факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (606440, Нижегородская область, город Бор, Стеклозаводское шоссе, дом 1) (ИНН 5246031872) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося во взимании с граждан отдельной платы за осуществление функций по вводу в эксплуатацию (опломбированию) индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов.

 

2.     Рассмотрение дела № 198-ФАС52-02/13 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (606440, Нижегородская область, город Бор, Стеклозаводское шоссе, дом 1) (ИНН 5246031872) о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением указанным лицом нарушения антимонопольного законодательства.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                               Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                                           М.А. Валитов

 

                                                                                                                 

                                                                                                                   Л.А. Камильская

 

 

                                                                                                                     М.Н. Чувилина

 

stdClass Object ( [vid] => 12058 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства №198-ФАС52-02/13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12058 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391682377 [changed] => 1391682377 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391682377 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

30.07.2013 №ЮГ-02/2945

 

Решение по делу

о нарушении антимонопольного законодательства

№198-ФАС52-02/13

 

30 июля 2013 года                                                                  г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть оглашена 16 июля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

- Валитова М. А.

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

-Камильской Л. А.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Чувилиной М. Н.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

при участии:

от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства»:

-С. В.В.

-

представителя по доверенности от 20.09.2012 ,

- Ч. И.В.

-

представителя по доверенности от 10.04.2013,

рассмотрела 16 июля 2013 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

и установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Нижнего Новгорода и Борском районе поступило обращение К.Л.Д. (далее – К.Л.Д., заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства», ООО «ОЖКХ», управляющая организация, общество), выразившиеся в требовании с заявителя денежных средств в размере 600 рублей за ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной воды, впервые установленного в жилом помещении гражданина-потребителя.

Из представленных заявителем документов комиссией установлено следующее.

К.Л.Д. 01.09.2012 в своем жилом помещении – квартире <…>, находящейся в доме <…> по улице <…> города Бор Нижегородской области, своими силами установила индивидуальное средство измерения холодной воды.

Для того чтобы получить возможность осуществлять расчёты за потребленную холодную воду на основании показаний данного прибора,             К. Л.Д. обратилась 05 сентября 2012 года с письменным заявлением к исполнителю коммунальных услуг – ООО «ОЖКХ» - о совершении действий по вводу в эксплуатацию (опломбированию) указанного водосчетчика.

В ответ 28.09.2012 управляющая организация сообщила заявителю (исх. №2108) следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», на которое К.Л.Д. ссылается в заявлении от 05.09.2012, к числу закрепленных обязанностей исполнителя коммунальных услуг (ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства») перед потребителями не отнесено выполнение ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды без взимания платы.

ООО «ОЖКХ» полагает, что индивидуальные приборы учета воды являются собственностью гражданина и расходы, связанные с его установкой и приемом в эксплуатацию, «ложатся» полностью на владельца.

Водосчетчики, установленные в жилых помещениях граждан, не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, поэтому расходы, связанные с их приемом в эксплуатацию не могут быть отнесены к расходам по содержанию общего имущества дома, кроме того, стоимость услуг по их опломбированию не включается в состав платы за содержание и ремонт общего имущества.

В связи с изложенным управляющая организация сообщила заявителю о своей готовности ввести в эксплуатацию водосчетчик за самостоятельно установленную плату.

По мнению К.Л.Д., описанные действия общества носят неправомерный характер, поскольку по сути представляют собой навязывание гражданину услуги, в которой он не заинтересован.

В связи с тем, что изложенная ситуация ущемляет интересы заявителя, К. Л.Д. обратилась в Борскую городскую прокуратуру Нижегородской области за защитой своих прав.

По вопросам, изложенным в приведённом обращении К.Л.Д., общество представило письменное пояснение (исх. от 19.12.2012 №2857), суть которого сводится к следующему.

ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» осуществляет управление и обслуживание многоквартирных домов на территории городского округа город Бор Нижегородской области.

При осуществлении указанной деятельности ООО «ОЖКХ» оказывает гражданам - потребителям следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение (в части домов), отопление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг ввести прибор учета в эксплуатацию на основании заявки собственника помещения.

В рамках реализации указанной правовой нормы управляющая организация создала новое структурное подразделение – абонентский отдел, и с 01 августа 2012 года ООО «ОЖКХ» оказывает услуги населению по вводу в эксплуатацию водосчетчиков.

Названный вид услуг не предусмотрен условиями договора управления. Индивидуальный прибор учета, установленный внутри  жилого помещения, является собственностью гражданина и не может быть отнесен к общему имуществу дома. Следовательно, расходы, связанные с вводом в эксплуатацию индивидуального прибора учета, не могут являться составляющей платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.

Управляющая организация при оказании услуги по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета несет определенные затраты: стоимость пломбы, заработная плата специалиста, транспортные расходы. Являясь коммерческой организацией, ООО «ОЖКХ» не обязано оказывать безвозмездные услуги.

Общество считает, что гражданин-потребитель может обратиться не только к исполнителю коммунальной услуги с заявлением о вводе индивидуального прибора учета в эксплуатацию, но и в другие специализированные организации.

В связи с изложенным для ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды ООО «ОЖКХ» утвердило калькуляцию «на возмещение расходов, связанных с вводом в эксплуатацию индивидуального прибора учета». Так, в период с 01.08.2012 года по 01.10.2013 стоимость выполнения указанных работ для гражданина, впервые установившего водосчетчик, составляла 600 рублей  за 1 прибор.

В случае, если собственник получил услуги по установке пломбы на водосчетчик и оформлению акта ввода в эксплуатацию такого средства измерения  от сторонней организации, ООО «ОЖКХ» введет в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды только на основании соответствующего заявления потребителя без взимания какой-либо платы, поскольку в такой ситуации у общества не будет расходов, связанных с выходом в жилое помещение гражданина.

Подробно доводы ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» изложены в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

На заседании комиссии представители ответчика сообщили о том, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ                                      «О водоснабжении и водоотведении», управляющая организация с 10.01.2013 осуществляет ввод в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов без взимания платы с абонентов.

Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчика, оценив представленные доказательства, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с представленной информацией ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» является организацией, управляющей общим имуществом многоквартирных домов городского округа город Бор Нижегородской области, в том числе – дома №<…> по улице <…> названного населенного пункта  (протокол очередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.06.2008, договор управления многоквартирным домом от 09.06.2008).

Гражданин-потребитель К. Л.Д. проживает в указанном выше доме.

В связи с этим заявитель не может в одностороннем порядке изменить контрагента по договору управления и прекратить отношения с ООО «ОЖКХ» только по своему желанию.

Поскольку для осуществления соответствующей деятельности в ведение управляющей организации передается общедомовое имущество, в частности общедомовые сети, эта же организация, заключив договор управления, становится и единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан- собственников помещений в домах под управлением компании.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135 –ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

По отношению к К. Л.Д. общество с учётом заключенного договора управления является единственным возможным продавцом такого товара, как управление жилым фондом, то есть доля данного хозяйствующего субъекта составляет 100%.

Между тем по общему правилу в случае, если доля какого-либо хозяйствующего субъекта на рынке составляет более 50%, его положение признаётся доминирующим.

Доминирующее положение по своему определению, данному в статье 5 Федерального закона «О защите конкуренции», означает, что хозяйствующий субъект обладает возможностью решающим образом влиять на условия обращения товара на рынке, затруднять доступ на рынок иным хозяйствующим субъектам.

То есть ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» занимает доминирующее положение на рынке комплекса услуг, предоставляемых в рамках договора управления, в границах обслуживаемых (переданных ему в ведение) общедомовых сетей.

Таким образом, на действия ООО «ОЖКХ» распространяется запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ущемлению интересов, является злоупотреблением доминирующим положением, запрещённым частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, управление одновременно включает в себя содержание общедомовых сетей и предоставление коммунальных услуг гражданам.

Договор управления указанным выше многоквартирным домом от 09.06.2008 предусматривает обязанности ООО «ОЖКХ» по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещением (ями) в этом доме лицам.

Плата по рассматриваемому договору управления, согласно разделу 4 договора от 09.06.2008, включает в себя, кроме платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома также и плату за коммунальные услуги, в том числе плату за горячее, холодное водоснабжение.

Названный договор управления многоквартирным домом от 09.06.2008 содержит положения, обязывающие собственников вносить плату обществу за содержание и ремонт помещения, а также за коммунальные услуги, получаемые через управляющую организацию в порядке и сроки, предусмотренные договором.

Установлено, что управляющая организация оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая соответствующие коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» в интересах и от имени граждан-потребителей заключило договор от 01.07.2012 №446 купли-продажи холодного водоснабжения и водоотведения с открытым акционерным обществом «Борский водоканал», договор от 01.07.2012 №9/12 теплоснабжения и горячего водоснабжения с открытым акционерным обществом «Объединение котельных и тепловых сетей».

 Из условий названного выше договора от 01.07.2012 №446 следует, что абонент (ООО «ОЖКХ») приобретает на границе раздела эксплуатационной ответственности питьевую воду для дальнейшего оказания коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах, а ресурсоснабжающая организация («ОАО «Борский Водоканал») обязуется подавать питьевую воду установленного качества до границы эксплуатационной ответственности.

Аналогичные условия поставки ресурса и снабжения населения горячей  водой изложены в договоре от 01.07.2012 №9/12 теплоснабжения и горячего водоснабжения между ООО «ОЖКХ» и ОАО «Объединение котельных и тепловых сетей».

То есть, являясь исполнителем коммунальных услуг, ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» приобретает у ОАО «Борский водоканал», ОАО «Объединение котельных и тепловых сетей» коммунальные ресурсы для снабжения холодной и горячей водой граждан, проживающих в обслуживаемых им домах.

Действующим законодательством (в частности ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается обязательное применение приборов учёта для измерения объемов поставленного (и приобретённого) коммунального ресурса.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (ч. 2 ст. 539 ГК РФ).

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, применение приборов учёта для измерения поставленного ресурса и осуществления расчётов между поставщиком и потребителем приборов неразрывно связано с энергоснабжением.

Соответственно установка прибора учёта потребителем и удостоверение этого факта со стороны исполнителя коммунальной услуги или поставщика ресурса (ввод в эксплуатацию прибора учёта) для ведения дальнейших расчётов по показаниям данного средства измерения не могут рассматриваться в отрыве от поставки ресурса, для измерения которого установлен прибор, а ввод прибора в эксплуатацию – как самостоятельная услуга, оказываемая потребителю.

Ввод (прием) прибора учёта ресурса в эксплуатацию осуществляется с целью контроля за правильностью установки (монтажа) средства измерения, исправностью самого оборудования, фиксирования первичных показаний средства измерения и включает несколько взаимосвязанных этапов.

Сама процедура приема прибора учёта в эксплуатацию подразумевает выход специалиста, представляющего поставщика коммунального ресурса (услуги), ознакомление с документацией, касающейся самого средства измерения, проверку правильности его установки, пломбирование мест присоединения для исключения возможного вмешательства в работу прибора, снятие первичных показаний данного прибора и завершается составлением акта о вводе прибора в эксплуатацию.

Все перечисленные этапы образуют неразрывный комплекс действий, направленный, прежде всего, на то, чтобы и поставщик, и потребитель ресурса удостоверили факт надлежащего функционирования установленного средства измерения и переход к осуществлению расчётов за коммунальные ресурсы (услуги) на основе его показаний.

Поскольку правильный учёт количества поставляемого ресурса необходим как потребителю, так и исполнителю коммунальных услуг, при установке потребителем соответствующих средств измерения данный факт фиксируется в акте о вводе прибора в эксплуатацию с участием представителя потребителя и лица, представляющего поставщика коммунального ресурса, либо поставщика коммунальной услуги в лице управляющей компании.

В связи с тем, что обязанности принять в эксплуатацию приборы учёта потребителя вытекают из договорных отношений в сфере поставки коммунальных ресурсов, можно заключить, что гражданин лишён возможности свободного выбора организации, которая примет в эксплуатацию установленное им средство измерения. Обозначенные действия может выполнить только исполнитель коммунальных услуг, поставляющий соответствующий товар, в рассматриваемом случае таковым является ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства».

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг гражданам, применяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354).

Подпунктом у) пункта 31 Правил №354 обязанность по приему индивидуальных приборов учёта прямо закреплена за исполнителем коммунальных услуг. Отдельная плата за осуществление  данной функции исполнителем коммунальной услуги законодательством не предусмотрена, соответственно, эти функции должны исполняться ООО «ОЖКХ» в силу своего статуса исполнителя коммунальных услуг на основании действующего договора управления.

Процесс доставки энергии (воды, тепла) на этапе от ввода в дом до квартиры потребителя аналогичен доставке того же коммунального ресурса по сетям ресурсоснабжающей организации к вводу в дом. Плата по договору управления включает в себя кроме платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома также и плату за коммунальные услуги, то есть плату за холодное и горячее водоснабжение.

Следовательно, действия управляющей организации по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта вытекают из функций этой компании по управлению.

То есть ООО «ОЖКХ» исключительно на основании того, что ему в ведение собственники передали общедомовые сети, являющееся по отношению к жителям обслуживаемых многоквартирных домов поставщиком коммунальных услуг, должно выполнять весь комплекс действий по вводу в эксплуатацию приборов учёта.

Следовательно, ввод прибора учёта в эксплуатацию управляющей организацией должен осуществляться без каких-либо дополнительных оплат со стороны граждан, в рамках функций по управлению многоквартирным домом и предоставлению коммунальных услуг.

Представленная в материалы дела калькуляция «на возмещение расходов, связанных с вводом в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды», утвержденная директором ООО «ОЖКХ» С. Н.Н., позволяет антимонопольному органу заключить, что в указанном документе содержится расчет стоимости выполнения действий, результатом которых является ввод в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета, установленных в жилых помещениях граждан-потребителей по заявлениям последних.

Разработав собственную систему ценообразования за совершение действий, не являющихся дополнительной услугой, ООО «ОЖКХ» получило возможность в одностороннем порядке определять размер платы за ввод (опломбирование) прибора учета воды в эксплуатацию.

По приведенным мотивам комиссия приходит к выводу, что общество, злоупотребляя имеющимся у него доминирующим положением, ущемляло интересы граждан-потребителей, необоснованно взимая с них отдельную плату за допуск в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета воды, установленных в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства», чем нарушило  часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем комиссия не соглашается с позицией управляющей организации о том, что общество может вводить в эксплуатацию водосчетчики только на основании предоставленных потребителями документов путем проверки содержащейся в них информации и направления письма в расчетную организацию со сведениями об установке индивидуального прибора учета воды, не проверяя  при этом правильность установки самого прибора учета.

Осуществив на безвозмездной основе ввод в эксплуатацию прибора учета по документам, управляющая организация наделена правом произвести впоследствии проверку правильности установки водосчетчика. В случае обнаружения в ходе такой проверки недостатков при монтаже прибора, неправильного учета данным средством измерения объемов поставленных услуг ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства», зафиксировав выявленные нарушения, должно произвести перерасчет платы за поставленные коммунальные услуги по нормативу потребления за весь период эксплуатации водосчетчика.

Таким образом, негативные последствия «формального» ввода прибора учета в эксплуатацию (без оплаты «услуг по приему в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды») существенны для потребителя.

В то же время при рассмотрении настоящего дела комиссия принимает во внимание тот факт, что управляющая организация с 10 января 2013 года осуществляет весь комплекс действий по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, установленных гражданами, в том числе и опломбирование места соединения водосчетчика и водопроводной трубы, на безвозмездной основе.

Таким образом, комиссия считает, что ответчик добровольно устранил вменяемое нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41, 48, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

решила:

1.     Признать факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (606440, Нижегородская область, город Бор, Стеклозаводское шоссе, дом 1) (ИНН 5246031872) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося во взимании с граждан отдельной платы за осуществление функций по вводу в эксплуатацию (опломбированию) индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов.

 

2.     Рассмотрение дела № 198-ФАС52-02/13 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (606440, Нижегородская область, город Бор, Стеклозаводское шоссе, дом 1) (ИНН 5246031872) о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением указанным лицом нарушения антимонопольного законодательства.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                               Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                                           М.А. Валитов

 

                                                                                                                 

                                                                                                                   Л.А. Камильская

 

 

                                                                                                                     М.Н. Чувилина

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

30.07.2013 №ЮГ-02/2945

 

Решение по делу

о нарушении антимонопольного законодательства

№198-ФАС52-02/13

 

30 июля 2013 года                                                                  г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть оглашена 16 июля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

- Валитова М. А.

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

-Камильской Л. А.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Чувилиной М. Н.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

при участии:

от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства»:

-С. В.В.

-

представителя по доверенности от 20.09.2012 ,

- Ч. И.В.

-

представителя по доверенности от 10.04.2013,

рассмотрела 16 июля 2013 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

и установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Нижнего Новгорода и Борском районе поступило обращение К.Л.Д. (далее – К.Л.Д., заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства», ООО «ОЖКХ», управляющая организация, общество), выразившиеся в требовании с заявителя денежных средств в размере 600 рублей за ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной воды, впервые установленного в жилом помещении гражданина-потребителя.

Из представленных заявителем документов комиссией установлено следующее.

К.Л.Д. 01.09.2012 в своем жилом помещении – квартире <…>, находящейся в доме <…> по улице <…> города Бор Нижегородской области, своими силами установила индивидуальное средство измерения холодной воды.

Для того чтобы получить возможность осуществлять расчёты за потребленную холодную воду на основании показаний данного прибора,             К. Л.Д. обратилась 05 сентября 2012 года с письменным заявлением к исполнителю коммунальных услуг – ООО «ОЖКХ» - о совершении действий по вводу в эксплуатацию (опломбированию) указанного водосчетчика.

В ответ 28.09.2012 управляющая организация сообщила заявителю (исх. №2108) следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», на которое К.Л.Д. ссылается в заявлении от 05.09.2012, к числу закрепленных обязанностей исполнителя коммунальных услуг (ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства») перед потребителями не отнесено выполнение ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды без взимания платы.

ООО «ОЖКХ» полагает, что индивидуальные приборы учета воды являются собственностью гражданина и расходы, связанные с его установкой и приемом в эксплуатацию, «ложатся» полностью на владельца.

Водосчетчики, установленные в жилых помещениях граждан, не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, поэтому расходы, связанные с их приемом в эксплуатацию не могут быть отнесены к расходам по содержанию общего имущества дома, кроме того, стоимость услуг по их опломбированию не включается в состав платы за содержание и ремонт общего имущества.

В связи с изложенным управляющая организация сообщила заявителю о своей готовности ввести в эксплуатацию водосчетчик за самостоятельно установленную плату.

По мнению К.Л.Д., описанные действия общества носят неправомерный характер, поскольку по сути представляют собой навязывание гражданину услуги, в которой он не заинтересован.

В связи с тем, что изложенная ситуация ущемляет интересы заявителя, К. Л.Д. обратилась в Борскую городскую прокуратуру Нижегородской области за защитой своих прав.

По вопросам, изложенным в приведённом обращении К.Л.Д., общество представило письменное пояснение (исх. от 19.12.2012 №2857), суть которого сводится к следующему.

ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» осуществляет управление и обслуживание многоквартирных домов на территории городского округа город Бор Нижегородской области.

При осуществлении указанной деятельности ООО «ОЖКХ» оказывает гражданам - потребителям следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение (в части домов), отопление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг ввести прибор учета в эксплуатацию на основании заявки собственника помещения.

В рамках реализации указанной правовой нормы управляющая организация создала новое структурное подразделение – абонентский отдел, и с 01 августа 2012 года ООО «ОЖКХ» оказывает услуги населению по вводу в эксплуатацию водосчетчиков.

Названный вид услуг не предусмотрен условиями договора управления. Индивидуальный прибор учета, установленный внутри  жилого помещения, является собственностью гражданина и не может быть отнесен к общему имуществу дома. Следовательно, расходы, связанные с вводом в эксплуатацию индивидуального прибора учета, не могут являться составляющей платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.

Управляющая организация при оказании услуги по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета несет определенные затраты: стоимость пломбы, заработная плата специалиста, транспортные расходы. Являясь коммерческой организацией, ООО «ОЖКХ» не обязано оказывать безвозмездные услуги.

Общество считает, что гражданин-потребитель может обратиться не только к исполнителю коммунальной услуги с заявлением о вводе индивидуального прибора учета в эксплуатацию, но и в другие специализированные организации.

В связи с изложенным для ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды ООО «ОЖКХ» утвердило калькуляцию «на возмещение расходов, связанных с вводом в эксплуатацию индивидуального прибора учета». Так, в период с 01.08.2012 года по 01.10.2013 стоимость выполнения указанных работ для гражданина, впервые установившего водосчетчик, составляла 600 рублей  за 1 прибор.

В случае, если собственник получил услуги по установке пломбы на водосчетчик и оформлению акта ввода в эксплуатацию такого средства измерения  от сторонней организации, ООО «ОЖКХ» введет в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды только на основании соответствующего заявления потребителя без взимания какой-либо платы, поскольку в такой ситуации у общества не будет расходов, связанных с выходом в жилое помещение гражданина.

Подробно доводы ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» изложены в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

На заседании комиссии представители ответчика сообщили о том, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ                                      «О водоснабжении и водоотведении», управляющая организация с 10.01.2013 осуществляет ввод в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов без взимания платы с абонентов.

Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчика, оценив представленные доказательства, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с представленной информацией ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» является организацией, управляющей общим имуществом многоквартирных домов городского округа город Бор Нижегородской области, в том числе – дома №<…> по улице <…> названного населенного пункта  (протокол очередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.06.2008, договор управления многоквартирным домом от 09.06.2008).

Гражданин-потребитель К. Л.Д. проживает в указанном выше доме.

В связи с этим заявитель не может в одностороннем порядке изменить контрагента по договору управления и прекратить отношения с ООО «ОЖКХ» только по своему желанию.

Поскольку для осуществления соответствующей деятельности в ведение управляющей организации передается общедомовое имущество, в частности общедомовые сети, эта же организация, заключив договор управления, становится и единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан- собственников помещений в домах под управлением компании.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135 –ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

По отношению к К. Л.Д. общество с учётом заключенного договора управления является единственным возможным продавцом такого товара, как управление жилым фондом, то есть доля данного хозяйствующего субъекта составляет 100%.

Между тем по общему правилу в случае, если доля какого-либо хозяйствующего субъекта на рынке составляет более 50%, его положение признаётся доминирующим.

Доминирующее положение по своему определению, данному в статье 5 Федерального закона «О защите конкуренции», означает, что хозяйствующий субъект обладает возможностью решающим образом влиять на условия обращения товара на рынке, затруднять доступ на рынок иным хозяйствующим субъектам.

То есть ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» занимает доминирующее положение на рынке комплекса услуг, предоставляемых в рамках договора управления, в границах обслуживаемых (переданных ему в ведение) общедомовых сетей.

Таким образом, на действия ООО «ОЖКХ» распространяется запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ущемлению интересов, является злоупотреблением доминирующим положением, запрещённым частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, управление одновременно включает в себя содержание общедомовых сетей и предоставление коммунальных услуг гражданам.

Договор управления указанным выше многоквартирным домом от 09.06.2008 предусматривает обязанности ООО «ОЖКХ» по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещением (ями) в этом доме лицам.

Плата по рассматриваемому договору управления, согласно разделу 4 договора от 09.06.2008, включает в себя, кроме платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома также и плату за коммунальные услуги, в том числе плату за горячее, холодное водоснабжение.

Названный договор управления многоквартирным домом от 09.06.2008 содержит положения, обязывающие собственников вносить плату обществу за содержание и ремонт помещения, а также за коммунальные услуги, получаемые через управляющую организацию в порядке и сроки, предусмотренные договором.

Установлено, что управляющая организация оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая соответствующие коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» в интересах и от имени граждан-потребителей заключило договор от 01.07.2012 №446 купли-продажи холодного водоснабжения и водоотведения с открытым акционерным обществом «Борский водоканал», договор от 01.07.2012 №9/12 теплоснабжения и горячего водоснабжения с открытым акционерным обществом «Объединение котельных и тепловых сетей».

 Из условий названного выше договора от 01.07.2012 №446 следует, что абонент (ООО «ОЖКХ») приобретает на границе раздела эксплуатационной ответственности питьевую воду для дальнейшего оказания коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах, а ресурсоснабжающая организация («ОАО «Борский Водоканал») обязуется подавать питьевую воду установленного качества до границы эксплуатационной ответственности.

Аналогичные условия поставки ресурса и снабжения населения горячей  водой изложены в договоре от 01.07.2012 №9/12 теплоснабжения и горячего водоснабжения между ООО «ОЖКХ» и ОАО «Объединение котельных и тепловых сетей».

То есть, являясь исполнителем коммунальных услуг, ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» приобретает у ОАО «Борский водоканал», ОАО «Объединение котельных и тепловых сетей» коммунальные ресурсы для снабжения холодной и горячей водой граждан, проживающих в обслуживаемых им домах.

Действующим законодательством (в частности ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается обязательное применение приборов учёта для измерения объемов поставленного (и приобретённого) коммунального ресурса.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (ч. 2 ст. 539 ГК РФ).

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, применение приборов учёта для измерения поставленного ресурса и осуществления расчётов между поставщиком и потребителем приборов неразрывно связано с энергоснабжением.

Соответственно установка прибора учёта потребителем и удостоверение этого факта со стороны исполнителя коммунальной услуги или поставщика ресурса (ввод в эксплуатацию прибора учёта) для ведения дальнейших расчётов по показаниям данного средства измерения не могут рассматриваться в отрыве от поставки ресурса, для измерения которого установлен прибор, а ввод прибора в эксплуатацию – как самостоятельная услуга, оказываемая потребителю.

Ввод (прием) прибора учёта ресурса в эксплуатацию осуществляется с целью контроля за правильностью установки (монтажа) средства измерения, исправностью самого оборудования, фиксирования первичных показаний средства измерения и включает несколько взаимосвязанных этапов.

Сама процедура приема прибора учёта в эксплуатацию подразумевает выход специалиста, представляющего поставщика коммунального ресурса (услуги), ознакомление с документацией, касающейся самого средства измерения, проверку правильности его установки, пломбирование мест присоединения для исключения возможного вмешательства в работу прибора, снятие первичных показаний данного прибора и завершается составлением акта о вводе прибора в эксплуатацию.

Все перечисленные этапы образуют неразрывный комплекс действий, направленный, прежде всего, на то, чтобы и поставщик, и потребитель ресурса удостоверили факт надлежащего функционирования установленного средства измерения и переход к осуществлению расчётов за коммунальные ресурсы (услуги) на основе его показаний.

Поскольку правильный учёт количества поставляемого ресурса необходим как потребителю, так и исполнителю коммунальных услуг, при установке потребителем соответствующих средств измерения данный факт фиксируется в акте о вводе прибора в эксплуатацию с участием представителя потребителя и лица, представляющего поставщика коммунального ресурса, либо поставщика коммунальной услуги в лице управляющей компании.

В связи с тем, что обязанности принять в эксплуатацию приборы учёта потребителя вытекают из договорных отношений в сфере поставки коммунальных ресурсов, можно заключить, что гражданин лишён возможности свободного выбора организации, которая примет в эксплуатацию установленное им средство измерения. Обозначенные действия может выполнить только исполнитель коммунальных услуг, поставляющий соответствующий товар, в рассматриваемом случае таковым является ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства».

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг гражданам, применяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354).

Подпунктом у) пункта 31 Правил №354 обязанность по приему индивидуальных приборов учёта прямо закреплена за исполнителем коммунальных услуг. Отдельная плата за осуществление  данной функции исполнителем коммунальной услуги законодательством не предусмотрена, соответственно, эти функции должны исполняться ООО «ОЖКХ» в силу своего статуса исполнителя коммунальных услуг на основании действующего договора управления.

Процесс доставки энергии (воды, тепла) на этапе от ввода в дом до квартиры потребителя аналогичен доставке того же коммунального ресурса по сетям ресурсоснабжающей организации к вводу в дом. Плата по договору управления включает в себя кроме платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома также и плату за коммунальные услуги, то есть плату за холодное и горячее водоснабжение.

Следовательно, действия управляющей организации по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта вытекают из функций этой компании по управлению.

То есть ООО «ОЖКХ» исключительно на основании того, что ему в ведение собственники передали общедомовые сети, являющееся по отношению к жителям обслуживаемых многоквартирных домов поставщиком коммунальных услуг, должно выполнять весь комплекс действий по вводу в эксплуатацию приборов учёта.

Следовательно, ввод прибора учёта в эксплуатацию управляющей организацией должен осуществляться без каких-либо дополнительных оплат со стороны граждан, в рамках функций по управлению многоквартирным домом и предоставлению коммунальных услуг.

Представленная в материалы дела калькуляция «на возмещение расходов, связанных с вводом в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды», утвержденная директором ООО «ОЖКХ» С. Н.Н., позволяет антимонопольному органу заключить, что в указанном документе содержится расчет стоимости выполнения действий, результатом которых является ввод в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета, установленных в жилых помещениях граждан-потребителей по заявлениям последних.

Разработав собственную систему ценообразования за совершение действий, не являющихся дополнительной услугой, ООО «ОЖКХ» получило возможность в одностороннем порядке определять размер платы за ввод (опломбирование) прибора учета воды в эксплуатацию.

По приведенным мотивам комиссия приходит к выводу, что общество, злоупотребляя имеющимся у него доминирующим положением, ущемляло интересы граждан-потребителей, необоснованно взимая с них отдельную плату за допуск в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета воды, установленных в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства», чем нарушило  часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем комиссия не соглашается с позицией управляющей организации о том, что общество может вводить в эксплуатацию водосчетчики только на основании предоставленных потребителями документов путем проверки содержащейся в них информации и направления письма в расчетную организацию со сведениями об установке индивидуального прибора учета воды, не проверяя  при этом правильность установки самого прибора учета.

Осуществив на безвозмездной основе ввод в эксплуатацию прибора учета по документам, управляющая организация наделена правом произвести впоследствии проверку правильности установки водосчетчика. В случае обнаружения в ходе такой проверки недостатков при монтаже прибора, неправильного учета данным средством измерения объемов поставленных услуг ООО «Объединение жилищно-коммунального хозяйства», зафиксировав выявленные нарушения, должно произвести перерасчет платы за поставленные коммунальные услуги по нормативу потребления за весь период эксплуатации водосчетчика.

Таким образом, негативные последствия «формального» ввода прибора учета в эксплуатацию (без оплаты «услуг по приему в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды») существенны для потребителя.

В то же время при рассмотрении настоящего дела комиссия принимает во внимание тот факт, что управляющая организация с 10 января 2013 года осуществляет весь комплекс действий по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, установленных гражданами, в том числе и опломбирование места соединения водосчетчика и водопроводной трубы, на безвозмездной основе.

Таким образом, комиссия считает, что ответчик добровольно устранил вменяемое нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41, 48, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

решила:

1.     Признать факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (606440, Нижегородская область, город Бор, Стеклозаводское шоссе, дом 1) (ИНН 5246031872) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося во взимании с граждан отдельной платы за осуществление функций по вводу в эксплуатацию (опломбированию) индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов.

 

2.     Рассмотрение дела № 198-ФАС52-02/13 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (606440, Нижегородская область, город Бор, Стеклозаводское шоссе, дом 1) (ИНН 5246031872) о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением указанным лицом нарушения антимонопольного законодательства.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                               Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                                           М.А. Валитов

 

                                                                                                                 

                                                                                                                   Л.А. Камильская

 

 

                                                                                                                     М.Н. Чувилина

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ЮГ-02/2945 [format] => [safe_value] => ЮГ-02/2945 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 198-ФАС52-02/13 [format] => [safe_value] => 198-ФАС52-02/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-30 10:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-30 10:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391682377 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )