Решение по делу № 1178-ФАС52- 02/13

Номер дела: 1178-ФАС52- 02/13
Дата публикации: 5 декабря 2013, 14:35

05.12.2013 № ЮГ-02 4718

Решение по делу

№ 1178-ФАС52- 02/13

 

5 декабря 2013 года                                                                      г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» оглашена 26 ноября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

-Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

-Валитова М. А.

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Камильской Л.А.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Кудряшова Г. А.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,-

при участии от ответчика - ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»:

- А.Г. В.

-

представителя по доверенности от 22 ноября 2013 года;

- О.Ж. И.

-

представителя по доверенности от 22 ноября 2013 года,

 

рассмотрев дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики»,

 

установила:

 

В Нижегородское УФАС России поступило заявление от ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ», специализирующегося на  услугах  по дератизации помещений.

Заявитель указал, что 3 сентября 2013 года на сайте ГК «Росатом»  опубликовано извещение № 130903/0467/1334 о проведении ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по дератизации для нужд предприятия, и просил проверить условия   участия в данных торгах на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

В частности, пункты 11.10 и 11.13 Информационной карты документации открытого запроса цен, по мнению ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ», ограничивают количество участников закупки, поскольку предполагали обязательное наличие у претендента на заключение договора помещений для приготовления, расфасовки, выдачи приманки в ЗАТО г. Саров, а также диспетчерской службы на территории ЗАТО г. Саров.

Поскольку перечисленные условия участия в открытом запросе цен не предусмотрены действующим законодательством в качестве обязательных требований для качественного выполнения дератизационных работ, не объяснялись потребностями самого заказчика, Нижегородским УФАС России возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

К моменту рассмотрения комиссией Нижегородского УФАС России настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны заявителя поступило письмо, суть которого сводилась к отказу ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ» от изложенных ранее требований.

Представители ответчика, явившиеся на заседание комиссии, в свою очередь, дали следующие пояснения. Они сообщили, что территория, подлежащая дератизации, имеет значительную площадь и включает в себя не только здания и сооружения, но и специальные площадки, граничащие с лесным массивом. Как следствие, для качественного выполнения работ по дератизации необходим значительный объем родентицидов, а с учётом обстановки - многократное обновление приманки, что, в свою очередь, подразумевает складирование и хранение опасных для здоровья человека веществ в надлежащих условиях на достаточно близком расстоянии от места обработки. Соответственно заказчик посчитал необходимым наличие у участников закупки специализированных помещений на территории ЗАТО г. Саров.

Согласно позиции заказчика, в своих действиях ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» руководствовалось Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1129-02 Санитарно-эпидемиологических требований к проведению дератизации Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (а именно - 3.5.3. Дератизация, раздел 5), и как заказчик работ было заинтересовано в их строгом соблюдении контрагентом по договору.

Кроме того, представители ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» сообщили, что в итоге договор на проведение дератизационных работ был заключен с ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ» и к 20 ноября 2013 года исполнен в полном объеме. На основании изложенного просили производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчика и оценив все имеющиеся доказательства в их взаимосвязи, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещено организаторам, заказчикам торгов совершение действий, которые приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на торгах.

В числе запрещённых действий перечислено создание преимущественных условий участия в торгах и, наоборот, установление требований, необоснованно препятствующих отдельным хозяйствующим субъектам принять участие в торгах.

При проведении рассматриваемой закупки и подготовке документации по открытому запросу цен ФГУП «РФЯЦ-ВНИИФ» общие требования к участникам закупки, а также к цене договора, условиям осуществления расчётов изложил в общей и коммерческой части (том 1), а собственно требования к качеству выполняемых работ - в технической части (том 2) документации.

С учётом такого разделения условий закупки требования о наличии у претендентов лицензии на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (п. 11.8), и о наличии формы допуска у персонала компании к работе на режимных промышленных площадках (п.11.9) закреплены в пункте 11 Информационной карты.

Вместе с тем в подпункте 11.10 сформулировано требование к претендентам о наличии у них свидетельства о праве собственности либо договора аренды на помещение (производственное, складское, бытовое) для приготовления, расфасовки, выдачи приманки в ЗАТО г. Саров, оборудованных в соответствии с действующими строительными и санитарными нормами и правилами.

Согласно подпункту 11.12, участник закупки также обязан иметь на территории г. Сарова диспетчерскую службу.

С другой стороны, требования к поставляемому товару (в рассматриваемом случае - к выполняемым работам) закреплены пунктом 12 Информационной карты и детализированы в томе 2 «Техническая часть» документации. Следует отметить, что цель, исходные данные и гарантии качественного исполнения работ по дератизации определены заказчиком в техническом задании и закреплены в проекте договора на соответствующие услуги, поэтому ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» как заказчик вправе требовать от победителя запроса цен надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по договору.

Так, пункты 2.1, 3.1 технической части прямо определяют уровень выполняемых дератизационных мероприятий, пункты 2.7 и 2.21- право непосредственного и опосредованного контроля заказчика за действиями исполнителя услуг.

Кроме того, необходимые технические требования к качеству и безопасности работ по дератизации исполнитель должен соблюдать в силу действующего законодательства.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.3.1129-02 в разделе 5, упоминаемом заказчиком, содержат требования к оборудованию помещений, используемых для подготовки работы по дератизации, а также к транспортировке родентицидов и приманки на объект.

Между тем приводимые Правила не предусматривают необходимости изготовления или  хранения  родентицидов в непосредственной близости от объекта, на котором проводится дератизация, а также иных требований, объясняющих условие заказчика запроса цен о наличии у участников специализированных помещений  на территории ЗАТО г. Сарова.

Более того, пункт 4.5 названных санитарных Правил определяет, что: «Дератизацию проводят одновременно во всех помещениях объекта и на прилегающей территории, заселенных грызунами». Соответственно предположение о том, что площадь в 852 219, 5 кв. м невозможно обработать за один раз (на котором основывался заказчик, см. письмо от 20.09.2013 №195-25/19293), противоречит самой технологии дератизации.

На основании изложенного комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключению, что, во-первых, наличие помещений в городе Сарове и диспетчерской службы на территории ЗАТО не обеспечивает качественного выполнения работ по дератизации, во-вторых, заказчик вправе контролировать правильность выполнения работ как сторона по договору и соответственно требовать его  надлежащего исполнения от подрядчика, в-третьих, требований о наличии в непосредственной близости от места проведения дератизации помещений, связанных с деятельностью организации по истреблению грызунов, а равно к формированию диспетчерского пункта в районе проведения соответствующих работ законодательством не предусмотрено.

Поэтому суждение о том, что пункты 11.10, 11.12 Информационной карты предусмотрены ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» исходя из цели получения  качественного результата закупки, не находят своего фактического и документального подтверждения.

В рассматриваемой ситуации требование о наличии у претендента на заключение договора на оказание услуг по дератизации права владения и пользования помещением на территории г. Сарова Нижегородской области, а также диспетчерской службы не объясняется какими-либо собственными потребностями заказчика, а основано лишь на предположении, что выполнение услуг потребует значительного времени и расхода родентицидов, что также не объясняет необходимость включения пунктов 11.10, 11.12 Информационной карты. Технологически наличие склада или иного специализированного помещения на территории г. Сарова не гарантирует качественное исполнение услуг контрагентом ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», равно как и его отсутствие не исключает обратного.

Кроме того, работы выполнены именно ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ»                          (г. Оренбург), что дополнительно подтверждает вышеизложенные выводы комиссии Нижегородского УФАС России.

При таких обстоятельствах установление в документации об открытом запросе цен п. 11.10. и 11.12 указывает на создание организатором торгов необоснованных препятствий для участия в объявленной закупке неограниченного круга лиц, соответствующих общим требованиям к организациям, осуществляющим деятельность по дератизации.

Исследовав, таким образом, обстоятельства рассматриваемого дела, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключению, что ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», установившее спорные требования к участникам закупки  услуг по дератизации, создало необоснованные препятствия для хозяйствующих субъектов, действующих в обозначенной сфере, для участия в торгах, чем нарушило часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

С изложенных позиций, комиссия Нижегородского УФАС России полагает необходимым путём выдачи предписания обязать ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» представлять в Управление в течение 2013 года документы, составляемые предприятием к проведению закупок с целью размещения заказов на выполнение работ путём проведения открытых запросов цен.

Указанная мера позволить осуществить антимонопольный контроль  за устанавливаемыми при организации ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» торгов условиями и будет способствовать устранению, предупреждению включения предприятием необоснованных требований к участникам размещения заказа.

Соответственно предписание изложенного характера является необходимым и достаточным для устранения и недопущения впредь ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» нарушений антимонопольного законодательства, подобного рассматриваемому по настоящему делу.

На основании приведённого выше, комиссия Нижегородского УФАС России, руководствуясь статьями 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

 

 

решила:

 

1.                     Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по дератизации для нужд ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», извещение № 130903/0467/1334 о котором опубликовано на сайте ГК «Росатом»  3 сентября 2013 года, в связи с установлением в документации требований о наличии у участника запроса цен свидетельства о праве собственности или договора аренды на помещение (производственное, складское, бытовое) для приготовления, расфасовки, выдачи приманки в ЗАТО г. Саров (п. 11.10. информационной карты) и диспетчерской службы на территории г. Саров (п.11.12 Информационной карты), что создало необоснованные препятствия для участия в объявленной закупке неограниченного круга лиц, соответствующих общим требованиям к организациям, осуществляющим деятельность по дератизации.

2. Выдать предписание, а именно: обязать ответчика до конца 2013 года при проведении закупок путём открытого запроса цен с целью заключения договора на выполнение работ предоставлять в Нижегородское УФАС России не менее, чем в 10 случаях копии документов, отражающих условия и порядок проведения соответствующих процедур (документацию о торгах, протоколы), а также их результаты.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции»  настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                                          Ю.Н. Гребнев

 

Члены комиссии                                                                              М. А. Валитов                                                                                                            

 

Л. А. Камильская                                                                                                                      

 

Г. А. Кудряшов                                                                                                                

stdClass Object ( [vid] => 12064 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 1178-ФАС52- 02/13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12064 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391683011 [changed] => 1391683011 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391683011 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

05.12.2013 № ЮГ-02 4718

Решение по делу

№ 1178-ФАС52- 02/13

 

5 декабря 2013 года                                                                      г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» оглашена 26 ноября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

-Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

-Валитова М. А.

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Камильской Л.А.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Кудряшова Г. А.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,-

при участии от ответчика - ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»:

- А.Г. В.

-

представителя по доверенности от 22 ноября 2013 года;

- О.Ж. И.

-

представителя по доверенности от 22 ноября 2013 года,

 

рассмотрев дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики»,

 

установила:

 

В Нижегородское УФАС России поступило заявление от ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ», специализирующегося на  услугах  по дератизации помещений.

Заявитель указал, что 3 сентября 2013 года на сайте ГК «Росатом»  опубликовано извещение № 130903/0467/1334 о проведении ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по дератизации для нужд предприятия, и просил проверить условия   участия в данных торгах на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

В частности, пункты 11.10 и 11.13 Информационной карты документации открытого запроса цен, по мнению ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ», ограничивают количество участников закупки, поскольку предполагали обязательное наличие у претендента на заключение договора помещений для приготовления, расфасовки, выдачи приманки в ЗАТО г. Саров, а также диспетчерской службы на территории ЗАТО г. Саров.

Поскольку перечисленные условия участия в открытом запросе цен не предусмотрены действующим законодательством в качестве обязательных требований для качественного выполнения дератизационных работ, не объяснялись потребностями самого заказчика, Нижегородским УФАС России возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

К моменту рассмотрения комиссией Нижегородского УФАС России настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны заявителя поступило письмо, суть которого сводилась к отказу ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ» от изложенных ранее требований.

Представители ответчика, явившиеся на заседание комиссии, в свою очередь, дали следующие пояснения. Они сообщили, что территория, подлежащая дератизации, имеет значительную площадь и включает в себя не только здания и сооружения, но и специальные площадки, граничащие с лесным массивом. Как следствие, для качественного выполнения работ по дератизации необходим значительный объем родентицидов, а с учётом обстановки - многократное обновление приманки, что, в свою очередь, подразумевает складирование и хранение опасных для здоровья человека веществ в надлежащих условиях на достаточно близком расстоянии от места обработки. Соответственно заказчик посчитал необходимым наличие у участников закупки специализированных помещений на территории ЗАТО г. Саров.

Согласно позиции заказчика, в своих действиях ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» руководствовалось Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1129-02 Санитарно-эпидемиологических требований к проведению дератизации Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (а именно - 3.5.3. Дератизация, раздел 5), и как заказчик работ было заинтересовано в их строгом соблюдении контрагентом по договору.

Кроме того, представители ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» сообщили, что в итоге договор на проведение дератизационных работ был заключен с ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ» и к 20 ноября 2013 года исполнен в полном объеме. На основании изложенного просили производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчика и оценив все имеющиеся доказательства в их взаимосвязи, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещено организаторам, заказчикам торгов совершение действий, которые приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на торгах.

В числе запрещённых действий перечислено создание преимущественных условий участия в торгах и, наоборот, установление требований, необоснованно препятствующих отдельным хозяйствующим субъектам принять участие в торгах.

При проведении рассматриваемой закупки и подготовке документации по открытому запросу цен ФГУП «РФЯЦ-ВНИИФ» общие требования к участникам закупки, а также к цене договора, условиям осуществления расчётов изложил в общей и коммерческой части (том 1), а собственно требования к качеству выполняемых работ - в технической части (том 2) документации.

С учётом такого разделения условий закупки требования о наличии у претендентов лицензии на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (п. 11.8), и о наличии формы допуска у персонала компании к работе на режимных промышленных площадках (п.11.9) закреплены в пункте 11 Информационной карты.

Вместе с тем в подпункте 11.10 сформулировано требование к претендентам о наличии у них свидетельства о праве собственности либо договора аренды на помещение (производственное, складское, бытовое) для приготовления, расфасовки, выдачи приманки в ЗАТО г. Саров, оборудованных в соответствии с действующими строительными и санитарными нормами и правилами.

Согласно подпункту 11.12, участник закупки также обязан иметь на территории г. Сарова диспетчерскую службу.

С другой стороны, требования к поставляемому товару (в рассматриваемом случае - к выполняемым работам) закреплены пунктом 12 Информационной карты и детализированы в томе 2 «Техническая часть» документации. Следует отметить, что цель, исходные данные и гарантии качественного исполнения работ по дератизации определены заказчиком в техническом задании и закреплены в проекте договора на соответствующие услуги, поэтому ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» как заказчик вправе требовать от победителя запроса цен надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по договору.

Так, пункты 2.1, 3.1 технической части прямо определяют уровень выполняемых дератизационных мероприятий, пункты 2.7 и 2.21- право непосредственного и опосредованного контроля заказчика за действиями исполнителя услуг.

Кроме того, необходимые технические требования к качеству и безопасности работ по дератизации исполнитель должен соблюдать в силу действующего законодательства.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.3.1129-02 в разделе 5, упоминаемом заказчиком, содержат требования к оборудованию помещений, используемых для подготовки работы по дератизации, а также к транспортировке родентицидов и приманки на объект.

Между тем приводимые Правила не предусматривают необходимости изготовления или  хранения  родентицидов в непосредственной близости от объекта, на котором проводится дератизация, а также иных требований, объясняющих условие заказчика запроса цен о наличии у участников специализированных помещений  на территории ЗАТО г. Сарова.

Более того, пункт 4.5 названных санитарных Правил определяет, что: «Дератизацию проводят одновременно во всех помещениях объекта и на прилегающей территории, заселенных грызунами». Соответственно предположение о том, что площадь в 852 219, 5 кв. м невозможно обработать за один раз (на котором основывался заказчик, см. письмо от 20.09.2013 №195-25/19293), противоречит самой технологии дератизации.

На основании изложенного комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключению, что, во-первых, наличие помещений в городе Сарове и диспетчерской службы на территории ЗАТО не обеспечивает качественного выполнения работ по дератизации, во-вторых, заказчик вправе контролировать правильность выполнения работ как сторона по договору и соответственно требовать его  надлежащего исполнения от подрядчика, в-третьих, требований о наличии в непосредственной близости от места проведения дератизации помещений, связанных с деятельностью организации по истреблению грызунов, а равно к формированию диспетчерского пункта в районе проведения соответствующих работ законодательством не предусмотрено.

Поэтому суждение о том, что пункты 11.10, 11.12 Информационной карты предусмотрены ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» исходя из цели получения  качественного результата закупки, не находят своего фактического и документального подтверждения.

В рассматриваемой ситуации требование о наличии у претендента на заключение договора на оказание услуг по дератизации права владения и пользования помещением на территории г. Сарова Нижегородской области, а также диспетчерской службы не объясняется какими-либо собственными потребностями заказчика, а основано лишь на предположении, что выполнение услуг потребует значительного времени и расхода родентицидов, что также не объясняет необходимость включения пунктов 11.10, 11.12 Информационной карты. Технологически наличие склада или иного специализированного помещения на территории г. Сарова не гарантирует качественное исполнение услуг контрагентом ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», равно как и его отсутствие не исключает обратного.

Кроме того, работы выполнены именно ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ»                          (г. Оренбург), что дополнительно подтверждает вышеизложенные выводы комиссии Нижегородского УФАС России.

При таких обстоятельствах установление в документации об открытом запросе цен п. 11.10. и 11.12 указывает на создание организатором торгов необоснованных препятствий для участия в объявленной закупке неограниченного круга лиц, соответствующих общим требованиям к организациям, осуществляющим деятельность по дератизации.

Исследовав, таким образом, обстоятельства рассматриваемого дела, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключению, что ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», установившее спорные требования к участникам закупки  услуг по дератизации, создало необоснованные препятствия для хозяйствующих субъектов, действующих в обозначенной сфере, для участия в торгах, чем нарушило часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

С изложенных позиций, комиссия Нижегородского УФАС России полагает необходимым путём выдачи предписания обязать ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» представлять в Управление в течение 2013 года документы, составляемые предприятием к проведению закупок с целью размещения заказов на выполнение работ путём проведения открытых запросов цен.

Указанная мера позволить осуществить антимонопольный контроль  за устанавливаемыми при организации ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» торгов условиями и будет способствовать устранению, предупреждению включения предприятием необоснованных требований к участникам размещения заказа.

Соответственно предписание изложенного характера является необходимым и достаточным для устранения и недопущения впредь ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» нарушений антимонопольного законодательства, подобного рассматриваемому по настоящему делу.

На основании приведённого выше, комиссия Нижегородского УФАС России, руководствуясь статьями 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

 

 

решила:

 

1.                     Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по дератизации для нужд ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», извещение № 130903/0467/1334 о котором опубликовано на сайте ГК «Росатом»  3 сентября 2013 года, в связи с установлением в документации требований о наличии у участника запроса цен свидетельства о праве собственности или договора аренды на помещение (производственное, складское, бытовое) для приготовления, расфасовки, выдачи приманки в ЗАТО г. Саров (п. 11.10. информационной карты) и диспетчерской службы на территории г. Саров (п.11.12 Информационной карты), что создало необоснованные препятствия для участия в объявленной закупке неограниченного круга лиц, соответствующих общим требованиям к организациям, осуществляющим деятельность по дератизации.

2. Выдать предписание, а именно: обязать ответчика до конца 2013 года при проведении закупок путём открытого запроса цен с целью заключения договора на выполнение работ предоставлять в Нижегородское УФАС России не менее, чем в 10 случаях копии документов, отражающих условия и порядок проведения соответствующих процедур (документацию о торгах, протоколы), а также их результаты.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции»  настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                                          Ю.Н. Гребнев

 

Члены комиссии                                                                              М. А. Валитов                                                                                                            

 

Л. А. Камильская                                                                                                                      

 

Г. А. Кудряшов                                                                                                                

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

05.12.2013 № ЮГ-02 4718

Решение по делу

№ 1178-ФАС52- 02/13

 

5 декабря 2013 года                                                                      г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» оглашена 26 ноября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

-Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

-Валитова М. А.

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Камильской Л.А.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Кудряшова Г. А.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,-

при участии от ответчика - ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»:

- А.Г. В.

-

представителя по доверенности от 22 ноября 2013 года;

- О.Ж. И.

-

представителя по доверенности от 22 ноября 2013 года,

 

рассмотрев дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики»,

 

установила:

 

В Нижегородское УФАС России поступило заявление от ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ», специализирующегося на  услугах  по дератизации помещений.

Заявитель указал, что 3 сентября 2013 года на сайте ГК «Росатом»  опубликовано извещение № 130903/0467/1334 о проведении ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по дератизации для нужд предприятия, и просил проверить условия   участия в данных торгах на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

В частности, пункты 11.10 и 11.13 Информационной карты документации открытого запроса цен, по мнению ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ», ограничивают количество участников закупки, поскольку предполагали обязательное наличие у претендента на заключение договора помещений для приготовления, расфасовки, выдачи приманки в ЗАТО г. Саров, а также диспетчерской службы на территории ЗАТО г. Саров.

Поскольку перечисленные условия участия в открытом запросе цен не предусмотрены действующим законодательством в качестве обязательных требований для качественного выполнения дератизационных работ, не объяснялись потребностями самого заказчика, Нижегородским УФАС России возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

К моменту рассмотрения комиссией Нижегородского УФАС России настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны заявителя поступило письмо, суть которого сводилась к отказу ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ» от изложенных ранее требований.

Представители ответчика, явившиеся на заседание комиссии, в свою очередь, дали следующие пояснения. Они сообщили, что территория, подлежащая дератизации, имеет значительную площадь и включает в себя не только здания и сооружения, но и специальные площадки, граничащие с лесным массивом. Как следствие, для качественного выполнения работ по дератизации необходим значительный объем родентицидов, а с учётом обстановки - многократное обновление приманки, что, в свою очередь, подразумевает складирование и хранение опасных для здоровья человека веществ в надлежащих условиях на достаточно близком расстоянии от места обработки. Соответственно заказчик посчитал необходимым наличие у участников закупки специализированных помещений на территории ЗАТО г. Саров.

Согласно позиции заказчика, в своих действиях ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» руководствовалось Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1129-02 Санитарно-эпидемиологических требований к проведению дератизации Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (а именно - 3.5.3. Дератизация, раздел 5), и как заказчик работ было заинтересовано в их строгом соблюдении контрагентом по договору.

Кроме того, представители ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» сообщили, что в итоге договор на проведение дератизационных работ был заключен с ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ» и к 20 ноября 2013 года исполнен в полном объеме. На основании изложенного просили производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчика и оценив все имеющиеся доказательства в их взаимосвязи, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещено организаторам, заказчикам торгов совершение действий, которые приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на торгах.

В числе запрещённых действий перечислено создание преимущественных условий участия в торгах и, наоборот, установление требований, необоснованно препятствующих отдельным хозяйствующим субъектам принять участие в торгах.

При проведении рассматриваемой закупки и подготовке документации по открытому запросу цен ФГУП «РФЯЦ-ВНИИФ» общие требования к участникам закупки, а также к цене договора, условиям осуществления расчётов изложил в общей и коммерческой части (том 1), а собственно требования к качеству выполняемых работ - в технической части (том 2) документации.

С учётом такого разделения условий закупки требования о наличии у претендентов лицензии на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (п. 11.8), и о наличии формы допуска у персонала компании к работе на режимных промышленных площадках (п.11.9) закреплены в пункте 11 Информационной карты.

Вместе с тем в подпункте 11.10 сформулировано требование к претендентам о наличии у них свидетельства о праве собственности либо договора аренды на помещение (производственное, складское, бытовое) для приготовления, расфасовки, выдачи приманки в ЗАТО г. Саров, оборудованных в соответствии с действующими строительными и санитарными нормами и правилами.

Согласно подпункту 11.12, участник закупки также обязан иметь на территории г. Сарова диспетчерскую службу.

С другой стороны, требования к поставляемому товару (в рассматриваемом случае - к выполняемым работам) закреплены пунктом 12 Информационной карты и детализированы в томе 2 «Техническая часть» документации. Следует отметить, что цель, исходные данные и гарантии качественного исполнения работ по дератизации определены заказчиком в техническом задании и закреплены в проекте договора на соответствующие услуги, поэтому ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» как заказчик вправе требовать от победителя запроса цен надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по договору.

Так, пункты 2.1, 3.1 технической части прямо определяют уровень выполняемых дератизационных мероприятий, пункты 2.7 и 2.21- право непосредственного и опосредованного контроля заказчика за действиями исполнителя услуг.

Кроме того, необходимые технические требования к качеству и безопасности работ по дератизации исполнитель должен соблюдать в силу действующего законодательства.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.3.1129-02 в разделе 5, упоминаемом заказчиком, содержат требования к оборудованию помещений, используемых для подготовки работы по дератизации, а также к транспортировке родентицидов и приманки на объект.

Между тем приводимые Правила не предусматривают необходимости изготовления или  хранения  родентицидов в непосредственной близости от объекта, на котором проводится дератизация, а также иных требований, объясняющих условие заказчика запроса цен о наличии у участников специализированных помещений  на территории ЗАТО г. Сарова.

Более того, пункт 4.5 названных санитарных Правил определяет, что: «Дератизацию проводят одновременно во всех помещениях объекта и на прилегающей территории, заселенных грызунами». Соответственно предположение о том, что площадь в 852 219, 5 кв. м невозможно обработать за один раз (на котором основывался заказчик, см. письмо от 20.09.2013 №195-25/19293), противоречит самой технологии дератизации.

На основании изложенного комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключению, что, во-первых, наличие помещений в городе Сарове и диспетчерской службы на территории ЗАТО не обеспечивает качественного выполнения работ по дератизации, во-вторых, заказчик вправе контролировать правильность выполнения работ как сторона по договору и соответственно требовать его  надлежащего исполнения от подрядчика, в-третьих, требований о наличии в непосредственной близости от места проведения дератизации помещений, связанных с деятельностью организации по истреблению грызунов, а равно к формированию диспетчерского пункта в районе проведения соответствующих работ законодательством не предусмотрено.

Поэтому суждение о том, что пункты 11.10, 11.12 Информационной карты предусмотрены ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» исходя из цели получения  качественного результата закупки, не находят своего фактического и документального подтверждения.

В рассматриваемой ситуации требование о наличии у претендента на заключение договора на оказание услуг по дератизации права владения и пользования помещением на территории г. Сарова Нижегородской области, а также диспетчерской службы не объясняется какими-либо собственными потребностями заказчика, а основано лишь на предположении, что выполнение услуг потребует значительного времени и расхода родентицидов, что также не объясняет необходимость включения пунктов 11.10, 11.12 Информационной карты. Технологически наличие склада или иного специализированного помещения на территории г. Сарова не гарантирует качественное исполнение услуг контрагентом ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», равно как и его отсутствие не исключает обратного.

Кроме того, работы выполнены именно ООО «ЗАЩИТАХЛЕБ»                          (г. Оренбург), что дополнительно подтверждает вышеизложенные выводы комиссии Нижегородского УФАС России.

При таких обстоятельствах установление в документации об открытом запросе цен п. 11.10. и 11.12 указывает на создание организатором торгов необоснованных препятствий для участия в объявленной закупке неограниченного круга лиц, соответствующих общим требованиям к организациям, осуществляющим деятельность по дератизации.

Исследовав, таким образом, обстоятельства рассматриваемого дела, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключению, что ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», установившее спорные требования к участникам закупки  услуг по дератизации, создало необоснованные препятствия для хозяйствующих субъектов, действующих в обозначенной сфере, для участия в торгах, чем нарушило часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

С изложенных позиций, комиссия Нижегородского УФАС России полагает необходимым путём выдачи предписания обязать ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» представлять в Управление в течение 2013 года документы, составляемые предприятием к проведению закупок с целью размещения заказов на выполнение работ путём проведения открытых запросов цен.

Указанная мера позволить осуществить антимонопольный контроль  за устанавливаемыми при организации ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» торгов условиями и будет способствовать устранению, предупреждению включения предприятием необоснованных требований к участникам размещения заказа.

Соответственно предписание изложенного характера является необходимым и достаточным для устранения и недопущения впредь ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» нарушений антимонопольного законодательства, подобного рассматриваемому по настоящему делу.

На основании приведённого выше, комиссия Нижегородского УФАС России, руководствуясь статьями 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

 

 

решила:

 

1.                     Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по дератизации для нужд ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», извещение № 130903/0467/1334 о котором опубликовано на сайте ГК «Росатом»  3 сентября 2013 года, в связи с установлением в документации требований о наличии у участника запроса цен свидетельства о праве собственности или договора аренды на помещение (производственное, складское, бытовое) для приготовления, расфасовки, выдачи приманки в ЗАТО г. Саров (п. 11.10. информационной карты) и диспетчерской службы на территории г. Саров (п.11.12 Информационной карты), что создало необоснованные препятствия для участия в объявленной закупке неограниченного круга лиц, соответствующих общим требованиям к организациям, осуществляющим деятельность по дератизации.

2. Выдать предписание, а именно: обязать ответчика до конца 2013 года при проведении закупок путём открытого запроса цен с целью заключения договора на выполнение работ предоставлять в Нижегородское УФАС России не менее, чем в 10 случаях копии документов, отражающих условия и порядок проведения соответствующих процедур (документацию о торгах, протоколы), а также их результаты.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции»  настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                                          Ю.Н. Гребнев

 

Члены комиссии                                                                              М. А. Валитов                                                                                                            

 

Л. А. Камильская                                                                                                                      

 

Г. А. Кудряшов                                                                                                                

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ЮГ-02 4718 [format] => [safe_value] => ЮГ-02 4718 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1178-ФАС52- 02/13 [format] => [safe_value] => 1178-ФАС52- 02/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-05 10:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-05 10:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391683011 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )