Решение по делу №76-ФАС 52-03/13 в отношении ООО «Теплосервис»

Номер дела: 76-ФАС 52-03/13
Дата публикации: 10 апреля 2014, 12:48

РЕШЕНИЕ

по делу  о нарушении антимонопольного законодательства

№76-ФАС 52-03/13

                                            г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения оглашена  02.04.2014

В полном объеме решение изготовлено  10.04.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы  по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

 

- Гребнев Ю.Н.

-

 

 

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

- Кошелева И.А.

 

- Ильин И.В.

 

- Потапова И.В.

-

 

-

 

-

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

с участием:

- П.М.Ю.

- Шерементьева В.Б.

- Качалкиной Е.Н.

-

-

-

заявителя;

директора ООО УК «Вистма»;

председателя ТСЖ «Сенная 6/49», -

 

рассмотрев дело №76-ФАС52-03/14 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (603000, город Нижний Новгород, улица Ярославская, дом 2, офис №5) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской  области поступило заявление П.М.Ю. (далее – Заявитель), проживающего  по адресу: <…>;  Б.С.Э. (далее также – Заявитель), проживающего по адресу: <…>,- на действия общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее также – ООО «Теплосервис», Общество, Ответчик), связанные с необоснованным, с точки зрения заявителей, прекращением подачи горячего водоснабжения в их жилые многоквартирные дома.

Кроме того, в Нижегородское УФАС России поступило заявление общества  с ограниченной ответственностью управляющая компания «Вистма» (далее также –  ООО УК «Вистма», управляющая компания, Заявитель) на действия ООО «Теплосервис», связанные с нарушением, по мнению управляющей компании, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на горячее водоснабжение (выставление счетов за горячее водоснабжение в отсутствии установленного тарифа) и на необоснованное прекращение подачи горячего водоснабжения в многоквартирный дом №41 по улице Минина города Нижнего Новгорода.

По итогам рассмотрения заявлений в отношении ООО «Теплосервис» Управлением возбужденно дело №76-ФАС52-03/13 о нарушении антимонопольного  законодательства (приказ №03 от 15.01.2014).

Б.С.Э. (почтовое уведомление получено 11.02.2014) и ООО «Теплосервис» (почтовое уведомление получено 07.02.2014), надлежащим образом извещенные о месте и времени  рассмотрения настоящего дела, на заседание комиссии, состоявшееся 02 апреля 2014 года, не явились, явку представителей не обеспечили.

П.М.Ю. пояснил, что в многоквартирном доме, в котором он проживает, на протяжении 4 лет каждые 4 месяца отсутствует горячая вода. Также пояснил, что ООО «Теплосервис», которое обеспечивает горячее водоснабжение многоквартирного дома Заявителя, объясняло данный факт в связи с наличие задолженности со стороны ООО УК «Вистма».

Представитель ООО УК «Вистма» пояснил, что ООО «Теплосервис» осуществляет поставку горячего водоснабжения в многоквартирный дом №41 по улице Минина города Нижнего Новгорода. С 17 июня по 27 сентября 2013 года ООО «Теплосервис» прекратило поставку подачи горячей воды. Кроме того,  Общество выставляет счета – фактуры за потребленные коммунальные ресурсы (горячее водоснабжение и теплоснабжение) без утвержденного тарифа.

Представитель ТСЖ «Сенная 6/49» пояснил, что между ТСЖ «Сенная 6/49»  и ООО «Теплосервис» заключен договор теплоснабжения №2-11 от 31.12.2010 (далее – Договор теплоснабжения). Из пункта 2.1.1 Договора теплоснабжения следует, что ООО «Теплосервис» обязано отпустить тепловую энергию ТСЖ «Сенная 6/49». Обязательства по оплате ТСЖ «Сенная 6/49» выполняет в срок и задолженности не имеет. Однако с 01 июля по 6 октября 2013 года ООО «Теплосервис» прекратило подачу горячего водоснабжения.

Разрешая вопрос о рассмотрение дела в отсутствии ООО «Теплосервис»  и Б.С.Э., комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение  о возможности рассмотрения настоящего дела в их отсутствии (часть 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного  законодательства, комиссией установлены следующие обстоятельства.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской  области поступило заявление П.М.Ю., проживающего по адресу: <…>, - на действия общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис», связанные с необоснованным,  с точки зрения заявителя, прекращением подачи горячего водоснабжения в жилой многоквартирный дом, расположенный по вышеупомянутому адресу.

Исполнителем коммунальных услуг по многоквартирному дому Заявителя является ТСЖ «Сенная 6/49». Между ТСЖ «Сенная 6/49»  и ООО «Теплосервис» заключен договор теплоснабжения №2-11 от 31.12.2010.  По условиям Договора теплоснабжения теплоснабжающая организация (ООО «Теплосервис») обязуется продавать потребителю (ТСЖ «Сенная 6/49») до границы балансовой и эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель - оплатить её (пункты 2.1.1 и 2.2.1 Договора теплоснабжения).

Согласно данному договору ТСЖ «Сенная 6/49» оплачивает выставленные ООО «Теплосервис» счета – фактуры за потребленные коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) и задолженности не имеет. Данный факт также подтверждает ООО «Теплосервис» (письмо исх. №66 от 08.10.2013).

С 01 июля по 6 октября 2013 года ООО «Теплосервис» прекратило подачу горячего водоснабжения в обслуживаемый многоквартирный дом ТСЖ «Сенная 6/49».

Из письменных пояснений ООО «Теплосервис» следует, что Общество является ресурсоснабжающей организацией (владеет источником тепловой энергии – котельной, а также тепловыми сетями), к которой присоединены объекты теплопотребления ТСЖ «Сенная 6/49», ООО «УК «ВИСТМА», а также многоквартирные дома №№43А и 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода,  которые перешли с июня 2012 года на непосредственное управление. 17 июня 2013 года ООО «Теплосервис» остановило работу котельной на ежегодный плановый ремонт. Поскольку жители многоквартирных домов №№ 43А, 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода не оплачивали счета за потребленную  тепловую энергию Обществу и их долг составил 1 400 000 рублей, а также имелась задолженность со стороны ООО УК «Вистма» в размере 2 119 000 рублей, ООО «Теплосервис» в связи с отсутствием денежных средств не смогло  в 14 дневный срок (СанПиН 2.1.4.2496-09) произвести ремонт и поверку оборудования котельной (письмо исх. №65 от 08.10.2013 в адрес Нижегородского УФАС России).

Как пояснило ООО «Теплосервис», «в конце августа 2013 года Администрация города Нижнего Новгорода провела совещание по данному вопросу,  на которое пригласила жильцов многоквартирных домов №№ 41, 43А, 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода. После данного совещания жители указанных многоквартирных домов стали гасить задолженность, что позволило закончить ремонт котельной. 27 сентября 2013 года котельная возобновила подачу горячего водоснабжения и тепловой энергии для многоквартирных домов №№ 41, 43А, 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода и многоквартирного дома  П.М.Ю.».

Кроме того, в Нижегородское УФАС России поступило заявление общества   с ограниченной ответственностью управляющая компания «Вистма» на действия ООО «Теплосервис», связанные с нарушением, по мнению управляющей компании, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на горячее водоснабжение (выставление счетов за горячее водоснабжение в отсутствии установленного тарифа) и на необоснованное прекращение подачи горячего водоснабжения в многоквартирный дом №41 по улице Минина города Нижнего Новгорода. Управляющая компания представила письмо региональной службы по тарифам Нижегородской области (исх.25.02.2013 №516-716/13), в котором говорится о том, что тарифы на горячую воду, отпускаемую ООО «Теплосервис»,  не устанавливались на 2013 год.

Комиссия, заслушав объяснения заявителей и заинтересованного лица, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.

1. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего   доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 №147-ФЗ «О естественных  монополиях» определяет передачу тепловой энергии как естественно-монопольный вид деятельности.

Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона «О естественных монополиях»).

В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии  естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Теплосервис» владеет источником тепловой энергии – котельной, а также тепловыми сетями (договор аренды нежилого помещения от 15.12.2010 №б/н).

В ходе проведенного анализа состояния конкуренции на рынках реализации тепловой энергии и оказания услуг по ее передаче установлено, что Общество   занимает доминирующее положение на указанных товарных рынках в границах тепловых сетей,  присоединенных к источнику теплоты, эксплуатируемому ООО «Теплосервис», что подтверждается аналитическим отчетом от 24.12.2013, подготовленным в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. Следовательно, действия Общества могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  (с изменениями) (далее – Правила №307), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

 Размер платы за коммунальные услуги в соответствии со статьей 157  Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации,   органами местного самоуправления.

Как установлено комиссией Нижегородского УФАС России, тарифы на горячую воду для ООО «Теплосервис» до 2014 года региональной службой по тарифам Нижегородской области не устанавливались.

Между тем Общество в адрес «УК «Вистма» в 2013 году выставлялись счета-фактуры на оплату потребленной тепловой энергии и горячего водоснабжения (от 31.01.13 №00000016; от 28.02.13 №00000034; от 31.03.13 №00000055; от 30.04.13 №00000070; от 31.05.13 №00000091; от 30.06.13 №00000112; от 31.10.13 №00000180; от 31.12.13 №00000218). Факт оказания услуг теплоснабжения  и горячего водоснабжения без утвержденных уполномоченным органом тарифов в 2012 году подтверждается, в числе прочего платежными поручениями №533 от 15.02.2012, №880 от 15.03.2012, №468 от 25.04.2012, №405 от 17.05.2012, №448 от 15.06.2012, №366 от 10.07.2012.

Таким образом,  комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что порядок ценообразования на поставляемую тепловую энергию и горячее водоснабжение, применяемый ООО «Теплосервис» к потребителям, в том числе к ООО «УК «Вистма», противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и, как следствие, пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), условиями предоставления коммунальных услуг потребителю являются, в том числе, следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Согласно пункту 4 приложения №1 к Правилам №354 услуга по горячему  водоснабжению должна предоставляться бесперебойно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях  инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется  в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии с пунктом 3.1.11 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года №20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09», в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Аналогичная норма закреплена в пункте 121 Правил №354, согласно которой ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115[1] и пункте "б" пункта 117[2] данных Правил.

Из письменных объяснений ООО «Теплосервис» следует, что с января по июнь 2013 года ТСЖ «Сенная 6/49» выставлены счета – фактуры на сумму   790 016,93 рублей, которые оплачены полностью, что подтверждается соответствующими платежными поручениями. Отключение заявителей от поставки горячего водоснабжения в период с 02 июля 2013 года по 27 сентября 2013 года,   привело к нарушению режима поставки коммунального ресурса добросовестным плательщикам, что нарушает нормы действующего законодательства о теплоснабжении и ущемляет, тем самым, интересы потребителей.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Теплосервис» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячее водоснабжение) после истечения срока  ежегодного профилактического ремонта котельной заявителям в период с 02 июля 2013 года по 27 сентября 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного                законодательства комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Разрешая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание тот факт, что в сентябре 2013 года подача горячего водоснабжения в многоквартирные дома заявителей возобновлена; тарифы на горячее водоснабжение на 2014 год установлены решением региональной службой по тарифам Нижегородской области от 17.12.2013 N 65/114

В связи с указанным, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

р е ш и л а:

 

Признать общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (603028, город Нижний Новгород, улица  Ярославская, дом 2, офис №6)  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию и горячее  водоснабжение, предоставляемое потребителям, а также путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячее водоснабжение) после истечения срока  ежегодного профилактического ремонта котельной заявителям в период с 02 июля 2013 года по 27 сентября 2013 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                       Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                                       И.В.Ильин

 

                                                                                                                  

                                                                                                                   И.А. Кошелева

 

                                                                                                                 

                                                                                                                   И.В. Потапова

 



[1] Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

[2] Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 12348 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №76-ФАС 52-03/13 в отношении ООО «Теплосервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12348 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397206397 [changed] => 1397206415 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397206415 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу  о нарушении антимонопольного законодательства

№76-ФАС 52-03/13

                                            г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения оглашена  02.04.2014

В полном объеме решение изготовлено  10.04.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы  по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

 

- Гребнев Ю.Н.

-

 

 

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

- Кошелева И.А.

 

- Ильин И.В.

 

- Потапова И.В.

-

 

-

 

-

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

с участием:

- П.М.Ю.

- Шерементьева В.Б.

- Качалкиной Е.Н.

-

-

-

заявителя;

директора ООО УК «Вистма»;

председателя ТСЖ «Сенная 6/49», -

 

рассмотрев дело №76-ФАС52-03/14 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (603000, город Нижний Новгород, улица Ярославская, дом 2, офис №5) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской  области поступило заявление П.М.Ю. (далее – Заявитель), проживающего  по адресу: <…>;  Б.С.Э. (далее также – Заявитель), проживающего по адресу: <…>,- на действия общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее также – ООО «Теплосервис», Общество, Ответчик), связанные с необоснованным, с точки зрения заявителей, прекращением подачи горячего водоснабжения в их жилые многоквартирные дома.

Кроме того, в Нижегородское УФАС России поступило заявление общества  с ограниченной ответственностью управляющая компания «Вистма» (далее также –  ООО УК «Вистма», управляющая компания, Заявитель) на действия ООО «Теплосервис», связанные с нарушением, по мнению управляющей компании, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на горячее водоснабжение (выставление счетов за горячее водоснабжение в отсутствии установленного тарифа) и на необоснованное прекращение подачи горячего водоснабжения в многоквартирный дом №41 по улице Минина города Нижнего Новгорода.

По итогам рассмотрения заявлений в отношении ООО «Теплосервис» Управлением возбужденно дело №76-ФАС52-03/13 о нарушении антимонопольного  законодательства (приказ №03 от 15.01.2014).

Б.С.Э. (почтовое уведомление получено 11.02.2014) и ООО «Теплосервис» (почтовое уведомление получено 07.02.2014), надлежащим образом извещенные о месте и времени  рассмотрения настоящего дела, на заседание комиссии, состоявшееся 02 апреля 2014 года, не явились, явку представителей не обеспечили.

П.М.Ю. пояснил, что в многоквартирном доме, в котором он проживает, на протяжении 4 лет каждые 4 месяца отсутствует горячая вода. Также пояснил, что ООО «Теплосервис», которое обеспечивает горячее водоснабжение многоквартирного дома Заявителя, объясняло данный факт в связи с наличие задолженности со стороны ООО УК «Вистма».

Представитель ООО УК «Вистма» пояснил, что ООО «Теплосервис» осуществляет поставку горячего водоснабжения в многоквартирный дом №41 по улице Минина города Нижнего Новгорода. С 17 июня по 27 сентября 2013 года ООО «Теплосервис» прекратило поставку подачи горячей воды. Кроме того,  Общество выставляет счета – фактуры за потребленные коммунальные ресурсы (горячее водоснабжение и теплоснабжение) без утвержденного тарифа.

Представитель ТСЖ «Сенная 6/49» пояснил, что между ТСЖ «Сенная 6/49»  и ООО «Теплосервис» заключен договор теплоснабжения №2-11 от 31.12.2010 (далее – Договор теплоснабжения). Из пункта 2.1.1 Договора теплоснабжения следует, что ООО «Теплосервис» обязано отпустить тепловую энергию ТСЖ «Сенная 6/49». Обязательства по оплате ТСЖ «Сенная 6/49» выполняет в срок и задолженности не имеет. Однако с 01 июля по 6 октября 2013 года ООО «Теплосервис» прекратило подачу горячего водоснабжения.

Разрешая вопрос о рассмотрение дела в отсутствии ООО «Теплосервис»  и Б.С.Э., комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение  о возможности рассмотрения настоящего дела в их отсутствии (часть 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного  законодательства, комиссией установлены следующие обстоятельства.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской  области поступило заявление П.М.Ю., проживающего по адресу: <…>, - на действия общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис», связанные с необоснованным,  с точки зрения заявителя, прекращением подачи горячего водоснабжения в жилой многоквартирный дом, расположенный по вышеупомянутому адресу.

Исполнителем коммунальных услуг по многоквартирному дому Заявителя является ТСЖ «Сенная 6/49». Между ТСЖ «Сенная 6/49»  и ООО «Теплосервис» заключен договор теплоснабжения №2-11 от 31.12.2010.  По условиям Договора теплоснабжения теплоснабжающая организация (ООО «Теплосервис») обязуется продавать потребителю (ТСЖ «Сенная 6/49») до границы балансовой и эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель - оплатить её (пункты 2.1.1 и 2.2.1 Договора теплоснабжения).

Согласно данному договору ТСЖ «Сенная 6/49» оплачивает выставленные ООО «Теплосервис» счета – фактуры за потребленные коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) и задолженности не имеет. Данный факт также подтверждает ООО «Теплосервис» (письмо исх. №66 от 08.10.2013).

С 01 июля по 6 октября 2013 года ООО «Теплосервис» прекратило подачу горячего водоснабжения в обслуживаемый многоквартирный дом ТСЖ «Сенная 6/49».

Из письменных пояснений ООО «Теплосервис» следует, что Общество является ресурсоснабжающей организацией (владеет источником тепловой энергии – котельной, а также тепловыми сетями), к которой присоединены объекты теплопотребления ТСЖ «Сенная 6/49», ООО «УК «ВИСТМА», а также многоквартирные дома №№43А и 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода,  которые перешли с июня 2012 года на непосредственное управление. 17 июня 2013 года ООО «Теплосервис» остановило работу котельной на ежегодный плановый ремонт. Поскольку жители многоквартирных домов №№ 43А, 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода не оплачивали счета за потребленную  тепловую энергию Обществу и их долг составил 1 400 000 рублей, а также имелась задолженность со стороны ООО УК «Вистма» в размере 2 119 000 рублей, ООО «Теплосервис» в связи с отсутствием денежных средств не смогло  в 14 дневный срок (СанПиН 2.1.4.2496-09) произвести ремонт и поверку оборудования котельной (письмо исх. №65 от 08.10.2013 в адрес Нижегородского УФАС России).

Как пояснило ООО «Теплосервис», «в конце августа 2013 года Администрация города Нижнего Новгорода провела совещание по данному вопросу,  на которое пригласила жильцов многоквартирных домов №№ 41, 43А, 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода. После данного совещания жители указанных многоквартирных домов стали гасить задолженность, что позволило закончить ремонт котельной. 27 сентября 2013 года котельная возобновила подачу горячего водоснабжения и тепловой энергии для многоквартирных домов №№ 41, 43А, 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода и многоквартирного дома  П.М.Ю.».

Кроме того, в Нижегородское УФАС России поступило заявление общества   с ограниченной ответственностью управляющая компания «Вистма» на действия ООО «Теплосервис», связанные с нарушением, по мнению управляющей компании, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на горячее водоснабжение (выставление счетов за горячее водоснабжение в отсутствии установленного тарифа) и на необоснованное прекращение подачи горячего водоснабжения в многоквартирный дом №41 по улице Минина города Нижнего Новгорода. Управляющая компания представила письмо региональной службы по тарифам Нижегородской области (исх.25.02.2013 №516-716/13), в котором говорится о том, что тарифы на горячую воду, отпускаемую ООО «Теплосервис»,  не устанавливались на 2013 год.

Комиссия, заслушав объяснения заявителей и заинтересованного лица, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.

1. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего   доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 №147-ФЗ «О естественных  монополиях» определяет передачу тепловой энергии как естественно-монопольный вид деятельности.

Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона «О естественных монополиях»).

В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии  естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Теплосервис» владеет источником тепловой энергии – котельной, а также тепловыми сетями (договор аренды нежилого помещения от 15.12.2010 №б/н).

В ходе проведенного анализа состояния конкуренции на рынках реализации тепловой энергии и оказания услуг по ее передаче установлено, что Общество   занимает доминирующее положение на указанных товарных рынках в границах тепловых сетей,  присоединенных к источнику теплоты, эксплуатируемому ООО «Теплосервис», что подтверждается аналитическим отчетом от 24.12.2013, подготовленным в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. Следовательно, действия Общества могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  (с изменениями) (далее – Правила №307), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

 Размер платы за коммунальные услуги в соответствии со статьей 157  Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации,   органами местного самоуправления.

Как установлено комиссией Нижегородского УФАС России, тарифы на горячую воду для ООО «Теплосервис» до 2014 года региональной службой по тарифам Нижегородской области не устанавливались.

Между тем Общество в адрес «УК «Вистма» в 2013 году выставлялись счета-фактуры на оплату потребленной тепловой энергии и горячего водоснабжения (от 31.01.13 №00000016; от 28.02.13 №00000034; от 31.03.13 №00000055; от 30.04.13 №00000070; от 31.05.13 №00000091; от 30.06.13 №00000112; от 31.10.13 №00000180; от 31.12.13 №00000218). Факт оказания услуг теплоснабжения  и горячего водоснабжения без утвержденных уполномоченным органом тарифов в 2012 году подтверждается, в числе прочего платежными поручениями №533 от 15.02.2012, №880 от 15.03.2012, №468 от 25.04.2012, №405 от 17.05.2012, №448 от 15.06.2012, №366 от 10.07.2012.

Таким образом,  комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что порядок ценообразования на поставляемую тепловую энергию и горячее водоснабжение, применяемый ООО «Теплосервис» к потребителям, в том числе к ООО «УК «Вистма», противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и, как следствие, пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), условиями предоставления коммунальных услуг потребителю являются, в том числе, следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Согласно пункту 4 приложения №1 к Правилам №354 услуга по горячему  водоснабжению должна предоставляться бесперебойно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях  инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется  в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии с пунктом 3.1.11 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года №20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09», в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Аналогичная норма закреплена в пункте 121 Правил №354, согласно которой ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115[1] и пункте "б" пункта 117[2] данных Правил.

Из письменных объяснений ООО «Теплосервис» следует, что с января по июнь 2013 года ТСЖ «Сенная 6/49» выставлены счета – фактуры на сумму   790 016,93 рублей, которые оплачены полностью, что подтверждается соответствующими платежными поручениями. Отключение заявителей от поставки горячего водоснабжения в период с 02 июля 2013 года по 27 сентября 2013 года,   привело к нарушению режима поставки коммунального ресурса добросовестным плательщикам, что нарушает нормы действующего законодательства о теплоснабжении и ущемляет, тем самым, интересы потребителей.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Теплосервис» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячее водоснабжение) после истечения срока  ежегодного профилактического ремонта котельной заявителям в период с 02 июля 2013 года по 27 сентября 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного                законодательства комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Разрешая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание тот факт, что в сентябре 2013 года подача горячего водоснабжения в многоквартирные дома заявителей возобновлена; тарифы на горячее водоснабжение на 2014 год установлены решением региональной службой по тарифам Нижегородской области от 17.12.2013 N 65/114

В связи с указанным, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

р е ш и л а:

 

Признать общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (603028, город Нижний Новгород, улица  Ярославская, дом 2, офис №6)  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию и горячее  водоснабжение, предоставляемое потребителям, а также путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячее водоснабжение) после истечения срока  ежегодного профилактического ремонта котельной заявителям в период с 02 июля 2013 года по 27 сентября 2013 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                       Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                                       И.В.Ильин

 

                                                                                                                  

                                                                                                                   И.А. Кошелева

 

                                                                                                                 

                                                                                                                   И.В. Потапова

 



[1] Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

[2] Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу  о нарушении антимонопольного законодательства

№76-ФАС 52-03/13

                                            г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения оглашена  02.04.2014

В полном объеме решение изготовлено  10.04.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы  по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

 

- Гребнев Ю.Н.

-

 

 

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

- Кошелева И.А.

 

- Ильин И.В.

 

- Потапова И.В.

-

 

-

 

-

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

с участием:

- П.М.Ю.

- Шерементьева В.Б.

- Качалкиной Е.Н.

-

-

-

заявителя;

директора ООО УК «Вистма»;

председателя ТСЖ «Сенная 6/49», -

 

рассмотрев дело №76-ФАС52-03/14 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (603000, город Нижний Новгород, улица Ярославская, дом 2, офис №5) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской  области поступило заявление П.М.Ю. (далее – Заявитель), проживающего  по адресу: <…>;  Б.С.Э. (далее также – Заявитель), проживающего по адресу: <…>,- на действия общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее также – ООО «Теплосервис», Общество, Ответчик), связанные с необоснованным, с точки зрения заявителей, прекращением подачи горячего водоснабжения в их жилые многоквартирные дома.

Кроме того, в Нижегородское УФАС России поступило заявление общества  с ограниченной ответственностью управляющая компания «Вистма» (далее также –  ООО УК «Вистма», управляющая компания, Заявитель) на действия ООО «Теплосервис», связанные с нарушением, по мнению управляющей компании, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на горячее водоснабжение (выставление счетов за горячее водоснабжение в отсутствии установленного тарифа) и на необоснованное прекращение подачи горячего водоснабжения в многоквартирный дом №41 по улице Минина города Нижнего Новгорода.

По итогам рассмотрения заявлений в отношении ООО «Теплосервис» Управлением возбужденно дело №76-ФАС52-03/13 о нарушении антимонопольного  законодательства (приказ №03 от 15.01.2014).

Б.С.Э. (почтовое уведомление получено 11.02.2014) и ООО «Теплосервис» (почтовое уведомление получено 07.02.2014), надлежащим образом извещенные о месте и времени  рассмотрения настоящего дела, на заседание комиссии, состоявшееся 02 апреля 2014 года, не явились, явку представителей не обеспечили.

П.М.Ю. пояснил, что в многоквартирном доме, в котором он проживает, на протяжении 4 лет каждые 4 месяца отсутствует горячая вода. Также пояснил, что ООО «Теплосервис», которое обеспечивает горячее водоснабжение многоквартирного дома Заявителя, объясняло данный факт в связи с наличие задолженности со стороны ООО УК «Вистма».

Представитель ООО УК «Вистма» пояснил, что ООО «Теплосервис» осуществляет поставку горячего водоснабжения в многоквартирный дом №41 по улице Минина города Нижнего Новгорода. С 17 июня по 27 сентября 2013 года ООО «Теплосервис» прекратило поставку подачи горячей воды. Кроме того,  Общество выставляет счета – фактуры за потребленные коммунальные ресурсы (горячее водоснабжение и теплоснабжение) без утвержденного тарифа.

Представитель ТСЖ «Сенная 6/49» пояснил, что между ТСЖ «Сенная 6/49»  и ООО «Теплосервис» заключен договор теплоснабжения №2-11 от 31.12.2010 (далее – Договор теплоснабжения). Из пункта 2.1.1 Договора теплоснабжения следует, что ООО «Теплосервис» обязано отпустить тепловую энергию ТСЖ «Сенная 6/49». Обязательства по оплате ТСЖ «Сенная 6/49» выполняет в срок и задолженности не имеет. Однако с 01 июля по 6 октября 2013 года ООО «Теплосервис» прекратило подачу горячего водоснабжения.

Разрешая вопрос о рассмотрение дела в отсутствии ООО «Теплосервис»  и Б.С.Э., комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение  о возможности рассмотрения настоящего дела в их отсутствии (часть 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного  законодательства, комиссией установлены следующие обстоятельства.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской  области поступило заявление П.М.Ю., проживающего по адресу: <…>, - на действия общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис», связанные с необоснованным,  с точки зрения заявителя, прекращением подачи горячего водоснабжения в жилой многоквартирный дом, расположенный по вышеупомянутому адресу.

Исполнителем коммунальных услуг по многоквартирному дому Заявителя является ТСЖ «Сенная 6/49». Между ТСЖ «Сенная 6/49»  и ООО «Теплосервис» заключен договор теплоснабжения №2-11 от 31.12.2010.  По условиям Договора теплоснабжения теплоснабжающая организация (ООО «Теплосервис») обязуется продавать потребителю (ТСЖ «Сенная 6/49») до границы балансовой и эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель - оплатить её (пункты 2.1.1 и 2.2.1 Договора теплоснабжения).

Согласно данному договору ТСЖ «Сенная 6/49» оплачивает выставленные ООО «Теплосервис» счета – фактуры за потребленные коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) и задолженности не имеет. Данный факт также подтверждает ООО «Теплосервис» (письмо исх. №66 от 08.10.2013).

С 01 июля по 6 октября 2013 года ООО «Теплосервис» прекратило подачу горячего водоснабжения в обслуживаемый многоквартирный дом ТСЖ «Сенная 6/49».

Из письменных пояснений ООО «Теплосервис» следует, что Общество является ресурсоснабжающей организацией (владеет источником тепловой энергии – котельной, а также тепловыми сетями), к которой присоединены объекты теплопотребления ТСЖ «Сенная 6/49», ООО «УК «ВИСТМА», а также многоквартирные дома №№43А и 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода,  которые перешли с июня 2012 года на непосредственное управление. 17 июня 2013 года ООО «Теплосервис» остановило работу котельной на ежегодный плановый ремонт. Поскольку жители многоквартирных домов №№ 43А, 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода не оплачивали счета за потребленную  тепловую энергию Обществу и их долг составил 1 400 000 рублей, а также имелась задолженность со стороны ООО УК «Вистма» в размере 2 119 000 рублей, ООО «Теплосервис» в связи с отсутствием денежных средств не смогло  в 14 дневный срок (СанПиН 2.1.4.2496-09) произвести ремонт и поверку оборудования котельной (письмо исх. №65 от 08.10.2013 в адрес Нижегородского УФАС России).

Как пояснило ООО «Теплосервис», «в конце августа 2013 года Администрация города Нижнего Новгорода провела совещание по данному вопросу,  на которое пригласила жильцов многоквартирных домов №№ 41, 43А, 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода. После данного совещания жители указанных многоквартирных домов стали гасить задолженность, что позволило закончить ремонт котельной. 27 сентября 2013 года котельная возобновила подачу горячего водоснабжения и тепловой энергии для многоквартирных домов №№ 41, 43А, 49 по улице Минина города Нижнего Новгорода и многоквартирного дома  П.М.Ю.».

Кроме того, в Нижегородское УФАС России поступило заявление общества   с ограниченной ответственностью управляющая компания «Вистма» на действия ООО «Теплосервис», связанные с нарушением, по мнению управляющей компании, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на горячее водоснабжение (выставление счетов за горячее водоснабжение в отсутствии установленного тарифа) и на необоснованное прекращение подачи горячего водоснабжения в многоквартирный дом №41 по улице Минина города Нижнего Новгорода. Управляющая компания представила письмо региональной службы по тарифам Нижегородской области (исх.25.02.2013 №516-716/13), в котором говорится о том, что тарифы на горячую воду, отпускаемую ООО «Теплосервис»,  не устанавливались на 2013 год.

Комиссия, заслушав объяснения заявителей и заинтересованного лица, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.

1. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего   доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 №147-ФЗ «О естественных  монополиях» определяет передачу тепловой энергии как естественно-монопольный вид деятельности.

Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона «О естественных монополиях»).

В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии  естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Теплосервис» владеет источником тепловой энергии – котельной, а также тепловыми сетями (договор аренды нежилого помещения от 15.12.2010 №б/н).

В ходе проведенного анализа состояния конкуренции на рынках реализации тепловой энергии и оказания услуг по ее передаче установлено, что Общество   занимает доминирующее положение на указанных товарных рынках в границах тепловых сетей,  присоединенных к источнику теплоты, эксплуатируемому ООО «Теплосервис», что подтверждается аналитическим отчетом от 24.12.2013, подготовленным в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. Следовательно, действия Общества могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  (с изменениями) (далее – Правила №307), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

 Размер платы за коммунальные услуги в соответствии со статьей 157  Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации,   органами местного самоуправления.

Как установлено комиссией Нижегородского УФАС России, тарифы на горячую воду для ООО «Теплосервис» до 2014 года региональной службой по тарифам Нижегородской области не устанавливались.

Между тем Общество в адрес «УК «Вистма» в 2013 году выставлялись счета-фактуры на оплату потребленной тепловой энергии и горячего водоснабжения (от 31.01.13 №00000016; от 28.02.13 №00000034; от 31.03.13 №00000055; от 30.04.13 №00000070; от 31.05.13 №00000091; от 30.06.13 №00000112; от 31.10.13 №00000180; от 31.12.13 №00000218). Факт оказания услуг теплоснабжения  и горячего водоснабжения без утвержденных уполномоченным органом тарифов в 2012 году подтверждается, в числе прочего платежными поручениями №533 от 15.02.2012, №880 от 15.03.2012, №468 от 25.04.2012, №405 от 17.05.2012, №448 от 15.06.2012, №366 от 10.07.2012.

Таким образом,  комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что порядок ценообразования на поставляемую тепловую энергию и горячее водоснабжение, применяемый ООО «Теплосервис» к потребителям, в том числе к ООО «УК «Вистма», противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и, как следствие, пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), условиями предоставления коммунальных услуг потребителю являются, в том числе, следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Согласно пункту 4 приложения №1 к Правилам №354 услуга по горячему  водоснабжению должна предоставляться бесперебойно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях  инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется  в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии с пунктом 3.1.11 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года №20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09», в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Аналогичная норма закреплена в пункте 121 Правил №354, согласно которой ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115[1] и пункте "б" пункта 117[2] данных Правил.

Из письменных объяснений ООО «Теплосервис» следует, что с января по июнь 2013 года ТСЖ «Сенная 6/49» выставлены счета – фактуры на сумму   790 016,93 рублей, которые оплачены полностью, что подтверждается соответствующими платежными поручениями. Отключение заявителей от поставки горячего водоснабжения в период с 02 июля 2013 года по 27 сентября 2013 года,   привело к нарушению режима поставки коммунального ресурса добросовестным плательщикам, что нарушает нормы действующего законодательства о теплоснабжении и ущемляет, тем самым, интересы потребителей.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Теплосервис» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячее водоснабжение) после истечения срока  ежегодного профилактического ремонта котельной заявителям в период с 02 июля 2013 года по 27 сентября 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного                законодательства комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Разрешая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание тот факт, что в сентябре 2013 года подача горячего водоснабжения в многоквартирные дома заявителей возобновлена; тарифы на горячее водоснабжение на 2014 год установлены решением региональной службой по тарифам Нижегородской области от 17.12.2013 N 65/114

В связи с указанным, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

р е ш и л а:

 

Признать общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (603028, город Нижний Новгород, улица  Ярославская, дом 2, офис №6)  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию и горячее  водоснабжение, предоставляемое потребителям, а также путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячее водоснабжение) после истечения срока  ежегодного профилактического ремонта котельной заявителям в период с 02 июля 2013 года по 27 сентября 2013 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                       Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                                       И.В.Ильин

 

                                                                                                                  

                                                                                                                   И.А. Кошелева

 

                                                                                                                 

                                                                                                                   И.В. Потапова

 




[1] Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

[2] Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 76-ФАС 52-03/13 [format] => [safe_value] => 76-ФАС 52-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 60 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 60 [vid] => 6 [name] => Контроль естественных монополий [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 234 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 234 [vid] => 1 [name] => ЖКХ [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-10 08:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-10 08:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397206397 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )