РЕШЕНИЕ по делу №285-ФАС52-10/14

Номер дела: 285-ФАС52-10/14
Дата публикации: 30 мая 2014, 15:50

РЕШЕНИЕ

по делу №285-ФАС52-10/14

                                                                                                            г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена: 26 мая 2014 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 30 мая 2014 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

заместитель начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти,

 

рассмотрев дело №285-ФАС52-10/14 в отношении администрации города Сарова (далее - администрация) (607118, пр-т Ленина, 20а, г. Саров) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:

– представителя администрации города Сарова Нижегородской области

– – заявитель

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили заявления ИП на действия (бездействие) администрации города Сарова Нижегородской области, содержащие, по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам анализа выявлено следующее.

Согласно письму администрации города Сарова Нижегородской области от 16 января 2014 на территории г.Сарова в настоящее время эксплуатируются 8 рекламных конструкции, срок действия разрешений которых истек в 2012-2013 годах.

Таким образом, вышеуказанные рекламные конструкции эксплуатируются хозяйствующими субъектами по окончании срока действия разрешений по настоящее время (май 2014).

Администрация г. Сарова Нижегородской области не предпринимала все необходимые действия, направленные на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых по окончанию срока действия разрешений.

На основании постановления администрации г. Сарова от 18.03.2009 № 826 ИП Асташкину А.Ю. выдано разрешение № 02-04/2009 на размещение рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, на срок с  14.04.2009 по 14.04.2014. Договор, предоставляющий право размещать рекламы на муниципальном рекламном месте, не заключался.

Торги по продаже права аренды вышеуказанного рекламного места расположенного по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, администрацией города Сарова Нижегородской области не проводились.

Таким образом, предоставление права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте не по результатам торгов противоречит положениям статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, действия (бездействие) администрации г. Сарова содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части не совершения всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, что явилось тем обстоятельством, которое ограничило конкуренцию на рынке услуг по размещению наружной рекламы в городе Сарове, а также в части предоставления права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте без процедуры торгов, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 08.04.2014 в отношении администрации г. Сарова возбуждено дело №285-ФАС52-10/14.

Рассмотрение дела по существу состоялось 26 мая 2014 года.

До рассмотрения дела администрацией г. Сарова представлено письменное объяснение (вх. № 1864 от 23.04.2014), в котором ответчик  пояснил, что предписания о демонтаже рекламных конструкций выданы рекламораспространителям в 28.08.2013, 11.10.2013, 18.04.2014 и 22.01.2014. Ответчик также пояснил, что спорные предписания обжалованы в судебном порядке и в отношении указанных предписаний Арбитражным судом Нижегородской области приняты обеспечительные меры  виде приостановления действия данных предписаний до вступления в силу итоговых судебных актов по рассматриваемым  делам.  Аминистрация  г.  Сарова  также  пояснила,  что   бюджетом г. Сарова, утвержденным решением Городской Думы г. Сарова № 109/5-гд от 19.12.2013 финансирование мероприятий по демонтажу рекламных конструкций не предусмотрено.

Пояснения по вопросу выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саров, ул. Силкина, д. 10/1 на муниципальном рекламном месте в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции ответчиком не представлены.

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Согласно письму администрации города Сарова Нижегородской области от 16 января 2014 на территории г.Сарова в настоящее время эксплуатируются рекламные конструкции, расположенные по следующим адресам:

- ул. Силкина, д. 10/1, разрешение № 32-07/2007 выдано ООО ГК «2Аякса», срок действия истек 13.07.2012;

- ул. Южное шоссе, д. 12/17а, разрешение № 25-06/2007 выдано ЗАО «Объединение БИНАР», срок действия истек 06.06.2012;

- перекресток пр. Ленина - ул. Академика Харитона, разрешение № 28-07/2007, выдано ОАО АКБ «Саровбизнесбанк», срок действия истек 04.07.2012;

- ул. Карла Маркса, д. 2, разрешение № 01-05/2007 выдано ИП срок действия истек 30.05.2012;

- ул. Московская, д. 8, разрешение № 34-07/2007 выдано ООО «Снейк», срок действия истек 20.07.2012;

- ул. Московская, д. 8 (место №3), разрешение № 36-08/2007 выдано ООО «Снейк», срок действия истек 15.08.2012;

- ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 07-07/2008, срок действия истек 08.07.2013;

- ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 08-07/2008, срок действия истек 08.07.2013.

Таким образом, вышеуказанные рекламные конструкции эксплуатируются хозяйствующими субъектами с 2012 года (а по отдельным рекламным конструкциям с июля 2013) по настоящее время (май 2014) без разрешения.

Согласно части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) (в редакции, действовавшей на момент окончания сроков разрешений в 2012 году) установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Администрацией г. Сарова выданы следующие предписания о демонтаже рекламной конструкции хозяйствующим субъектам по окончанию срока действия разрешений:

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, разрешение № 32-07/2007, (предписания № 01.10-48/620 от 28.08.2013 и № 01-11/2254 от 11.10.2013);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Южное шоссе, д. 12/17а, разрешение № 25-06/2007, (предписание № 01.10-05/58 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: перекресток пр. Ленина - ул. Академика Харитона, разрешение № 28-07/2007, (предписание № 01.10-05/360 от 18.04.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Карла Маркса, д. 2, разрешение № 01-05/2007, (предписание № 01.10-05/361 от 18.04.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Московская, д. 8, разрешение № 34-07/2007, (предписание № 01.10-05/60 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Московская, д. 8 (место №3), разрешение № 36-08/2007, (предписание № 01.10-05/60 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 07-07/2008, (предписание  № 01.10-05/59 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 08-07/2008, (предписание № 01.10-05/59 от 22.01.2014).

Администрацией г. Сарова предписания о демонтаже рекламной конструкции хозяйствующим субъектам по окончанию срока действия разрешений в период с 2012 года (а по отдельным рекламным конструкциям с 08.07.2013) не выдавались в течение длительного периода времени (по 28.08.2013, 11.10.2013, 18.04.2014 и 22.01.2014).

Согласно пункту 3 части 4 статьи 22 Устава города Сарова, принятого решением Городской Думы г. Сарова от 01.03.2007 № 09/4-гд (далее - Устав г. Сарова), в компетенции администрации г. Сарова находится выполнение исполнительно-распорядительных полномочий по вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 28 статьи 8 Устава г. Сарова к вопросам местного значения относится выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Сарова, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Таким образом, учитывая обязанность администрации г. Сарова реализовывать положения рекламного законодательства, в том числе и контролировать порядок размещения рекламных конструкций, администрация обязана регулярно отслеживать эксплуатацию рекламных конструкций без разрешения и выдавать предписания о демонтаже рекламных конструкций, а также обращаться в суд с исками о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций.

Согласно письму ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126 об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе», в случае, если рекламные конструкции не являются самовольно установленными, то к ним подлежит применению судебный порядок демонтажа такой рекламной конструкции.

Контрольная функция органа местного самоуправления в сфере размещения наружной рекламы (в данном случае - администрации г. Сарова), учитывая положения Закона о рекламе, действовавшие на момент окончания срока действия разрешений в 2012 году, могла быть реализована в виде выдачи предписания о демонтаже рекламных конструкций и обращения в арбитражный суд.

Администрация г. Сарова 23.05.2014 направила письма рекламораспространителям  спорных рекламных конструкций с приложением исковых заявлений в Арбитражный суд Нижегородской области о демонтаже рекламных конструкций.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширены полномочия органов власти по контролю за размещением объектов наружной рекламы.

Согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

В силу части 21.3. статьи 19 Закона о рекламе, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Администрация г. Сарова в течение длительного периода времени с 2012 года до 23.05.2014 года не обращалась с исковыми заявлениями в суд о принудительном демонтаже рекламных конструкций и не предпринимала действия предусмотренные частями 21-22.1 Закона о рекламе.

Таким образом, администрация г. Сарова Нижегородской области не предпринимала все необходимые действия, направленные на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых по окончанию срока действия разрешений в период с 2012 года по и 22.01.2014 (а по отдельным рекламным конструкциям по 28.08.2013, 11.10.2013, 18.04.2014).

В связи с этим, хозяйствующие субъекты – рекламораспространители спорных рекламных конструкций, в течение длительного срока имели возможность размещать наружную рекламу, при этом не неся дополнительных затрат, которые они бы понесли при покупке права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, арендной плате, и уплате государственной пошлины за получение разрешения.

Из вышеизложенного следует, что данные хозяйствующие субъекты в результате бездействия администрации г. Сарова получили необоснованные преимущества в осуществлении рекламной деятельности, а именно в размещении наружной рекламы перед иными хозяйствующими субъектами.

Данное бездействие привело к ограничению конкуренции на рынке предоставления рекламных услуг в городе Саров, поскольку иные хозяйствующие субъекты не могли заниматься деятельностью по размещению наружной рекламы на указанных рекламных конструкциях, а ООО ГК «2Аякса», ЗАО «Объединение БИНАР», ОАО АКБ «Саровбизнесбанк», ИП Бычков Н.С., ООО «Снейк» в свою очередь получили возможность воздействовать на общие условия обращения товара (в данном случае размещения наружной рекламы) на товарном рынке (рынке услуг по размещению наружной рекламы в г. Саров).

Бездействие администрации г. Сарова по урегулированию ситуации с эксплуатацией рекламных конструкций без разрешения способствует тому, что хозяйствующие субъекты на рынке услуг в сфере рекламной деятельности оказываются в неравном положении. Так, хозяйствующие субъекты, которыми в нарушение установленного законодателем порядка рекламные конструкции используются без разрешения, несут меньшие расходы и имеют преимущество в том, что не осуществляются согласования с уполномоченными органами, хозяйствующие субъекты не принимают участие в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Таким образом, именно бездействие администрации г. Сарова Нижегородской области, выразившееся в не совершении всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, явилось тем обстоятельством, которое ограничило конкуренцию на рынке услуг по размещению наружной рекламы, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

Комиссия приходит к выводу, что действия администрации г. Сарова по направлению 23.05.2014 исковых заявлений в Арбитражный суд Нижегородской области о демонтаже рекламных конструкций, могут быть оценены, как действия направленные на добровольное устранение нарушения.

Рассматривая выдачу администрацией г. Сарова разрешения № 02-04/2009  на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, в отсутствие договора на установку и эксплуатацию на муниципальном рекламном месте, Комиссия приходит к следующим выводам.

На основании постановления администрации г. Сарова от 18.03.2009 № 826 ИП. выдано разрешение № 02-04/2009 на размещение рекламной конструкции по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, на срок с  14.04.2009 по 14.04.2014.

Договор, предоставляющий право размещать рекламу на муниципальном рекламном месте, не заключался.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Торги по продаже права аренды вышеуказанного рекламного места администрацией города Сарова Нижегородской области не проводились.

По смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия. Учитывая изложенное, выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора.

В соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в случае нарушения требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.

Таким образом, при выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции администрация г. Сарова Нижегородской области была осведомлена, что ИП планирует эксплуатировать рекламную конструкцию не по результатам процедуры торгов, в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, однако не приняла решение об отказе в выдаче разрешения в соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, предоставление права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте не по результатам торгов противоречит положениям статьи 19 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия (бездействие) администрации г. Сарова являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части не совершения всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, что явилось тем обстоятельством, которое ограничило конкуренцию на рынке услуг по размещению наружной рекламы в городе Сарове, а также в части предоставления права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте без процедуры торгов, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                      Признать администрацию города Сарова нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2.                      Производство по делу №285-ФАС52-10/14 прекратить в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3.                      Выдать администрации города Сарова предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4.                      Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 12730 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №285-ФАС52-10/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12730 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412077894 [changed] => 1412077894 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412077894 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №285-ФАС52-10/14

                                                                                                            г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена: 26 мая 2014 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 30 мая 2014 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

заместитель начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти,

 

рассмотрев дело №285-ФАС52-10/14 в отношении администрации города Сарова (далее - администрация) (607118, пр-т Ленина, 20а, г. Саров) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:

– представителя администрации города Сарова Нижегородской области

– – заявитель

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили заявления ИП на действия (бездействие) администрации города Сарова Нижегородской области, содержащие, по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам анализа выявлено следующее.

Согласно письму администрации города Сарова Нижегородской области от 16 января 2014 на территории г.Сарова в настоящее время эксплуатируются 8 рекламных конструкции, срок действия разрешений которых истек в 2012-2013 годах.

Таким образом, вышеуказанные рекламные конструкции эксплуатируются хозяйствующими субъектами по окончании срока действия разрешений по настоящее время (май 2014).

Администрация г. Сарова Нижегородской области не предпринимала все необходимые действия, направленные на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых по окончанию срока действия разрешений.

На основании постановления администрации г. Сарова от 18.03.2009 № 826 ИП Асташкину А.Ю. выдано разрешение № 02-04/2009 на размещение рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, на срок с  14.04.2009 по 14.04.2014. Договор, предоставляющий право размещать рекламы на муниципальном рекламном месте, не заключался.

Торги по продаже права аренды вышеуказанного рекламного места расположенного по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, администрацией города Сарова Нижегородской области не проводились.

Таким образом, предоставление права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте не по результатам торгов противоречит положениям статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, действия (бездействие) администрации г. Сарова содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части не совершения всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, что явилось тем обстоятельством, которое ограничило конкуренцию на рынке услуг по размещению наружной рекламы в городе Сарове, а также в части предоставления права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте без процедуры торгов, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 08.04.2014 в отношении администрации г. Сарова возбуждено дело №285-ФАС52-10/14.

Рассмотрение дела по существу состоялось 26 мая 2014 года.

До рассмотрения дела администрацией г. Сарова представлено письменное объяснение (вх. № 1864 от 23.04.2014), в котором ответчик  пояснил, что предписания о демонтаже рекламных конструкций выданы рекламораспространителям в 28.08.2013, 11.10.2013, 18.04.2014 и 22.01.2014. Ответчик также пояснил, что спорные предписания обжалованы в судебном порядке и в отношении указанных предписаний Арбитражным судом Нижегородской области приняты обеспечительные меры  виде приостановления действия данных предписаний до вступления в силу итоговых судебных актов по рассматриваемым  делам.  Аминистрация  г.  Сарова  также  пояснила,  что   бюджетом г. Сарова, утвержденным решением Городской Думы г. Сарова № 109/5-гд от 19.12.2013 финансирование мероприятий по демонтажу рекламных конструкций не предусмотрено.

Пояснения по вопросу выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саров, ул. Силкина, д. 10/1 на муниципальном рекламном месте в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции ответчиком не представлены.

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Согласно письму администрации города Сарова Нижегородской области от 16 января 2014 на территории г.Сарова в настоящее время эксплуатируются рекламные конструкции, расположенные по следующим адресам:

- ул. Силкина, д. 10/1, разрешение № 32-07/2007 выдано ООО ГК «2Аякса», срок действия истек 13.07.2012;

- ул. Южное шоссе, д. 12/17а, разрешение № 25-06/2007 выдано ЗАО «Объединение БИНАР», срок действия истек 06.06.2012;

- перекресток пр. Ленина - ул. Академика Харитона, разрешение № 28-07/2007, выдано ОАО АКБ «Саровбизнесбанк», срок действия истек 04.07.2012;

- ул. Карла Маркса, д. 2, разрешение № 01-05/2007 выдано ИП срок действия истек 30.05.2012;

- ул. Московская, д. 8, разрешение № 34-07/2007 выдано ООО «Снейк», срок действия истек 20.07.2012;

- ул. Московская, д. 8 (место №3), разрешение № 36-08/2007 выдано ООО «Снейк», срок действия истек 15.08.2012;

- ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 07-07/2008, срок действия истек 08.07.2013;

- ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 08-07/2008, срок действия истек 08.07.2013.

Таким образом, вышеуказанные рекламные конструкции эксплуатируются хозяйствующими субъектами с 2012 года (а по отдельным рекламным конструкциям с июля 2013) по настоящее время (май 2014) без разрешения.

Согласно части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) (в редакции, действовавшей на момент окончания сроков разрешений в 2012 году) установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Администрацией г. Сарова выданы следующие предписания о демонтаже рекламной конструкции хозяйствующим субъектам по окончанию срока действия разрешений:

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, разрешение № 32-07/2007, (предписания № 01.10-48/620 от 28.08.2013 и № 01-11/2254 от 11.10.2013);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Южное шоссе, д. 12/17а, разрешение № 25-06/2007, (предписание № 01.10-05/58 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: перекресток пр. Ленина - ул. Академика Харитона, разрешение № 28-07/2007, (предписание № 01.10-05/360 от 18.04.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Карла Маркса, д. 2, разрешение № 01-05/2007, (предписание № 01.10-05/361 от 18.04.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Московская, д. 8, разрешение № 34-07/2007, (предписание № 01.10-05/60 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Московская, д. 8 (место №3), разрешение № 36-08/2007, (предписание № 01.10-05/60 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 07-07/2008, (предписание  № 01.10-05/59 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 08-07/2008, (предписание № 01.10-05/59 от 22.01.2014).

Администрацией г. Сарова предписания о демонтаже рекламной конструкции хозяйствующим субъектам по окончанию срока действия разрешений в период с 2012 года (а по отдельным рекламным конструкциям с 08.07.2013) не выдавались в течение длительного периода времени (по 28.08.2013, 11.10.2013, 18.04.2014 и 22.01.2014).

Согласно пункту 3 части 4 статьи 22 Устава города Сарова, принятого решением Городской Думы г. Сарова от 01.03.2007 № 09/4-гд (далее - Устав г. Сарова), в компетенции администрации г. Сарова находится выполнение исполнительно-распорядительных полномочий по вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 28 статьи 8 Устава г. Сарова к вопросам местного значения относится выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Сарова, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Таким образом, учитывая обязанность администрации г. Сарова реализовывать положения рекламного законодательства, в том числе и контролировать порядок размещения рекламных конструкций, администрация обязана регулярно отслеживать эксплуатацию рекламных конструкций без разрешения и выдавать предписания о демонтаже рекламных конструкций, а также обращаться в суд с исками о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций.

Согласно письму ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126 об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе», в случае, если рекламные конструкции не являются самовольно установленными, то к ним подлежит применению судебный порядок демонтажа такой рекламной конструкции.

Контрольная функция органа местного самоуправления в сфере размещения наружной рекламы (в данном случае - администрации г. Сарова), учитывая положения Закона о рекламе, действовавшие на момент окончания срока действия разрешений в 2012 году, могла быть реализована в виде выдачи предписания о демонтаже рекламных конструкций и обращения в арбитражный суд.

Администрация г. Сарова 23.05.2014 направила письма рекламораспространителям  спорных рекламных конструкций с приложением исковых заявлений в Арбитражный суд Нижегородской области о демонтаже рекламных конструкций.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширены полномочия органов власти по контролю за размещением объектов наружной рекламы.

Согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

В силу части 21.3. статьи 19 Закона о рекламе, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Администрация г. Сарова в течение длительного периода времени с 2012 года до 23.05.2014 года не обращалась с исковыми заявлениями в суд о принудительном демонтаже рекламных конструкций и не предпринимала действия предусмотренные частями 21-22.1 Закона о рекламе.

Таким образом, администрация г. Сарова Нижегородской области не предпринимала все необходимые действия, направленные на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых по окончанию срока действия разрешений в период с 2012 года по и 22.01.2014 (а по отдельным рекламным конструкциям по 28.08.2013, 11.10.2013, 18.04.2014).

В связи с этим, хозяйствующие субъекты – рекламораспространители спорных рекламных конструкций, в течение длительного срока имели возможность размещать наружную рекламу, при этом не неся дополнительных затрат, которые они бы понесли при покупке права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, арендной плате, и уплате государственной пошлины за получение разрешения.

Из вышеизложенного следует, что данные хозяйствующие субъекты в результате бездействия администрации г. Сарова получили необоснованные преимущества в осуществлении рекламной деятельности, а именно в размещении наружной рекламы перед иными хозяйствующими субъектами.

Данное бездействие привело к ограничению конкуренции на рынке предоставления рекламных услуг в городе Саров, поскольку иные хозяйствующие субъекты не могли заниматься деятельностью по размещению наружной рекламы на указанных рекламных конструкциях, а ООО ГК «2Аякса», ЗАО «Объединение БИНАР», ОАО АКБ «Саровбизнесбанк», ИП Бычков Н.С., ООО «Снейк» в свою очередь получили возможность воздействовать на общие условия обращения товара (в данном случае размещения наружной рекламы) на товарном рынке (рынке услуг по размещению наружной рекламы в г. Саров).

Бездействие администрации г. Сарова по урегулированию ситуации с эксплуатацией рекламных конструкций без разрешения способствует тому, что хозяйствующие субъекты на рынке услуг в сфере рекламной деятельности оказываются в неравном положении. Так, хозяйствующие субъекты, которыми в нарушение установленного законодателем порядка рекламные конструкции используются без разрешения, несут меньшие расходы и имеют преимущество в том, что не осуществляются согласования с уполномоченными органами, хозяйствующие субъекты не принимают участие в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Таким образом, именно бездействие администрации г. Сарова Нижегородской области, выразившееся в не совершении всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, явилось тем обстоятельством, которое ограничило конкуренцию на рынке услуг по размещению наружной рекламы, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

Комиссия приходит к выводу, что действия администрации г. Сарова по направлению 23.05.2014 исковых заявлений в Арбитражный суд Нижегородской области о демонтаже рекламных конструкций, могут быть оценены, как действия направленные на добровольное устранение нарушения.

Рассматривая выдачу администрацией г. Сарова разрешения № 02-04/2009  на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, в отсутствие договора на установку и эксплуатацию на муниципальном рекламном месте, Комиссия приходит к следующим выводам.

На основании постановления администрации г. Сарова от 18.03.2009 № 826 ИП. выдано разрешение № 02-04/2009 на размещение рекламной конструкции по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, на срок с  14.04.2009 по 14.04.2014.

Договор, предоставляющий право размещать рекламу на муниципальном рекламном месте, не заключался.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Торги по продаже права аренды вышеуказанного рекламного места администрацией города Сарова Нижегородской области не проводились.

По смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия. Учитывая изложенное, выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора.

В соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в случае нарушения требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.

Таким образом, при выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции администрация г. Сарова Нижегородской области была осведомлена, что ИП планирует эксплуатировать рекламную конструкцию не по результатам процедуры торгов, в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, однако не приняла решение об отказе в выдаче разрешения в соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, предоставление права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте не по результатам торгов противоречит положениям статьи 19 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия (бездействие) администрации г. Сарова являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части не совершения всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, что явилось тем обстоятельством, которое ограничило конкуренцию на рынке услуг по размещению наружной рекламы в городе Сарове, а также в части предоставления права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте без процедуры торгов, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                      Признать администрацию города Сарова нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2.                      Производство по делу №285-ФАС52-10/14 прекратить в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3.                      Выдать администрации города Сарова предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4.                      Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №285-ФАС52-10/14

                                                                                                            г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена: 26 мая 2014 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 30 мая 2014 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

заместитель начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти,

 

рассмотрев дело №285-ФАС52-10/14 в отношении администрации города Сарова (далее - администрация) (607118, пр-т Ленина, 20а, г. Саров) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:

– представителя администрации города Сарова Нижегородской области

– – заявитель

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили заявления ИП на действия (бездействие) администрации города Сарова Нижегородской области, содержащие, по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам анализа выявлено следующее.

Согласно письму администрации города Сарова Нижегородской области от 16 января 2014 на территории г.Сарова в настоящее время эксплуатируются 8 рекламных конструкции, срок действия разрешений которых истек в 2012-2013 годах.

Таким образом, вышеуказанные рекламные конструкции эксплуатируются хозяйствующими субъектами по окончании срока действия разрешений по настоящее время (май 2014).

Администрация г. Сарова Нижегородской области не предпринимала все необходимые действия, направленные на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых по окончанию срока действия разрешений.

На основании постановления администрации г. Сарова от 18.03.2009 № 826 ИП Асташкину А.Ю. выдано разрешение № 02-04/2009 на размещение рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, на срок с  14.04.2009 по 14.04.2014. Договор, предоставляющий право размещать рекламы на муниципальном рекламном месте, не заключался.

Торги по продаже права аренды вышеуказанного рекламного места расположенного по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, администрацией города Сарова Нижегородской области не проводились.

Таким образом, предоставление права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте не по результатам торгов противоречит положениям статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, действия (бездействие) администрации г. Сарова содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части не совершения всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, что явилось тем обстоятельством, которое ограничило конкуренцию на рынке услуг по размещению наружной рекламы в городе Сарове, а также в части предоставления права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте без процедуры торгов, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 08.04.2014 в отношении администрации г. Сарова возбуждено дело №285-ФАС52-10/14.

Рассмотрение дела по существу состоялось 26 мая 2014 года.

До рассмотрения дела администрацией г. Сарова представлено письменное объяснение (вх. № 1864 от 23.04.2014), в котором ответчик  пояснил, что предписания о демонтаже рекламных конструкций выданы рекламораспространителям в 28.08.2013, 11.10.2013, 18.04.2014 и 22.01.2014. Ответчик также пояснил, что спорные предписания обжалованы в судебном порядке и в отношении указанных предписаний Арбитражным судом Нижегородской области приняты обеспечительные меры  виде приостановления действия данных предписаний до вступления в силу итоговых судебных актов по рассматриваемым  делам.  Аминистрация  г.  Сарова  также  пояснила,  что   бюджетом г. Сарова, утвержденным решением Городской Думы г. Сарова № 109/5-гд от 19.12.2013 финансирование мероприятий по демонтажу рекламных конструкций не предусмотрено.

Пояснения по вопросу выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саров, ул. Силкина, д. 10/1 на муниципальном рекламном месте в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции ответчиком не представлены.

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Согласно письму администрации города Сарова Нижегородской области от 16 января 2014 на территории г.Сарова в настоящее время эксплуатируются рекламные конструкции, расположенные по следующим адресам:

- ул. Силкина, д. 10/1, разрешение № 32-07/2007 выдано ООО ГК «2Аякса», срок действия истек 13.07.2012;

- ул. Южное шоссе, д. 12/17а, разрешение № 25-06/2007 выдано ЗАО «Объединение БИНАР», срок действия истек 06.06.2012;

- перекресток пр. Ленина - ул. Академика Харитона, разрешение № 28-07/2007, выдано ОАО АКБ «Саровбизнесбанк», срок действия истек 04.07.2012;

- ул. Карла Маркса, д. 2, разрешение № 01-05/2007 выдано ИП срок действия истек 30.05.2012;

- ул. Московская, д. 8, разрешение № 34-07/2007 выдано ООО «Снейк», срок действия истек 20.07.2012;

- ул. Московская, д. 8 (место №3), разрешение № 36-08/2007 выдано ООО «Снейк», срок действия истек 15.08.2012;

- ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 07-07/2008, срок действия истек 08.07.2013;

- ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 08-07/2008, срок действия истек 08.07.2013.

Таким образом, вышеуказанные рекламные конструкции эксплуатируются хозяйствующими субъектами с 2012 года (а по отдельным рекламным конструкциям с июля 2013) по настоящее время (май 2014) без разрешения.

Согласно части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) (в редакции, действовавшей на момент окончания сроков разрешений в 2012 году) установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Администрацией г. Сарова выданы следующие предписания о демонтаже рекламной конструкции хозяйствующим субъектам по окончанию срока действия разрешений:

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, разрешение № 32-07/2007, (предписания № 01.10-48/620 от 28.08.2013 и № 01-11/2254 от 11.10.2013);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Южное шоссе, д. 12/17а, разрешение № 25-06/2007, (предписание № 01.10-05/58 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: перекресток пр. Ленина - ул. Академика Харитона, разрешение № 28-07/2007, (предписание № 01.10-05/360 от 18.04.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Карла Маркса, д. 2, разрешение № 01-05/2007, (предписание № 01.10-05/361 от 18.04.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Московская, д. 8, разрешение № 34-07/2007, (предписание № 01.10-05/60 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Московская, д. 8 (место №3), разрешение № 36-08/2007, (предписание № 01.10-05/60 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 07-07/2008, (предписание  № 01.10-05/59 от 22.01.2014);

- в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Кирова, д.14а, (частная собственность), разрешение № 08-07/2008, (предписание № 01.10-05/59 от 22.01.2014).

Администрацией г. Сарова предписания о демонтаже рекламной конструкции хозяйствующим субъектам по окончанию срока действия разрешений в период с 2012 года (а по отдельным рекламным конструкциям с 08.07.2013) не выдавались в течение длительного периода времени (по 28.08.2013, 11.10.2013, 18.04.2014 и 22.01.2014).

Согласно пункту 3 части 4 статьи 22 Устава города Сарова, принятого решением Городской Думы г. Сарова от 01.03.2007 № 09/4-гд (далее - Устав г. Сарова), в компетенции администрации г. Сарова находится выполнение исполнительно-распорядительных полномочий по вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 28 статьи 8 Устава г. Сарова к вопросам местного значения относится выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Сарова, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Таким образом, учитывая обязанность администрации г. Сарова реализовывать положения рекламного законодательства, в том числе и контролировать порядок размещения рекламных конструкций, администрация обязана регулярно отслеживать эксплуатацию рекламных конструкций без разрешения и выдавать предписания о демонтаже рекламных конструкций, а также обращаться в суд с исками о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций.

Согласно письму ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126 об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе», в случае, если рекламные конструкции не являются самовольно установленными, то к ним подлежит применению судебный порядок демонтажа такой рекламной конструкции.

Контрольная функция органа местного самоуправления в сфере размещения наружной рекламы (в данном случае - администрации г. Сарова), учитывая положения Закона о рекламе, действовавшие на момент окончания срока действия разрешений в 2012 году, могла быть реализована в виде выдачи предписания о демонтаже рекламных конструкций и обращения в арбитражный суд.

Администрация г. Сарова 23.05.2014 направила письма рекламораспространителям  спорных рекламных конструкций с приложением исковых заявлений в Арбитражный суд Нижегородской области о демонтаже рекламных конструкций.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширены полномочия органов власти по контролю за размещением объектов наружной рекламы.

Согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

В силу части 21.3. статьи 19 Закона о рекламе, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Администрация г. Сарова в течение длительного периода времени с 2012 года до 23.05.2014 года не обращалась с исковыми заявлениями в суд о принудительном демонтаже рекламных конструкций и не предпринимала действия предусмотренные частями 21-22.1 Закона о рекламе.

Таким образом, администрация г. Сарова Нижегородской области не предпринимала все необходимые действия, направленные на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых по окончанию срока действия разрешений в период с 2012 года по и 22.01.2014 (а по отдельным рекламным конструкциям по 28.08.2013, 11.10.2013, 18.04.2014).

В связи с этим, хозяйствующие субъекты – рекламораспространители спорных рекламных конструкций, в течение длительного срока имели возможность размещать наружную рекламу, при этом не неся дополнительных затрат, которые они бы понесли при покупке права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, арендной плате, и уплате государственной пошлины за получение разрешения.

Из вышеизложенного следует, что данные хозяйствующие субъекты в результате бездействия администрации г. Сарова получили необоснованные преимущества в осуществлении рекламной деятельности, а именно в размещении наружной рекламы перед иными хозяйствующими субъектами.

Данное бездействие привело к ограничению конкуренции на рынке предоставления рекламных услуг в городе Саров, поскольку иные хозяйствующие субъекты не могли заниматься деятельностью по размещению наружной рекламы на указанных рекламных конструкциях, а ООО ГК «2Аякса», ЗАО «Объединение БИНАР», ОАО АКБ «Саровбизнесбанк», ИП Бычков Н.С., ООО «Снейк» в свою очередь получили возможность воздействовать на общие условия обращения товара (в данном случае размещения наружной рекламы) на товарном рынке (рынке услуг по размещению наружной рекламы в г. Саров).

Бездействие администрации г. Сарова по урегулированию ситуации с эксплуатацией рекламных конструкций без разрешения способствует тому, что хозяйствующие субъекты на рынке услуг в сфере рекламной деятельности оказываются в неравном положении. Так, хозяйствующие субъекты, которыми в нарушение установленного законодателем порядка рекламные конструкции используются без разрешения, несут меньшие расходы и имеют преимущество в том, что не осуществляются согласования с уполномоченными органами, хозяйствующие субъекты не принимают участие в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Таким образом, именно бездействие администрации г. Сарова Нижегородской области, выразившееся в не совершении всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, явилось тем обстоятельством, которое ограничило конкуренцию на рынке услуг по размещению наружной рекламы, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

Комиссия приходит к выводу, что действия администрации г. Сарова по направлению 23.05.2014 исковых заявлений в Арбитражный суд Нижегородской области о демонтаже рекламных конструкций, могут быть оценены, как действия направленные на добровольное устранение нарушения.

Рассматривая выдачу администрацией г. Сарова разрешения № 02-04/2009  на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, в отсутствие договора на установку и эксплуатацию на муниципальном рекламном месте, Комиссия приходит к следующим выводам.

На основании постановления администрации г. Сарова от 18.03.2009 № 826 ИП. выдано разрешение № 02-04/2009 на размещение рекламной конструкции по адресу: ул. Силкина, д. 10/1, на срок с  14.04.2009 по 14.04.2014.

Договор, предоставляющий право размещать рекламу на муниципальном рекламном месте, не заключался.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Торги по продаже права аренды вышеуказанного рекламного места администрацией города Сарова Нижегородской области не проводились.

По смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия. Учитывая изложенное, выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора.

В соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в случае нарушения требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.

Таким образом, при выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции администрация г. Сарова Нижегородской области была осведомлена, что ИП планирует эксплуатировать рекламную конструкцию не по результатам процедуры торгов, в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, однако не приняла решение об отказе в выдаче разрешения в соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, предоставление права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте не по результатам торгов противоречит положениям статьи 19 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия (бездействие) администрации г. Сарова являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части не совершения всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, что явилось тем обстоятельством, которое ограничило конкуренцию на рынке услуг по размещению наружной рекламы в городе Сарове, а также в части предоставления права размещения рекламы на муниципальном рекламном месте без процедуры торгов, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                      Признать администрацию города Сарова нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2.                      Производство по делу №285-ФАС52-10/14 прекратить в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3.                      Выдать администрации города Сарова предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4.                      Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 285-ФАС52-10/14 [format] => [safe_value] => 285-ФАС52-10/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти и процедур торгов [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-30 11:50:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-29 11:50:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412077894 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )