РЕШЕНИЕ
по делу №248-ФАС52-10/14
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена: 30 апреля 2014г.
В полном объеме решение изготовлено: 08 мая 2014 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: | | |
| - | заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: | | |
| - | заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
| - | специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти; |
рассмотрев дело №248-ФАС52-10/14 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях по принятию акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии
-– представителя Городской Думы города Нижнего Новгорода (доверенность от
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Нижегородской области в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направлено поручение (вх.7359 от 20.12.2013) о проведении документарной проверки «Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде», утвержденных Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119 (далее - Правила) на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Данный пункт Правил противоречит требованиям пункта 2 части 11 и части 12 статьи 19 Закона о рекламе.
Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 14.03.2014 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода возбуждено дело №248-ФАС52-10/14.
Рассмотрение дела по существу состоялось 30 апреля 2014 года.
Городской Думой города Нижнего Новгорода представлено письменное объяснение, в котором ответчик сообщил, что не признает нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и сообщает, что Городская Дума города Нижнего Новгорода наделена полномочиями принимать решения, устанавливающие правила, обязательные на территории муниципального образования на основании части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении).
Ответчиком в материалы дела представлено Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69, в соответствии с которым в Правила внесены изменения и пункт 6.3.1.2 в новой редакции не содержит требование предоставить в составе заявки документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество.
Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
Комиссией установлены следующие обстоятельства:
Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде утверждены Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119.
Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются, в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого органом местного самоуправления на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе.
Дополнительные документы, перечисленные в пункте 6.3.1.2 Правил, не относятся непосредственно к требованиям и условиям территориального размещения рекламных конструкций, так как представляются для подтверждения прав на имущество лица, давшего согласие на присоединение.
При таких условиях требование нормативного правового акта о представлении вышеперечисленных документов не основано на положениях Закона о рекламе.
При этом часть 12 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, пункт 6.3.1.2 Правил в части истребования в составе заявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, не соответствует установленным требованиями части 12 статьи 19 Закона о рекламе.
Кроме того, хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и хозяйствующие субъекты, являющиеся арендаторами такого имущества, оказываются в неравных условиях, поскольку одни заявители обладают запрашиваемыми документами, а иные вынуждены обращаться в соответствующие органы за их получением.
Согласно части 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Установление необоснованного требования, не предусмотренного Законом о рекламе, создает барьер и является необоснованным препятствием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, при участии в предоставлении муниципальной услуги, что в соответствии с подпунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 6.3.1.2. Правил в редакции Правил, утвержденной Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69 к заявлению о выдачи разрешения прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором).
Принятие Городской Думы города Нижнего Новгорода Решения от 16.04.2014 № 69 свидетельствует о добровольном устранении нарушения и о приведении Правил в соответствие в требованиями действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Городской Думе города Нижнего Новгорода предписания.
Согласно части 5 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 № 91 Городская Дума города Нижнего Новгорода обладает правами юридического лица.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать Городскую Думу города Нижнего Новгорода нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание по делу №248-ФАС52-10/14 не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии | |
| |
Члены Комиссии: | |
| |
| |
| |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 12834
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №248-ФАС52-10/14
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 12834
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1413350276
[changed] => 1413350276
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1413350276
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу №248-ФАС52-10/14
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена: 30 апреля 2014г.
В полном объеме решение изготовлено: 08 мая 2014 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: | | |
| - | заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: | | |
| - | заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
| - | специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти; |
рассмотрев дело №248-ФАС52-10/14 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях по принятию акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии
-– представителя Городской Думы города Нижнего Новгорода (доверенность от
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Нижегородской области в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направлено поручение (вх.7359 от 20.12.2013) о проведении документарной проверки «Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде», утвержденных Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119 (далее - Правила) на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Данный пункт Правил противоречит требованиям пункта 2 части 11 и части 12 статьи 19 Закона о рекламе.
Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 14.03.2014 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода возбуждено дело №248-ФАС52-10/14.
Рассмотрение дела по существу состоялось 30 апреля 2014 года.
Городской Думой города Нижнего Новгорода представлено письменное объяснение, в котором ответчик сообщил, что не признает нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и сообщает, что Городская Дума города Нижнего Новгорода наделена полномочиями принимать решения, устанавливающие правила, обязательные на территории муниципального образования на основании части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении).
Ответчиком в материалы дела представлено Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69, в соответствии с которым в Правила внесены изменения и пункт 6.3.1.2 в новой редакции не содержит требование предоставить в составе заявки документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество.
Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
Комиссией установлены следующие обстоятельства:
Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде утверждены Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119.
Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются, в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого органом местного самоуправления на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе.
Дополнительные документы, перечисленные в пункте 6.3.1.2 Правил, не относятся непосредственно к требованиям и условиям территориального размещения рекламных конструкций, так как представляются для подтверждения прав на имущество лица, давшего согласие на присоединение.
При таких условиях требование нормативного правового акта о представлении вышеперечисленных документов не основано на положениях Закона о рекламе.
При этом часть 12 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, пункт 6.3.1.2 Правил в части истребования в составе заявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, не соответствует установленным требованиями части 12 статьи 19 Закона о рекламе.
Кроме того, хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и хозяйствующие субъекты, являющиеся арендаторами такого имущества, оказываются в неравных условиях, поскольку одни заявители обладают запрашиваемыми документами, а иные вынуждены обращаться в соответствующие органы за их получением.
Согласно части 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Установление необоснованного требования, не предусмотренного Законом о рекламе, создает барьер и является необоснованным препятствием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, при участии в предоставлении муниципальной услуги, что в соответствии с подпунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 6.3.1.2. Правил в редакции Правил, утвержденной Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69 к заявлению о выдачи разрешения прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором).
Принятие Городской Думы города Нижнего Новгорода Решения от 16.04.2014 № 69 свидетельствует о добровольном устранении нарушения и о приведении Правил в соответствие в требованиями действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Городской Думе города Нижнего Новгорода предписания.
Согласно части 5 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 № 91 Городская Дума города Нижнего Новгорода обладает правами юридического лица.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать Городскую Думу города Нижнего Новгорода нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание по делу №248-ФАС52-10/14 не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии | |
| |
Члены Комиссии: | |
| |
| |
| |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу №248-ФАС52-10/14
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена: 30 апреля 2014г.
В полном объеме решение изготовлено: 08 мая 2014 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
|
|
|
|
-
|
заместитель руководителя Управления;
|
Члены Комиссии:
|
|
|
|
-
|
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;
|
|
-
|
специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти;
|
рассмотрев дело №248-ФАС52-10/14 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях по принятию акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии
-– представителя Городской Думы города Нижнего Новгорода (доверенность от
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Нижегородской области в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направлено поручение (вх.7359 от 20.12.2013) о проведении документарной проверки «Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде», утвержденных Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119 (далее - Правила) на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Данный пункт Правил противоречит требованиям пункта 2 части 11 и части 12 статьи 19 Закона о рекламе.
Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 14.03.2014 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода возбуждено дело №248-ФАС52-10/14.
Рассмотрение дела по существу состоялось 30 апреля 2014 года.
Городской Думой города Нижнего Новгорода представлено письменное объяснение, в котором ответчик сообщил, что не признает нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и сообщает, что Городская Дума города Нижнего Новгорода наделена полномочиями принимать решения, устанавливающие правила, обязательные на территории муниципального образования на основании части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении).
Ответчиком в материалы дела представлено Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69, в соответствии с которым в Правила внесены изменения и пункт 6.3.1.2 в новой редакции не содержит требование предоставить в составе заявки документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество.
Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
Комиссией установлены следующие обстоятельства:
Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде утверждены Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119.
Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются, в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого органом местного самоуправления на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе.
Дополнительные документы, перечисленные в пункте 6.3.1.2 Правил, не относятся непосредственно к требованиям и условиям территориального размещения рекламных конструкций, так как представляются для подтверждения прав на имущество лица, давшего согласие на присоединение.
При таких условиях требование нормативного правового акта о представлении вышеперечисленных документов не основано на положениях Закона о рекламе.
При этом часть 12 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, пункт 6.3.1.2 Правил в части истребования в составе заявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, не соответствует установленным требованиями части 12 статьи 19 Закона о рекламе.
Кроме того, хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и хозяйствующие субъекты, являющиеся арендаторами такого имущества, оказываются в неравных условиях, поскольку одни заявители обладают запрашиваемыми документами, а иные вынуждены обращаться в соответствующие органы за их получением.
Согласно части 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Установление необоснованного требования, не предусмотренного Законом о рекламе, создает барьер и является необоснованным препятствием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, при участии в предоставлении муниципальной услуги, что в соответствии с подпунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 6.3.1.2. Правил в редакции Правил, утвержденной Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69 к заявлению о выдачи разрешения прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором).
Принятие Городской Думы города Нижнего Новгорода Решения от 16.04.2014 № 69 свидетельствует о добровольном устранении нарушения и о приведении Правил в соответствие в требованиями действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Городской Думе города Нижнего Новгорода предписания.
Согласно части 5 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 № 91 Городская Дума города Нижнего Новгорода обладает правами юридического лица.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать Городскую Думу города Нижнего Новгорода нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание по делу №248-ФАС52-10/14 не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
|
|
|
|
Члены Комиссии:
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №248-ФАС52-10/14
[format] =>
[safe_value] => №248-ФАС52-10/14
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 60
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 60
[vid] => 6
[name] => Контроль естественных монополий
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-05-08 05:17:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-05-08 05:17:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1413350276
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Нижегородское УФАС России
)