Решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-45385/2009 (заявитель - «Издательский дом «Земляки»)

Дата публикации: 10 февраля 2010, 17:21

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-45385/2009
9-1012


г. Н. Новгород 10 февраля 2010 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Сандовой Е.М., при ведении протокола судебного заседания судьей Сандовой Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» о признании незаконным Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области № 966-ФАС52-АД-14.3-07/11-09 от 07.12.2009, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области;

при участии представителей сторон:
от заявителя: Захарова О. В. – главный редактор – выписка от 02.12.2008 № 3038;
от УФАС по Нижегородской области: Швецовой О. Ю. – по доверенности от 24.12.2009 г. № 07/5788; Филатовой Е.А. по доверенности от 14.09.2009 №07/7543,

установил: В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» с заявлением о признании незаконным Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области № 966-ФАС52-АД-14.3-07/11-09 от 07.12.2009 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях, дополнении, в судебных заседаниях.

По мнению заявителя, запрещена реклама лекарственных средств только в тех формах и дозировках, которые отпускаются по рецепту врача, у него же в рекламе формы и дозировки не указаны; нарушены его права на защиту; должно было быть привлечено к административной ответственности должностное лицо, а не юридическое лицо; нарушены сроки составления протокола. Кроме того, ввиду малозначительности нарушения заявитель просит суд применить ст. 2.9. Кодекса об административных правонарушениях и отменить обжалуемое Постановление.
Ответчик с заявлением не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, в дополнении от 10.02.2010 г., в судебных заседаниях. По его мнению, никаких нарушений административным органом не допущено; заявителем нарушена часть 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в связи с чем состав по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях материалами административного дела установлен; менеджер Щетинина Э. С. не является должностным лицом; оснований для применения ст. 2.9. Кодекса об административных правонарушениях не имеется, поскольку недостоверная реклама вводит в заблуждение неограниченный круг лиц, и может способствовать причинению вреда здоровью при отпуске лекарств без рецепта врачей.
Рассмотрев доводы сторон, материалы дела, представленное суду ответчиком административное дело (стр. 66 -113), суд установил, что заявление общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из обжалуемого Постановления, Протокола об административном правонарушении от 23.11.2009 г., в газете «Земляки» № 25 от 27 июня 2009 года на стр. 17 распространялось рекламное сообщение следующего содержания: «Мы открылись! Аптечного пункта на ул. 40 лет Октября, д. 2. Наши цены ВЫГОДНЫЕ! Арифон ретард № 30. Бетасерк 24мг № 20. Гипотиазид 25мг № 20. Детралекс № 60. Кавинтон 5 мг № 50. Капотен № 40. Конкор 10 мг № 50. Конкор 5 мг № 5. Ко-ринетек № 28. Линекс № 32. Лозап плюс № 30. Предуктал МВ № 60. Престариум 10 мг № 30. Престариум 5 мг № 30. Эссенциале № 30…».
В Инструкциях по медицинскому применению препаратов Капотен, Конкор, Предуктал МВ указано: «условия отпуска из аптек: по рецепту».
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 ст. 3 определил, что объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар, в соответствии с п. 3 этой же статьи, - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Отсюда следует, что в рекламном сообщении объектом рекламирования является Аптечный пункт на ул. 40 лет Октября, д. 2, а товаром – медицинские препараты, в том числе отпускаемые по рецепту врача, которые можно приобрести в Аптечном пункте, расположенном в г. Кстово по улице 40 лет Октября в доме № 2.
Таким образом, в данном случае имеет место реклама лекарственных препаратов, в том числе, отпускаемых по рецепту врача.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям части 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно требованиям части 7 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламное сообщение распространялось на основании платежного поручения общества с ограниченной ответственностью «Фарматика» № 000615 от 26.06.2009 по оплате, выставленного обществу с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» счета № 774 от 24.06.2009 г. за объявление в газете «Земляки».
Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» - учредитель газеты «Земляки» является рекламораспространителем рассматриваемого рекламного сообщения.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» - учредителем газеты «Земляки» нарушены требования части 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Суд не может согласиться с комментариями заявителя относительно того, что в части 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» слова «в формах и дозировках» относятся к рекламе лекарственных средств. По мнению суда, указанные слова относятся к отпуску по рецепту врачей. То есть, запрещается реклама тех лекарственных средств, которые в формах и дозировках отпускаются по рецептам врачей. Заявитель допустил в своем издании такую рекламу. Хотя, согласно п. 2.1. Порядка отпуска лекарственных, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 16.01.2006 № 7353), все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Продажа в аптеке лекарственного средства, не включенного в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, без надлежащего рецепта, является нарушением лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
Поэтому Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врачей, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 г. № 578 является исчерпывающим.
В указанный Перечень 3 вида лекарственных средств, находившихся в рекламе заявителя, Капотен, Конкор и Предуктал МВ, не входили.
При таких обстоятельствах суд считает правомерным установление административным органом состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Что касается доводов заявителя относительно того, что к административной ответственности должно было быть привлечено должностное лицо, а не юридическое, то правомерность указанного выбора к компетенции Арбитражного суда не относится.
Каких-либо нарушений процесса, прав и охраняемых законом интересов заявителя, влекущих безусловную отмену обжалуемого Постановления, со стороны административного органа судом не выявлено.
Применение ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях в рассматриваемом случае суд считает невозможным, поскольку потребителями рекламы являются непосредственно как работники Аптечного пункта, так и больные люди, нуждающиеся в лекарствах, которые в рассматриваемом случае могут приобрести лекарственные средства без рецепта врачей, имея ввиду то, что лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врачей, просто не должны рекламироваться, что не исключает нанесение вреда здоровью неограниченному кругу лиц.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконным Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 07.12.2009 № 07/10.454 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 966-ФАС52-АД-14.3-07/11-09 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях заявителю - обществу с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.


Судья Сандова Е.М

 

stdClass Object ( [vid] => 7754 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-45385/2009 (заявитель - «Издательский дом «Земляки») [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7754 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320753347 [changed] => 1368778412 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368778412 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-45385/2009
9-1012


г. Н. Новгород 10 февраля 2010 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Сандовой Е.М., при ведении протокола судебного заседания судьей Сандовой Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» о признании незаконным Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области № 966-ФАС52-АД-14.3-07/11-09 от 07.12.2009, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области;

при участии представителей сторон:
от заявителя: Захарова О. В. – главный редактор – выписка от 02.12.2008 № 3038;
от УФАС по Нижегородской области: Швецовой О. Ю. – по доверенности от 24.12.2009 г. № 07/5788; Филатовой Е.А. по доверенности от 14.09.2009 №07/7543,

установил: В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» с заявлением о признании незаконным Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области № 966-ФАС52-АД-14.3-07/11-09 от 07.12.2009 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях, дополнении, в судебных заседаниях.

По мнению заявителя, запрещена реклама лекарственных средств только в тех формах и дозировках, которые отпускаются по рецепту врача, у него же в рекламе формы и дозировки не указаны; нарушены его права на защиту; должно было быть привлечено к административной ответственности должностное лицо, а не юридическое лицо; нарушены сроки составления протокола. Кроме того, ввиду малозначительности нарушения заявитель просит суд применить ст. 2.9. Кодекса об административных правонарушениях и отменить обжалуемое Постановление.
Ответчик с заявлением не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, в дополнении от 10.02.2010 г., в судебных заседаниях. По его мнению, никаких нарушений административным органом не допущено; заявителем нарушена часть 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в связи с чем состав по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях материалами административного дела установлен; менеджер Щетинина Э. С. не является должностным лицом; оснований для применения ст. 2.9. Кодекса об административных правонарушениях не имеется, поскольку недостоверная реклама вводит в заблуждение неограниченный круг лиц, и может способствовать причинению вреда здоровью при отпуске лекарств без рецепта врачей.
Рассмотрев доводы сторон, материалы дела, представленное суду ответчиком административное дело (стр. 66 -113), суд установил, что заявление общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из обжалуемого Постановления, Протокола об административном правонарушении от 23.11.2009 г., в газете «Земляки» № 25 от 27 июня 2009 года на стр. 17 распространялось рекламное сообщение следующего содержания: «Мы открылись! Аптечного пункта на ул. 40 лет Октября, д. 2. Наши цены ВЫГОДНЫЕ! Арифон ретард № 30. Бетасерк 24мг № 20. Гипотиазид 25мг № 20. Детралекс № 60. Кавинтон 5 мг № 50. Капотен № 40. Конкор 10 мг № 50. Конкор 5 мг № 5. Ко-ринетек № 28. Линекс № 32. Лозап плюс № 30. Предуктал МВ № 60. Престариум 10 мг № 30. Престариум 5 мг № 30. Эссенциале № 30…».
В Инструкциях по медицинскому применению препаратов Капотен, Конкор, Предуктал МВ указано: «условия отпуска из аптек: по рецепту».
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 ст. 3 определил, что объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар, в соответствии с п. 3 этой же статьи, - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Отсюда следует, что в рекламном сообщении объектом рекламирования является Аптечный пункт на ул. 40 лет Октября, д. 2, а товаром – медицинские препараты, в том числе отпускаемые по рецепту врача, которые можно приобрести в Аптечном пункте, расположенном в г. Кстово по улице 40 лет Октября в доме № 2.
Таким образом, в данном случае имеет место реклама лекарственных препаратов, в том числе, отпускаемых по рецепту врача.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям части 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно требованиям части 7 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламное сообщение распространялось на основании платежного поручения общества с ограниченной ответственностью «Фарматика» № 000615 от 26.06.2009 по оплате, выставленного обществу с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» счета № 774 от 24.06.2009 г. за объявление в газете «Земляки».
Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» - учредитель газеты «Земляки» является рекламораспространителем рассматриваемого рекламного сообщения.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» - учредителем газеты «Земляки» нарушены требования части 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Суд не может согласиться с комментариями заявителя относительно того, что в части 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» слова «в формах и дозировках» относятся к рекламе лекарственных средств. По мнению суда, указанные слова относятся к отпуску по рецепту врачей. То есть, запрещается реклама тех лекарственных средств, которые в формах и дозировках отпускаются по рецептам врачей. Заявитель допустил в своем издании такую рекламу. Хотя, согласно п. 2.1. Порядка отпуска лекарственных, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 16.01.2006 № 7353), все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Продажа в аптеке лекарственного средства, не включенного в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, без надлежащего рецепта, является нарушением лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
Поэтому Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врачей, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 г. № 578 является исчерпывающим.
В указанный Перечень 3 вида лекарственных средств, находившихся в рекламе заявителя, Капотен, Конкор и Предуктал МВ, не входили.
При таких обстоятельствах суд считает правомерным установление административным органом состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Что касается доводов заявителя относительно того, что к административной ответственности должно было быть привлечено должностное лицо, а не юридическое, то правомерность указанного выбора к компетенции Арбитражного суда не относится.
Каких-либо нарушений процесса, прав и охраняемых законом интересов заявителя, влекущих безусловную отмену обжалуемого Постановления, со стороны административного органа судом не выявлено.
Применение ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях в рассматриваемом случае суд считает невозможным, поскольку потребителями рекламы являются непосредственно как работники Аптечного пункта, так и больные люди, нуждающиеся в лекарствах, которые в рассматриваемом случае могут приобрести лекарственные средства без рецепта врачей, имея ввиду то, что лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врачей, просто не должны рекламироваться, что не исключает нанесение вреда здоровью неограниченному кругу лиц.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконным Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 07.12.2009 № 07/10.454 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 966-ФАС52-АД-14.3-07/11-09 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях заявителю - обществу с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.


Судья Сандова Е.М

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-45385/2009
9-1012


г. Н. Новгород 10 февраля 2010 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Сандовой Е.М., при ведении протокола судебного заседания судьей Сандовой Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» о признании незаконным Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области № 966-ФАС52-АД-14.3-07/11-09 от 07.12.2009, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области;

при участии представителей сторон:
от заявителя: Захарова О. В. – главный редактор – выписка от 02.12.2008 № 3038;
от УФАС по Нижегородской области: Швецовой О. Ю. – по доверенности от 24.12.2009 г. № 07/5788; Филатовой Е.А. по доверенности от 14.09.2009 №07/7543,

установил: В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» с заявлением о признании незаконным Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области № 966-ФАС52-АД-14.3-07/11-09 от 07.12.2009 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях, дополнении, в судебных заседаниях.

По мнению заявителя, запрещена реклама лекарственных средств только в тех формах и дозировках, которые отпускаются по рецепту врача, у него же в рекламе формы и дозировки не указаны; нарушены его права на защиту; должно было быть привлечено к административной ответственности должностное лицо, а не юридическое лицо; нарушены сроки составления протокола. Кроме того, ввиду малозначительности нарушения заявитель просит суд применить ст. 2.9. Кодекса об административных правонарушениях и отменить обжалуемое Постановление.
Ответчик с заявлением не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, в дополнении от 10.02.2010 г., в судебных заседаниях. По его мнению, никаких нарушений административным органом не допущено; заявителем нарушена часть 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в связи с чем состав по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях материалами административного дела установлен; менеджер Щетинина Э. С. не является должностным лицом; оснований для применения ст. 2.9. Кодекса об административных правонарушениях не имеется, поскольку недостоверная реклама вводит в заблуждение неограниченный круг лиц, и может способствовать причинению вреда здоровью при отпуске лекарств без рецепта врачей.
Рассмотрев доводы сторон, материалы дела, представленное суду ответчиком административное дело (стр. 66 -113), суд установил, что заявление общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из обжалуемого Постановления, Протокола об административном правонарушении от 23.11.2009 г., в газете «Земляки» № 25 от 27 июня 2009 года на стр. 17 распространялось рекламное сообщение следующего содержания: «Мы открылись! Аптечного пункта на ул. 40 лет Октября, д. 2. Наши цены ВЫГОДНЫЕ! Арифон ретард № 30. Бетасерк 24мг № 20. Гипотиазид 25мг № 20. Детралекс № 60. Кавинтон 5 мг № 50. Капотен № 40. Конкор 10 мг № 50. Конкор 5 мг № 5. Ко-ринетек № 28. Линекс № 32. Лозап плюс № 30. Предуктал МВ № 60. Престариум 10 мг № 30. Престариум 5 мг № 30. Эссенциале № 30…».
В Инструкциях по медицинскому применению препаратов Капотен, Конкор, Предуктал МВ указано: «условия отпуска из аптек: по рецепту».
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 ст. 3 определил, что объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар, в соответствии с п. 3 этой же статьи, - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Отсюда следует, что в рекламном сообщении объектом рекламирования является Аптечный пункт на ул. 40 лет Октября, д. 2, а товаром – медицинские препараты, в том числе отпускаемые по рецепту врача, которые можно приобрести в Аптечном пункте, расположенном в г. Кстово по улице 40 лет Октября в доме № 2.
Таким образом, в данном случае имеет место реклама лекарственных препаратов, в том числе, отпускаемых по рецепту врача.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям части 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно требованиям части 7 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламное сообщение распространялось на основании платежного поручения общества с ограниченной ответственностью «Фарматика» № 000615 от 26.06.2009 по оплате, выставленного обществу с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» счета № 774 от 24.06.2009 г. за объявление в газете «Земляки».
Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» - учредитель газеты «Земляки» является рекламораспространителем рассматриваемого рекламного сообщения.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» - учредителем газеты «Земляки» нарушены требования части 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Суд не может согласиться с комментариями заявителя относительно того, что в части 8 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» слова «в формах и дозировках» относятся к рекламе лекарственных средств. По мнению суда, указанные слова относятся к отпуску по рецепту врачей. То есть, запрещается реклама тех лекарственных средств, которые в формах и дозировках отпускаются по рецептам врачей. Заявитель допустил в своем издании такую рекламу. Хотя, согласно п. 2.1. Порядка отпуска лекарственных, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 16.01.2006 № 7353), все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Продажа в аптеке лекарственного средства, не включенного в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, без надлежащего рецепта, является нарушением лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
Поэтому Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врачей, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 г. № 578 является исчерпывающим.
В указанный Перечень 3 вида лекарственных средств, находившихся в рекламе заявителя, Капотен, Конкор и Предуктал МВ, не входили.
При таких обстоятельствах суд считает правомерным установление административным органом состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Что касается доводов заявителя относительно того, что к административной ответственности должно было быть привлечено должностное лицо, а не юридическое, то правомерность указанного выбора к компетенции Арбитражного суда не относится.
Каких-либо нарушений процесса, прав и охраняемых законом интересов заявителя, влекущих безусловную отмену обжалуемого Постановления, со стороны административного органа судом не выявлено.
Применение ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях в рассматриваемом случае суд считает невозможным, поскольку потребителями рекламы являются непосредственно как работники Аптечного пункта, так и больные люди, нуждающиеся в лекарствах, которые в рассматриваемом случае могут приобрести лекарственные средства без рецепта врачей, имея ввиду то, что лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врачей, просто не должны рекламироваться, что не исключает нанесение вреда здоровью неограниченному кругу лиц.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконным Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 07.12.2009 № 07/10.454 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 966-ФАС52-АД-14.3-07/11-09 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях заявителю - обществу с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Земляки» отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.


Судья Сандова Е.М

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-10 14:21:54 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-10 14:21:54 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320753347 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )