Постановление по делу об административном правонарушении №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10 в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО)

Дата публикации: 16 сентября 2010, 19:48

 

 
Постановление
по делу об административном правонарушении
 №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10
 
             15 сентября 2010 года                                            г. Нижний Новгород
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Смирнов Сергей Вениаминович, рассмотрев материалы дела №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении  Акционерного коммерческого банка «Абсолют Банк» (ЗАО) (127051, г.Москва, Цветной бульвар, д.18) (далее – АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), в присутствии представителя общества по доверенности от 22 июля 2010 года № 413/2010 Лазарева А.В.,
 
УСТАНОВИЛ:
В целях осуществления контроля за соблюдением финансовыми организациями требований рекламного законодательства специалистами Нижегородского УФАС России проведена проверка рекламных сообщений, распространяемых АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
Письмом от 12.12.2010 года исх.№ 219/10 АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) представлены образцы рекламных сообщений, распространяемых банком на территории города Нижнего Новгорода. В период с октября 2009 года по январь 2010 года АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) распространял на постерах, размещаемых в операционных залах отделений банка в городе Нижнем Новгороде, рекламные сообщения следующего содержания: «Кредиты малому бизнесу. От 18% годовых в рублях. Различные формы предоставления кредита. Удобные графики погашения кредита. Абсолют Банк…», «Выгодная ипотека. Специальная программа. Ипотечный кредит на покупку недвижимости, находящейся в залоге у Банка: первичный и вторичный рынки жилья, земельные участки, коттеджи. От 13,5% годовых в рублях. Срок кредита: до 25 лет, недвижимость проверена на юридическую чистоту, контроль сопровождения Банком всех этапов сделки».
Рекламодателем рекламного сообщения является АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
В связи с местонахождением АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) в г.Москве, и возможным размещением подобных рекламных конструкций на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, на основании пункта 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направило в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО). Письмом от 24.05.2010 (исх.№ АК/15699) ФАС России наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе 12.07.2010, рассмотрев дело №720-ФАС52-Р-28-07/06-10, признала ненадлежащей рекламу, распространенную АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и выдала обществу предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Уполномоченное должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 02 августа 2010 года в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) составило Протокол №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы административного дела, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.
В период с 19 октября 2009 года по 31 января 2010 года АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) распространял на постерах, размещаемых в операционных залах отделений банка в городе Нижнем Новгороде, рекламные сообщения следующего содержания: «Кредиты малому бизнесу. От 18% годовых в рублях. Различные формы предоставления кредита. Удобные графики погашения кредита. Абсолют Банк…», «Выгодная ипотека. Специальная программа. Ипотечный кредит на покупку недвижимости, находящейся в залоге у Банка: первичный и вторичный рынки жилья, земельные участки, коттеджи. От 13,5% годовых в рублях. Срок кредита: до 25 лет, недвижимость проверена на юридическую чистоту, контроль сопровождения Банком всех этапов сделки».
Данные сообщения являются рекламными, поскольку отвечают понятию рекламы, изложенному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которым под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В соответствии с пунктом 3 этой же статьи товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в рекламном сообщении являются как финансовые услуги, предоставляемые АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), так и АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), товаром – услуги по предоставлению кредитов.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.
Таким образом, при наличии в рекламе банковской услуги, связанной с получением кредита, пользованием им, хотя бы одного из условий, влияющих на сумму расходов по кредиту, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица, в ней следует указать иные условия, которые влияют на фактическую сумму расходов.
Согласно «Тарифам по кредитованию малого и среднего бизнеса в АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), утвержденным решением Комитета по Продуктам и Тарифам банка от 13 октября 2009 года № 67, в банке действуют четыре программы: «Овердрафт», «Микрокредит», «Развитие», «Инвестиционный», которые имеют отличия по условиям предоставления кредита. В данном случае рекламировалась программа по выдаче кредита «Инвестиционный», условиями выдачи которого являются следующие: финансирование проекта клиентом за счет собственных средств – не менее 30%, минимальная сумма кредита – 1 000 000 рублей, максимальная – 30 000 000 рублей, срок кредита: до 24 месяцев при процентной ставке 18-22% годовых, от 24 до 36 месяцев процентная ставка 20-24% годовых; от 26 до 60 месяцев – 22-25 % годовых, единовременная комиссия: до 15 000 000 руб. включительно – 1%, но не более 50 000 руб., свыше 15 000 000 руб. – 0,5%, но не более 100 000 руб. и другие условия.
В банке также приняты «Тарифы по кредитованию физических лиц по программе «Выгодная ипотека», утвержденные решением Комитета по Продуктам и Тарифам банка от 06 августа 2009 года № 41. Согласно данным тарифам минимальная сумма кредита – 300 000 рублей, максимальная – не более 70% оценочной стоимости недвижимости, срок кредита до 25 лет, процентная ставка варьируется от 13,5% до 18,5% в зависимости от наличия страхования имущества.
Несмотря на указание всех условий выдачи кредитов, рекламные постеры в офисах банка располагались таким образом, что клиент видел только лицевую сторону рекламного постера. Для ознакомления со всеми условиями клиенту надо было вытащить постер из планшета, перевернуть его. На лицевой стороне постера не было указания, что все существенные условия выдачи кредитов размещены на оборотной стороне.
Таким образом, способ размещения существенных условий выдачи кредитов на оборотной стороне постера не позволял потребителям получить всю необходимую информацию для принятия осознанного решения по приобретению кредита.
Следовательно, указанное выше рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) является рекламодателем на основании договора №47 от 07 июля 2009 года.
Таким образом, АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) нарушены требования части пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действовавшей в редакции до 30 марта 2010 года, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – от четырех до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
На основании вышеизложенного, АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) нарушены требования статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективная сторона правонарушения выразилась в нарушении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Факт нарушения требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлен решением № 720-ФАС52-Р-28-07/06-10 от 12.07.2010 Комиссии Нижегородского УФАС России.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
В ходе рассмотрения дела представитель банка не признал нарушение Федерального закона «О рекламе».
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок привлечения АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) является рекламодателем рекламного сообщения финансовых услуг. Распространение рекламы финансовых услуг имеет ряд особенностей, поэтому АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) должно и могло предвидеть, что способ размещения существенных условий выдачи кредитов на оборотной стороне постера не позволял потребителям получить всю необходимую информацию для принятия осознанного решения по приобретению кредита. Должностное лицо считает доказанной вину АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) в совершенном административном правонарушении, поскольку общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
При назначении административного наказания должностное лицо полагает, что в рассматриваемом случае возможно применение минимальной штрафной санкции, так как отягчающих вину обстоятельств не установлено.
Руководствуясь статьями 4.5, 19.8, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо
 
постановило:
Признать Акционерный коммерческий банк «Абсолют Банк» (ЗАО) (ИНН 7736046991, 127051, г.Москва, Цветной бульвар, д.18) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей.
АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) надлежит в 10-дневный срок после уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении настоящего постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано
Предупредить АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
stdClass Object ( [vid] => 7727 [uid] => 1 [title] => Постановление по делу об административном правонарушении №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10 в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7727 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320753347 [changed] => 1368778412 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368778412 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 
Постановление
по делу об административном правонарушении
 №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10
 
             15 сентября 2010 года                                            г. Нижний Новгород
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Смирнов Сергей Вениаминович, рассмотрев материалы дела №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении  Акционерного коммерческого банка «Абсолют Банк» (ЗАО) (127051, г.Москва, Цветной бульвар, д.18) (далее – АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), в присутствии представителя общества по доверенности от 22 июля 2010 года № 413/2010 Лазарева А.В.,
 
УСТАНОВИЛ:
В целях осуществления контроля за соблюдением финансовыми организациями требований рекламного законодательства специалистами Нижегородского УФАС России проведена проверка рекламных сообщений, распространяемых АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
Письмом от 12.12.2010 года исх.№ 219/10 АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) представлены образцы рекламных сообщений, распространяемых банком на территории города Нижнего Новгорода. В период с октября 2009 года по январь 2010 года АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) распространял на постерах, размещаемых в операционных залах отделений банка в городе Нижнем Новгороде, рекламные сообщения следующего содержания: «Кредиты малому бизнесу. От 18% годовых в рублях. Различные формы предоставления кредита. Удобные графики погашения кредита. Абсолют Банк…», «Выгодная ипотека. Специальная программа. Ипотечный кредит на покупку недвижимости, находящейся в залоге у Банка: первичный и вторичный рынки жилья, земельные участки, коттеджи. От 13,5% годовых в рублях. Срок кредита: до 25 лет, недвижимость проверена на юридическую чистоту, контроль сопровождения Банком всех этапов сделки».
Рекламодателем рекламного сообщения является АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
В связи с местонахождением АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) в г.Москве, и возможным размещением подобных рекламных конструкций на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, на основании пункта 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направило в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО). Письмом от 24.05.2010 (исх.№ АК/15699) ФАС России наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе 12.07.2010, рассмотрев дело №720-ФАС52-Р-28-07/06-10, признала ненадлежащей рекламу, распространенную АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и выдала обществу предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Уполномоченное должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 02 августа 2010 года в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) составило Протокол №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы административного дела, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.
В период с 19 октября 2009 года по 31 января 2010 года АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) распространял на постерах, размещаемых в операционных залах отделений банка в городе Нижнем Новгороде, рекламные сообщения следующего содержания: «Кредиты малому бизнесу. От 18% годовых в рублях. Различные формы предоставления кредита. Удобные графики погашения кредита. Абсолют Банк…», «Выгодная ипотека. Специальная программа. Ипотечный кредит на покупку недвижимости, находящейся в залоге у Банка: первичный и вторичный рынки жилья, земельные участки, коттеджи. От 13,5% годовых в рублях. Срок кредита: до 25 лет, недвижимость проверена на юридическую чистоту, контроль сопровождения Банком всех этапов сделки».
Данные сообщения являются рекламными, поскольку отвечают понятию рекламы, изложенному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которым под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В соответствии с пунктом 3 этой же статьи товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в рекламном сообщении являются как финансовые услуги, предоставляемые АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), так и АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), товаром – услуги по предоставлению кредитов.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.
Таким образом, при наличии в рекламе банковской услуги, связанной с получением кредита, пользованием им, хотя бы одного из условий, влияющих на сумму расходов по кредиту, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица, в ней следует указать иные условия, которые влияют на фактическую сумму расходов.
Согласно «Тарифам по кредитованию малого и среднего бизнеса в АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), утвержденным решением Комитета по Продуктам и Тарифам банка от 13 октября 2009 года № 67, в банке действуют четыре программы: «Овердрафт», «Микрокредит», «Развитие», «Инвестиционный», которые имеют отличия по условиям предоставления кредита. В данном случае рекламировалась программа по выдаче кредита «Инвестиционный», условиями выдачи которого являются следующие: финансирование проекта клиентом за счет собственных средств – не менее 30%, минимальная сумма кредита – 1 000 000 рублей, максимальная – 30 000 000 рублей, срок кредита: до 24 месяцев при процентной ставке 18-22% годовых, от 24 до 36 месяцев процентная ставка 20-24% годовых; от 26 до 60 месяцев – 22-25 % годовых, единовременная комиссия: до 15 000 000 руб. включительно – 1%, но не более 50 000 руб., свыше 15 000 000 руб. – 0,5%, но не более 100 000 руб. и другие условия.
В банке также приняты «Тарифы по кредитованию физических лиц по программе «Выгодная ипотека», утвержденные решением Комитета по Продуктам и Тарифам банка от 06 августа 2009 года № 41. Согласно данным тарифам минимальная сумма кредита – 300 000 рублей, максимальная – не более 70% оценочной стоимости недвижимости, срок кредита до 25 лет, процентная ставка варьируется от 13,5% до 18,5% в зависимости от наличия страхования имущества.
Несмотря на указание всех условий выдачи кредитов, рекламные постеры в офисах банка располагались таким образом, что клиент видел только лицевую сторону рекламного постера. Для ознакомления со всеми условиями клиенту надо было вытащить постер из планшета, перевернуть его. На лицевой стороне постера не было указания, что все существенные условия выдачи кредитов размещены на оборотной стороне.
Таким образом, способ размещения существенных условий выдачи кредитов на оборотной стороне постера не позволял потребителям получить всю необходимую информацию для принятия осознанного решения по приобретению кредита.
Следовательно, указанное выше рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) является рекламодателем на основании договора №47 от 07 июля 2009 года.
Таким образом, АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) нарушены требования части пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действовавшей в редакции до 30 марта 2010 года, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – от четырех до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
На основании вышеизложенного, АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) нарушены требования статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективная сторона правонарушения выразилась в нарушении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Факт нарушения требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлен решением № 720-ФАС52-Р-28-07/06-10 от 12.07.2010 Комиссии Нижегородского УФАС России.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
В ходе рассмотрения дела представитель банка не признал нарушение Федерального закона «О рекламе».
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок привлечения АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) является рекламодателем рекламного сообщения финансовых услуг. Распространение рекламы финансовых услуг имеет ряд особенностей, поэтому АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) должно и могло предвидеть, что способ размещения существенных условий выдачи кредитов на оборотной стороне постера не позволял потребителям получить всю необходимую информацию для принятия осознанного решения по приобретению кредита. Должностное лицо считает доказанной вину АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) в совершенном административном правонарушении, поскольку общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
При назначении административного наказания должностное лицо полагает, что в рассматриваемом случае возможно применение минимальной штрафной санкции, так как отягчающих вину обстоятельств не установлено.
Руководствуясь статьями 4.5, 19.8, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо
 
постановило:
Признать Акционерный коммерческий банк «Абсолют Банк» (ЗАО) (ИНН 7736046991, 127051, г.Москва, Цветной бульвар, д.18) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей.
АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) надлежит в 10-дневный срок после уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении настоящего постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано
Предупредить АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 
Постановление
по делу об административном правонарушении
 №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10
 
             15 сентября 2010 года                                            г. Нижний Новгород
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Смирнов Сергей Вениаминович, рассмотрев материалы дела №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении  Акционерного коммерческого банка «Абсолют Банк» (ЗАО) (127051, г.Москва, Цветной бульвар, д.18) (далее – АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), в присутствии представителя общества по доверенности от 22 июля 2010 года № 413/2010 Лазарева А.В.,
 
УСТАНОВИЛ:
В целях осуществления контроля за соблюдением финансовыми организациями требований рекламного законодательства специалистами Нижегородского УФАС России проведена проверка рекламных сообщений, распространяемых АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
Письмом от 12.12.2010 года исх.№ 219/10 АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) представлены образцы рекламных сообщений, распространяемых банком на территории города Нижнего Новгорода. В период с октября 2009 года по январь 2010 года АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) распространял на постерах, размещаемых в операционных залах отделений банка в городе Нижнем Новгороде, рекламные сообщения следующего содержания: «Кредиты малому бизнесу. От 18% годовых в рублях. Различные формы предоставления кредита. Удобные графики погашения кредита. Абсолют Банк…», «Выгодная ипотека. Специальная программа. Ипотечный кредит на покупку недвижимости, находящейся в залоге у Банка: первичный и вторичный рынки жилья, земельные участки, коттеджи. От 13,5% годовых в рублях. Срок кредита: до 25 лет, недвижимость проверена на юридическую чистоту, контроль сопровождения Банком всех этапов сделки».
Рекламодателем рекламного сообщения является АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
В связи с местонахождением АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) в г.Москве, и возможным размещением подобных рекламных конструкций на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, на основании пункта 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направило в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО). Письмом от 24.05.2010 (исх.№ АК/15699) ФАС России наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе 12.07.2010, рассмотрев дело №720-ФАС52-Р-28-07/06-10, признала ненадлежащей рекламу, распространенную АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и выдала обществу предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Уполномоченное должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 02 августа 2010 года в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) составило Протокол №828-ФАС52-АД-14.3-07/07-10 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы административного дела, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.
В период с 19 октября 2009 года по 31 января 2010 года АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) распространял на постерах, размещаемых в операционных залах отделений банка в городе Нижнем Новгороде, рекламные сообщения следующего содержания: «Кредиты малому бизнесу. От 18% годовых в рублях. Различные формы предоставления кредита. Удобные графики погашения кредита. Абсолют Банк…», «Выгодная ипотека. Специальная программа. Ипотечный кредит на покупку недвижимости, находящейся в залоге у Банка: первичный и вторичный рынки жилья, земельные участки, коттеджи. От 13,5% годовых в рублях. Срок кредита: до 25 лет, недвижимость проверена на юридическую чистоту, контроль сопровождения Банком всех этапов сделки».
Данные сообщения являются рекламными, поскольку отвечают понятию рекламы, изложенному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которым под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В соответствии с пунктом 3 этой же статьи товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в рекламном сообщении являются как финансовые услуги, предоставляемые АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), так и АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), товаром – услуги по предоставлению кредитов.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.
Таким образом, при наличии в рекламе банковской услуги, связанной с получением кредита, пользованием им, хотя бы одного из условий, влияющих на сумму расходов по кредиту, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица, в ней следует указать иные условия, которые влияют на фактическую сумму расходов.
Согласно «Тарифам по кредитованию малого и среднего бизнеса в АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), утвержденным решением Комитета по Продуктам и Тарифам банка от 13 октября 2009 года № 67, в банке действуют четыре программы: «Овердрафт», «Микрокредит», «Развитие», «Инвестиционный», которые имеют отличия по условиям предоставления кредита. В данном случае рекламировалась программа по выдаче кредита «Инвестиционный», условиями выдачи которого являются следующие: финансирование проекта клиентом за счет собственных средств – не менее 30%, минимальная сумма кредита – 1 000 000 рублей, максимальная – 30 000 000 рублей, срок кредита: до 24 месяцев при процентной ставке 18-22% годовых, от 24 до 36 месяцев процентная ставка 20-24% годовых; от 26 до 60 месяцев – 22-25 % годовых, единовременная комиссия: до 15 000 000 руб. включительно – 1%, но не более 50 000 руб., свыше 15 000 000 руб. – 0,5%, но не более 100 000 руб. и другие условия.
В банке также приняты «Тарифы по кредитованию физических лиц по программе «Выгодная ипотека», утвержденные решением Комитета по Продуктам и Тарифам банка от 06 августа 2009 года № 41. Согласно данным тарифам минимальная сумма кредита – 300 000 рублей, максимальная – не более 70% оценочной стоимости недвижимости, срок кредита до 25 лет, процентная ставка варьируется от 13,5% до 18,5% в зависимости от наличия страхования имущества.
Несмотря на указание всех условий выдачи кредитов, рекламные постеры в офисах банка располагались таким образом, что клиент видел только лицевую сторону рекламного постера. Для ознакомления со всеми условиями клиенту надо было вытащить постер из планшета, перевернуть его. На лицевой стороне постера не было указания, что все существенные условия выдачи кредитов размещены на оборотной стороне.
Таким образом, способ размещения существенных условий выдачи кредитов на оборотной стороне постера не позволял потребителям получить всю необходимую информацию для принятия осознанного решения по приобретению кредита.
Следовательно, указанное выше рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) является рекламодателем на основании договора №47 от 07 июля 2009 года.
Таким образом, АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) нарушены требования части пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действовавшей в редакции до 30 марта 2010 года, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – от четырех до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
На основании вышеизложенного, АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) нарушены требования статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективная сторона правонарушения выразилась в нарушении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Факт нарушения требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлен решением № 720-ФАС52-Р-28-07/06-10 от 12.07.2010 Комиссии Нижегородского УФАС России.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО).
В ходе рассмотрения дела представитель банка не признал нарушение Федерального закона «О рекламе».
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок привлечения АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) является рекламодателем рекламного сообщения финансовых услуг. Распространение рекламы финансовых услуг имеет ряд особенностей, поэтому АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) должно и могло предвидеть, что способ размещения существенных условий выдачи кредитов на оборотной стороне постера не позволял потребителям получить всю необходимую информацию для принятия осознанного решения по приобретению кредита. Должностное лицо считает доказанной вину АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) в совершенном административном правонарушении, поскольку общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
При назначении административного наказания должностное лицо полагает, что в рассматриваемом случае возможно применение минимальной штрафной санкции, так как отягчающих вину обстоятельств не установлено.
Руководствуясь статьями 4.5, 19.8, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо
 
постановило:
Признать Акционерный коммерческий банк «Абсолют Банк» (ЗАО) (ИНН 7736046991, 127051, г.Москва, Цветной бульвар, д.18) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей.
АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) надлежит в 10-дневный срок после уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении настоящего постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано
Предупредить АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-09-16 15:48:10 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-09-16 15:48:10 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320753347 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )