Решение по делу №248-ФАС52-10/14

Номер дела: №248-ФАС52-10/14
Дата публикации: 8 мая 2014, 09:17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №248-ФАС52-10/14

                                                                                                            г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена: 30 апреля 2014г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 08 мая 2014 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;

 

-

специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти;

рассмотрев дело №248-ФАС52-10/14 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях по принятию акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии

-– представителя Городской Думы города Нижнего Новгорода (доверенность от

 

УСТАНОВИЛ:

 

Прокуратурой Нижегородской области в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направлено поручение (вх.7359 от 20.12.2013) о проведении документарной проверки «Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде», утвержденных Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119 (далее - Правила) на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Данный пункт Правил противоречит требованиям пункта 2 части 11 и части 12 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  Нижегородским УФАС России 14.03.2014 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода возбуждено дело №248-ФАС52-10/14.

Рассмотрение дела по существу состоялось 30 апреля 2014 года.

Городской Думой города Нижнего Новгорода представлено письменное объяснение, в котором ответчик сообщил, что не признает нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и сообщает, что Городская Дума города Нижнего Новгорода наделена полномочиями принимать решения, устанавливающие правила, обязательные на территории муниципального образования на основании части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении).

Ответчиком в материалы дела представлено Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69, в соответствии с которым в Правила внесены изменения и пункт 6.3.1.2 в новой редакции не содержит требование предоставить в составе заявки документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество.

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Комиссией установлены следующие обстоятельства:

Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде утверждены Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119.

Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются, в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого органом местного самоуправления на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе.

Дополнительные документы, перечисленные в пункте 6.3.1.2 Правил, не относятся непосредственно к требованиям и условиям территориального размещения рекламных конструкций, так как представляются для подтверждения прав на имущество лица, давшего согласие на присоединение.

При таких условиях требование нормативного правового акта о представлении вышеперечисленных документов не основано на положениях Закона о рекламе.

При этом часть 12 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, пункт 6.3.1.2 Правил в части истребования в составе заявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, не соответствует установленным требованиями части 12 статьи 19 Закона о рекламе.

Кроме того, хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и хозяйствующие субъекты, являющиеся арендаторами такого имущества, оказываются в неравных условиях, поскольку одни заявители обладают запрашиваемыми документами, а иные вынуждены обращаться в соответствующие органы за их получением.

Согласно части 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Установление необоснованного требования, не предусмотренного Законом о рекламе, создает барьер и является необоснованным препятствием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, при участии в предоставлении муниципальной услуги, что в соответствии с подпунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 6.3.1.2. Правил в редакции Правил, утвержденной Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69 к заявлению  о выдачи разрешения прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором).

Принятие Городской Думы города Нижнего Новгорода Решения от 16.04.2014 № 69 свидетельствует о добровольном устранении нарушения и о приведении Правил в соответствие в требованиями действующего законодательства.

Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Городской Думе города Нижнего Новгорода предписания.

Согласно части 5 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 № 91 Городская Дума города Нижнего Новгорода обладает правами юридического лица.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи  41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1.                 Признать Городскую Думу города Нижнего Новгорода нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2.                 Предписание по делу №248-ФАС52-10/14 не выдавать.

3.                 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 12834 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №248-ФАС52-10/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12834 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413350276 [changed] => 1413350276 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413350276 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №248-ФАС52-10/14

                                                                                                            г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена: 30 апреля 2014г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 08 мая 2014 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;

 

-

специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти;

рассмотрев дело №248-ФАС52-10/14 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях по принятию акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии

-– представителя Городской Думы города Нижнего Новгорода (доверенность от

 

УСТАНОВИЛ:

 

Прокуратурой Нижегородской области в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направлено поручение (вх.7359 от 20.12.2013) о проведении документарной проверки «Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде», утвержденных Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119 (далее - Правила) на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Данный пункт Правил противоречит требованиям пункта 2 части 11 и части 12 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  Нижегородским УФАС России 14.03.2014 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода возбуждено дело №248-ФАС52-10/14.

Рассмотрение дела по существу состоялось 30 апреля 2014 года.

Городской Думой города Нижнего Новгорода представлено письменное объяснение, в котором ответчик сообщил, что не признает нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и сообщает, что Городская Дума города Нижнего Новгорода наделена полномочиями принимать решения, устанавливающие правила, обязательные на территории муниципального образования на основании части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении).

Ответчиком в материалы дела представлено Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69, в соответствии с которым в Правила внесены изменения и пункт 6.3.1.2 в новой редакции не содержит требование предоставить в составе заявки документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество.

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Комиссией установлены следующие обстоятельства:

Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде утверждены Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119.

Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются, в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого органом местного самоуправления на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе.

Дополнительные документы, перечисленные в пункте 6.3.1.2 Правил, не относятся непосредственно к требованиям и условиям территориального размещения рекламных конструкций, так как представляются для подтверждения прав на имущество лица, давшего согласие на присоединение.

При таких условиях требование нормативного правового акта о представлении вышеперечисленных документов не основано на положениях Закона о рекламе.

При этом часть 12 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, пункт 6.3.1.2 Правил в части истребования в составе заявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, не соответствует установленным требованиями части 12 статьи 19 Закона о рекламе.

Кроме того, хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и хозяйствующие субъекты, являющиеся арендаторами такого имущества, оказываются в неравных условиях, поскольку одни заявители обладают запрашиваемыми документами, а иные вынуждены обращаться в соответствующие органы за их получением.

Согласно части 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Установление необоснованного требования, не предусмотренного Законом о рекламе, создает барьер и является необоснованным препятствием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, при участии в предоставлении муниципальной услуги, что в соответствии с подпунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 6.3.1.2. Правил в редакции Правил, утвержденной Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69 к заявлению  о выдачи разрешения прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором).

Принятие Городской Думы города Нижнего Новгорода Решения от 16.04.2014 № 69 свидетельствует о добровольном устранении нарушения и о приведении Правил в соответствие в требованиями действующего законодательства.

Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Городской Думе города Нижнего Новгорода предписания.

Согласно части 5 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 № 91 Городская Дума города Нижнего Новгорода обладает правами юридического лица.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи  41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1.                 Признать Городскую Думу города Нижнего Новгорода нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2.                 Предписание по делу №248-ФАС52-10/14 не выдавать.

3.                 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №248-ФАС52-10/14

                                                                                                            г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена: 30 апреля 2014г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 08 мая 2014 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;

 

-

специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти;

рассмотрев дело №248-ФАС52-10/14 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях по принятию акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии

-– представителя Городской Думы города Нижнего Новгорода (доверенность от

 

УСТАНОВИЛ:

 

Прокуратурой Нижегородской области в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направлено поручение (вх.7359 от 20.12.2013) о проведении документарной проверки «Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде», утвержденных Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119 (далее - Правила) на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Данный пункт Правил противоречит требованиям пункта 2 части 11 и части 12 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  Нижегородским УФАС России 14.03.2014 в отношении Городской Думы города Нижнего Новгорода возбуждено дело №248-ФАС52-10/14.

Рассмотрение дела по существу состоялось 30 апреля 2014 года.

Городской Думой города Нижнего Новгорода представлено письменное объяснение, в котором ответчик сообщил, что не признает нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и сообщает, что Городская Дума города Нижнего Новгорода наделена полномочиями принимать решения, устанавливающие правила, обязательные на территории муниципального образования на основании части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении).

Ответчиком в материалы дела представлено Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69, в соответствии с которым в Правила внесены изменения и пункт 6.3.1.2 в новой редакции не содержит требование предоставить в составе заявки документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество.

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Комиссией установлены следующие обстоятельства:

Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде утверждены Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 года № 119.

Согласно пункту 6.3.1.2 Правил для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций лица, указанные в подпункте 6.2.1 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. К заявлению прилагаются, в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество либо правомочие лица на заключение договора). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого органом местного самоуправления на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе.

Дополнительные документы, перечисленные в пункте 6.3.1.2 Правил, не относятся непосредственно к требованиям и условиям территориального размещения рекламных конструкций, так как представляются для подтверждения прав на имущество лица, давшего согласие на присоединение.

При таких условиях требование нормативного правового акта о представлении вышеперечисленных документов не основано на положениях Закона о рекламе.

При этом часть 12 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, пункт 6.3.1.2 Правил в части истребования в составе заявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, не соответствует установленным требованиями части 12 статьи 19 Закона о рекламе.

Кроме того, хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и хозяйствующие субъекты, являющиеся арендаторами такого имущества, оказываются в неравных условиях, поскольку одни заявители обладают запрашиваемыми документами, а иные вынуждены обращаться в соответствующие органы за их получением.

Согласно части 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Установление необоснованного требования, не предусмотренного Законом о рекламе, создает барьер и является необоснованным препятствием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, при участии в предоставлении муниципальной услуги, что в соответствии с подпунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

Таким образом, действия Городской Думы города Нижнего Новгорода по утверждению Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 6.3.1.2. Правил в редакции Правил, утвержденной Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2014 № 69 к заявлению  о выдачи разрешения прилагаются в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором).

Принятие Городской Думы города Нижнего Новгорода Решения от 16.04.2014 № 69 свидетельствует о добровольном устранении нарушения и о приведении Правил в соответствие в требованиями действующего законодательства.

Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Городской Думе города Нижнего Новгорода предписания.

Согласно части 5 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 № 91 Городская Дума города Нижнего Новгорода обладает правами юридического лица.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи  41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1.                 Признать Городскую Думу города Нижнего Новгорода нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2.                 Предписание по делу №248-ФАС52-10/14 не выдавать.

3.                 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №248-ФАС52-10/14 [format] => [safe_value] => №248-ФАС52-10/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 60 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 60 [vid] => 6 [name] => Контроль естественных монополий [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-08 05:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-08 05:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413350276 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )