Решение по делу № 388–ФАС 52 – ФР – 18 – 05/03 – 10 в отношении администрации Борского района

Дата публикации: 24 августа 2010, 15:22

 

 

РЕШЕНИЕ по делу

388–ФАС 52 – ФР – 18 – 05/03 – 10
 
24 августа 2010 года                                                                       г. Нижний Новгород
Резолютивная часть оглашена 23 августа 2010 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
 

- Смирнова С.В.
-
председателя комиссии, заместителя руководителя управления;
- Катасонова К.С.
-
члена комиссии, государственного инспектора отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
- Шумиловой Н.Е.
-
члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

с участием:

- Одриной Е.М.
-
 
представителя Администрации Борского района по доверенности;
- Устименко Н.Н.
-
начальника юридического отдела ООО Борский коммерческий банк по доверенности,

рассмотрев 23 августа 2010 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении Администрации Борского района (далее также Администрация, ответчик), 
 
установила:
 
В Нижегородское УФАС России поступило заявление ООО Борский Коммерческий Банк на действия администрации Борского района Нижегородской области в лице Управления финансов администрации, выразившиеся в расторжении договора банковского счета с ООО Борский комбанк, заключенного по итогам проведения торгов в 2002 году, в связи с переходом на обслуживание в иную кредитную организацию.
В ходе рассмотрения документов и материалов, поступивших в                       Управление, в действиях администрации Борского района Нижегородской области Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области выявлены признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в привлечении ООО Борский комбанк к обслуживанию счетов местного бюджета на 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год без проведения открытого конкурса (открытого аукциона), а также в привлечении ООО Борский комбанк к обслуживанию счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета на бесконкурсной основе в период с 2002 года по 2009 год включительно.
По смыслу статьи 18 Закона о защите конкуренции органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания услуг по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам (пункт 2 части 1 статьи 18 Закона).
При рассмотрении данного дела представитель ответчика пояснил, что 05.04.2002 Администрацией Борского района был проведен конкурс на право обслуживания счетов местного бюджета Борского района. Победителем названного конкурса признан ООО «Борский коммерческий банк» (Протокол комиссии по проведению конкурса от 05.04.2002 №2), в связи с чем, 10.04.2002 сторонами заключен Договор банковского счета на неопределенный срок.
Относительно порядка заключения договора на открытие и обслуживание счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета, представители Администрации сообщили, что основанием для совершения рассматриваемых действий являлась доверенность, выданная Министерством финансов Нижегородской области на имя начальника финансового отдела администрации Борского района <…….>, предоставляющая право осуществлять операции по лицевым счетам областных бюджетных учреждений, находящихся на территории Борского района.
В связи с указанными обстоятельствами ответчик полагает, что в действиях Администрации Борского района отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Подробно доводы ответчика изложены в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.    
Представитель ООО «Борский коммерческий банк» позицию кредитной организации относительно рассматриваемых правоотношений не озвучил, указав, что в рамках Договора на право обслуживания счетов бюджета Борского района Банк обслуживал 97 счетов местного бюджета, часть из которых были открыты в Банке в 1998 - 2001 годах, т.е. до проведения конкурса, в том числе 89 счетов открыто организациям, получающим средства из местного бюджета, и 8 счетов Финансовому отделу администрации Борского района.
Изучив материалы дела, заслушав выступление представителя ответчика, доводы представителя третьего лица, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.
06.03.2002 администрацией Борского района издано Постановление №17 «О проведении конкурса на право обслуживания счетов бюджета Борского района», пунктами которого среди прочего утверждено Положение об организации конкурса среди банков на право обслуживания счетов бюджета Борского района, состав конкурсной комиссии и требования к банкам, обслуживающим счета бюджета Борского района (далее - Положение).
Пунктом 1.1. названного Положения определено, что предметом конкурса является право на заключение договора банком – победителем конкурса с Финансовым отделом Администрации Борского района на обслуживание счетов бюджета Борского района.
Как следует из Протокола рассмотрения конкурса на право обслуживания счетов бюджета Борского района №2 от 05.04.2002, решением конкурсной комиссии победителем конкурса признан ООО Борский комбанк, с которым впоследствии Администрацией Борского района в лице Финансового отдела администрации заключен Договор банковского счета от 10.04.2002.
Согласно Приложению к Договору банковского счета от 10.04.2002 перечень счетов местного бюджета включал 102 (сто два) лицевых счета, открытых на балансовых счетах 40204 «Средства местных бюджетов» (8 счетов) , 40205 «Средства местных бюджетов, выделенные государственным организациям» (79 счетов), 40206 «Средства, выделенные из местных бюджетов» (15 счетов) (в соответствии с требованиями «Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденного ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П).
В момент проведения администрацией Борского района процедуры рассматриваемого открытого конкурса действовал Федеральный закон от 23.06.1999 №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) (далее ФЗ «О защите конкуренции»), положениями которого установлен конкурсный порядок отбора финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета (статья 13 названного Закона).
Между тем, в последующем в рамках указанного договора Управлением финансов администрации Борского района в ООО Борский комбанк открыты:
- 10 лицевых счетов на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям»,
- 1 лицевой счет на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»,
- 2 лицевых счета на балансовом счете 40202 «Средства, выделенные из бюджетов субъектов Российской Федерации»,
- 1 лицевой счет на балансовом счете 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений»,
- 1 лицевой счет на балансовом счете 40603 «Некоммерческие организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
- 4 лицевых счета на балансовом счете 40703 «Некоммерческие организации».
Кроме того, Администрации Борского района Нижегородской области в рамках Договора от 10.04.2002 были открыты:
- 2 лицевых счета на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»,
- 3 лицевых счета на балансовом счете 40602 «Коммерческие организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
- 3 лицевых счета на балансовом счете 40603 «Некоммерческие организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
Таким образом, по последним данным, представленным ООО Борский комбанк, в период с 10.04.2002 по 13.05.2010 в соответствии с Договором от 10.04.2002 в Банке было открыто и обслуживалось 127 лицевых счетов, в том числе 89 счетов, открытых для организаций, получающих средства из местного бюджета, 12 счетов, открытых Администрации Борского района, и 29 счетов Управления финансов администрации Борского района.
Исходя из пояснений администрации Борского района, в рамках заключенного с ООО Борский комбанк договора от 10.04.2002 в указанной кредитной организации были открыты счета местного бюджета, а также счет по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета, поскольку управление финансов администрации Борского района осуществляло права владельца указанного счета по поручению Министерства финансов Нижегородской области, при этом открытие и ведение иных счетов местного бюджета осуществлялось администрацией по необходимости.
Между тем, указанный довод не может быть признан Комиссией обоснованным, поскольку у ответчика отсутствовали правовые основания для открытия в ООО Борский комбанк счетов иных, чем предусмотрено Договором от 10.04.2010, по результатам конкурса, проведенного администрацией Борского района 05.04.2002.
В частности, право на открытие, ведение и обслуживание счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета, предметом указанного конкурса не являлось.
Конкурса среди кредитных организаций с целью оказания услуг по обслуживанию вышеуказанных счетов администрацией Борского района не проводилось, в связи с чем, действия администрации по привлечению ООО Борский комбанк с целью оказания услуг по открытию и ведению счетов, не предусмотренных Договором от 10.04.2002, нарушают пункт 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
При квалификации действий органа исполнительной власти Нижегородской области в качестве противоречащих части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции необходимо иметь в виду формальный характер данного правонарушения и отсутствие необходимости доказывания наступления каких-либо неблагоприятных последствий, в том числе наличия ограничения (недопущения, устранения) конкуренции, ущемления интересов других лиц.
Следовательно, ответчик, заключая договоры на оказание финансовых услуг без проведения открытого конкурса/аукциона, допустил нарушение пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции».
Между тем, администрацией Борского района Нижегородской области 24 марта 2010 года заключен государственный контракт №1089 на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов Управления финансов администрации Борского района и осуществлению расчетов по этим счетам в Борском районе Нижегородской области с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество). Указанный государственный контракт заключен на основании решения единой комиссии по размещению муниципального заказа (Протокол от 03 марта 2010 года).
 Представитель ответчика сообщил, что в настоящий момент действие договора, заключенного с ООО Борский комбанк, прекращено. Данные аргументы Администрации материалам дела не противоречат.
Относительно порядка обслуживания счетов по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета установлено следующее.
В 2009 году Министерством финансов Нижегородской области проведен открытый аукцион на продажу права заключить государственный контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов министерства финансов Нижегородской области и осуществлении расчетов по ним. Открытый аукцион признан несостоявшимся вследствие отсутствия заявок кредитных организаций на участие в аукционе.
Руководствуясь частью 1 статьи 40 Закона о размещении заказов, с управлением финансового контроля министерства финансов Нижегородской области была согласована возможность заключения государственных контрактов на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов министерства финансов Нижегородской области за пределами г.Н.Новгорода во всех районах и городах области, где отсутствуют РКЦ ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области с единственным поставщиком – Волго-Вятским банком Сбербанка России (ОАО).
22.12.2009 на основании решения Управления финансового контроля министерства финансов Нижегородской области государственные контракты были заключены с Волго-Вятским банком Сбербанка России (ОАО), в том числе государственный контракт №42-09 по осуществлению и обслуживанию расчетно-кассовых операций территориального подразделения министерства финансов Нижегородской области по Борскому району.
В связи с указанными обстоятельствами, 23.12.2009 Министерством финансов издано письмо №<…….> «О закрытии счетов», направленное руководителям финансовых органов (по списку), из содержания которого следует, что финансовым органам необходимо закрыть счета, открытые для обеспечения наличными денежными средствами получателей областного бюджета по причине открытия министерству финансов Нижегородской области в Волго-Вятском банке Сбербанка России (ОАО) счетов по учету средств областного бюджета на балансовом счете №40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
Во исполнение вышепоименованного письма Министерства финансов Нижегородской области Управление финансов администрации Борского района направило в ООО Борский комбанк заявление о закрытии счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета.
То есть ответчик до вынесения решения антимонопольным органом добровольно устранил нарушение  части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, что в силу пункта 1 части 1 статьи 48 того же закона является основанием прекращения производства по делу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции, комиссия
решила:
 
1. Признать Администрацию Борского муниципального района Нижегородской области нарушившей пункт 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
2. Производство по делу № 388–ФАС52–ФР–18–05/03–10, возбужденному в отношении Администрации Борского муниципального района Нижегородской области, прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ответчиком.
 
В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object ( [vid] => 7768 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 388–ФАС 52 – ФР – 18 – 05/03 – 10 в отношении администрации Борского района [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7768 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320753347 [changed] => 1368778412 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368778412 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ по делу

388–ФАС 52 – ФР – 18 – 05/03 – 10
 
24 августа 2010 года                                                                       г. Нижний Новгород
Резолютивная часть оглашена 23 августа 2010 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
 

- Смирнова С.В.
-
председателя комиссии, заместителя руководителя управления;
- Катасонова К.С.
-
члена комиссии, государственного инспектора отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
- Шумиловой Н.Е.
-
члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

с участием:

- Одриной Е.М.
-
 
представителя Администрации Борского района по доверенности;
- Устименко Н.Н.
-
начальника юридического отдела ООО Борский коммерческий банк по доверенности,

рассмотрев 23 августа 2010 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении Администрации Борского района (далее также Администрация, ответчик), 
 
установила:
 
В Нижегородское УФАС России поступило заявление ООО Борский Коммерческий Банк на действия администрации Борского района Нижегородской области в лице Управления финансов администрации, выразившиеся в расторжении договора банковского счета с ООО Борский комбанк, заключенного по итогам проведения торгов в 2002 году, в связи с переходом на обслуживание в иную кредитную организацию.
В ходе рассмотрения документов и материалов, поступивших в                       Управление, в действиях администрации Борского района Нижегородской области Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области выявлены признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в привлечении ООО Борский комбанк к обслуживанию счетов местного бюджета на 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год без проведения открытого конкурса (открытого аукциона), а также в привлечении ООО Борский комбанк к обслуживанию счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета на бесконкурсной основе в период с 2002 года по 2009 год включительно.
По смыслу статьи 18 Закона о защите конкуренции органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания услуг по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам (пункт 2 части 1 статьи 18 Закона).
При рассмотрении данного дела представитель ответчика пояснил, что 05.04.2002 Администрацией Борского района был проведен конкурс на право обслуживания счетов местного бюджета Борского района. Победителем названного конкурса признан ООО «Борский коммерческий банк» (Протокол комиссии по проведению конкурса от 05.04.2002 №2), в связи с чем, 10.04.2002 сторонами заключен Договор банковского счета на неопределенный срок.
Относительно порядка заключения договора на открытие и обслуживание счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета, представители Администрации сообщили, что основанием для совершения рассматриваемых действий являлась доверенность, выданная Министерством финансов Нижегородской области на имя начальника финансового отдела администрации Борского района <…….>, предоставляющая право осуществлять операции по лицевым счетам областных бюджетных учреждений, находящихся на территории Борского района.
В связи с указанными обстоятельствами ответчик полагает, что в действиях Администрации Борского района отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Подробно доводы ответчика изложены в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.    
Представитель ООО «Борский коммерческий банк» позицию кредитной организации относительно рассматриваемых правоотношений не озвучил, указав, что в рамках Договора на право обслуживания счетов бюджета Борского района Банк обслуживал 97 счетов местного бюджета, часть из которых были открыты в Банке в 1998 - 2001 годах, т.е. до проведения конкурса, в том числе 89 счетов открыто организациям, получающим средства из местного бюджета, и 8 счетов Финансовому отделу администрации Борского района.
Изучив материалы дела, заслушав выступление представителя ответчика, доводы представителя третьего лица, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.
06.03.2002 администрацией Борского района издано Постановление №17 «О проведении конкурса на право обслуживания счетов бюджета Борского района», пунктами которого среди прочего утверждено Положение об организации конкурса среди банков на право обслуживания счетов бюджета Борского района, состав конкурсной комиссии и требования к банкам, обслуживающим счета бюджета Борского района (далее - Положение).
Пунктом 1.1. названного Положения определено, что предметом конкурса является право на заключение договора банком – победителем конкурса с Финансовым отделом Администрации Борского района на обслуживание счетов бюджета Борского района.
Как следует из Протокола рассмотрения конкурса на право обслуживания счетов бюджета Борского района №2 от 05.04.2002, решением конкурсной комиссии победителем конкурса признан ООО Борский комбанк, с которым впоследствии Администрацией Борского района в лице Финансового отдела администрации заключен Договор банковского счета от 10.04.2002.
Согласно Приложению к Договору банковского счета от 10.04.2002 перечень счетов местного бюджета включал 102 (сто два) лицевых счета, открытых на балансовых счетах 40204 «Средства местных бюджетов» (8 счетов) , 40205 «Средства местных бюджетов, выделенные государственным организациям» (79 счетов), 40206 «Средства, выделенные из местных бюджетов» (15 счетов) (в соответствии с требованиями «Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденного ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П).
В момент проведения администрацией Борского района процедуры рассматриваемого открытого конкурса действовал Федеральный закон от 23.06.1999 №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) (далее ФЗ «О защите конкуренции»), положениями которого установлен конкурсный порядок отбора финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета (статья 13 названного Закона).
Между тем, в последующем в рамках указанного договора Управлением финансов администрации Борского района в ООО Борский комбанк открыты:
- 10 лицевых счетов на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям»,
- 1 лицевой счет на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»,
- 2 лицевых счета на балансовом счете 40202 «Средства, выделенные из бюджетов субъектов Российской Федерации»,
- 1 лицевой счет на балансовом счете 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений»,
- 1 лицевой счет на балансовом счете 40603 «Некоммерческие организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
- 4 лицевых счета на балансовом счете 40703 «Некоммерческие организации».
Кроме того, Администрации Борского района Нижегородской области в рамках Договора от 10.04.2002 были открыты:
- 2 лицевых счета на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»,
- 3 лицевых счета на балансовом счете 40602 «Коммерческие организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
- 3 лицевых счета на балансовом счете 40603 «Некоммерческие организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
Таким образом, по последним данным, представленным ООО Борский комбанк, в период с 10.04.2002 по 13.05.2010 в соответствии с Договором от 10.04.2002 в Банке было открыто и обслуживалось 127 лицевых счетов, в том числе 89 счетов, открытых для организаций, получающих средства из местного бюджета, 12 счетов, открытых Администрации Борского района, и 29 счетов Управления финансов администрации Борского района.
Исходя из пояснений администрации Борского района, в рамках заключенного с ООО Борский комбанк договора от 10.04.2002 в указанной кредитной организации были открыты счета местного бюджета, а также счет по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета, поскольку управление финансов администрации Борского района осуществляло права владельца указанного счета по поручению Министерства финансов Нижегородской области, при этом открытие и ведение иных счетов местного бюджета осуществлялось администрацией по необходимости.
Между тем, указанный довод не может быть признан Комиссией обоснованным, поскольку у ответчика отсутствовали правовые основания для открытия в ООО Борский комбанк счетов иных, чем предусмотрено Договором от 10.04.2010, по результатам конкурса, проведенного администрацией Борского района 05.04.2002.
В частности, право на открытие, ведение и обслуживание счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета, предметом указанного конкурса не являлось.
Конкурса среди кредитных организаций с целью оказания услуг по обслуживанию вышеуказанных счетов администрацией Борского района не проводилось, в связи с чем, действия администрации по привлечению ООО Борский комбанк с целью оказания услуг по открытию и ведению счетов, не предусмотренных Договором от 10.04.2002, нарушают пункт 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
При квалификации действий органа исполнительной власти Нижегородской области в качестве противоречащих части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции необходимо иметь в виду формальный характер данного правонарушения и отсутствие необходимости доказывания наступления каких-либо неблагоприятных последствий, в том числе наличия ограничения (недопущения, устранения) конкуренции, ущемления интересов других лиц.
Следовательно, ответчик, заключая договоры на оказание финансовых услуг без проведения открытого конкурса/аукциона, допустил нарушение пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции».
Между тем, администрацией Борского района Нижегородской области 24 марта 2010 года заключен государственный контракт №1089 на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов Управления финансов администрации Борского района и осуществлению расчетов по этим счетам в Борском районе Нижегородской области с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество). Указанный государственный контракт заключен на основании решения единой комиссии по размещению муниципального заказа (Протокол от 03 марта 2010 года).
 Представитель ответчика сообщил, что в настоящий момент действие договора, заключенного с ООО Борский комбанк, прекращено. Данные аргументы Администрации материалам дела не противоречат.
Относительно порядка обслуживания счетов по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета установлено следующее.
В 2009 году Министерством финансов Нижегородской области проведен открытый аукцион на продажу права заключить государственный контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов министерства финансов Нижегородской области и осуществлении расчетов по ним. Открытый аукцион признан несостоявшимся вследствие отсутствия заявок кредитных организаций на участие в аукционе.
Руководствуясь частью 1 статьи 40 Закона о размещении заказов, с управлением финансового контроля министерства финансов Нижегородской области была согласована возможность заключения государственных контрактов на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов министерства финансов Нижегородской области за пределами г.Н.Новгорода во всех районах и городах области, где отсутствуют РКЦ ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области с единственным поставщиком – Волго-Вятским банком Сбербанка России (ОАО).
22.12.2009 на основании решения Управления финансового контроля министерства финансов Нижегородской области государственные контракты были заключены с Волго-Вятским банком Сбербанка России (ОАО), в том числе государственный контракт №42-09 по осуществлению и обслуживанию расчетно-кассовых операций территориального подразделения министерства финансов Нижегородской области по Борскому району.
В связи с указанными обстоятельствами, 23.12.2009 Министерством финансов издано письмо №<…….> «О закрытии счетов», направленное руководителям финансовых органов (по списку), из содержания которого следует, что финансовым органам необходимо закрыть счета, открытые для обеспечения наличными денежными средствами получателей областного бюджета по причине открытия министерству финансов Нижегородской области в Волго-Вятском банке Сбербанка России (ОАО) счетов по учету средств областного бюджета на балансовом счете №40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
Во исполнение вышепоименованного письма Министерства финансов Нижегородской области Управление финансов администрации Борского района направило в ООО Борский комбанк заявление о закрытии счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета.
То есть ответчик до вынесения решения антимонопольным органом добровольно устранил нарушение  части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, что в силу пункта 1 части 1 статьи 48 того же закона является основанием прекращения производства по делу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции, комиссия
решила:
 
1. Признать Администрацию Борского муниципального района Нижегородской области нарушившей пункт 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
2. Производство по делу № 388–ФАС52–ФР–18–05/03–10, возбужденному в отношении Администрации Борского муниципального района Нижегородской области, прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ответчиком.
 
В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ по делу

388–ФАС 52 – ФР – 18 – 05/03 – 10
 
24 августа 2010 года                                                                       г. Нижний Новгород
Резолютивная часть оглашена 23 августа 2010 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
 

- Смирнова С.В.
-
председателя комиссии, заместителя руководителя управления;
- Катасонова К.С.
-
члена комиссии, государственного инспектора отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
- Шумиловой Н.Е.
-
члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
с участием:

- Одриной Е.М.
-
 
представителя Администрации Борского района по доверенности;
- Устименко Н.Н.
-
начальника юридического отдела ООО Борский коммерческий банк по доверенности,
рассмотрев 23 августа 2010 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении Администрации Борского района (далее также Администрация, ответчик), 
 
установила:
 
В Нижегородское УФАС России поступило заявление ООО Борский Коммерческий Банк на действия администрации Борского района Нижегородской области в лице Управления финансов администрации, выразившиеся в расторжении договора банковского счета с ООО Борский комбанк, заключенного по итогам проведения торгов в 2002 году, в связи с переходом на обслуживание в иную кредитную организацию.
В ходе рассмотрения документов и материалов, поступивших в                       Управление, в действиях администрации Борского района Нижегородской области Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области выявлены признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в привлечении ООО Борский комбанк к обслуживанию счетов местного бюджета на 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год без проведения открытого конкурса (открытого аукциона), а также в привлечении ООО Борский комбанк к обслуживанию счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета на бесконкурсной основе в период с 2002 года по 2009 год включительно.
По смыслу статьи 18 Закона о защите конкуренции органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания услуг по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам (пункт 2 части 1 статьи 18 Закона).
При рассмотрении данного дела представитель ответчика пояснил, что 05.04.2002 Администрацией Борского района был проведен конкурс на право обслуживания счетов местного бюджета Борского района. Победителем названного конкурса признан ООО «Борский коммерческий банк» (Протокол комиссии по проведению конкурса от 05.04.2002 №2), в связи с чем, 10.04.2002 сторонами заключен Договор банковского счета на неопределенный срок.
Относительно порядка заключения договора на открытие и обслуживание счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета, представители Администрации сообщили, что основанием для совершения рассматриваемых действий являлась доверенность, выданная Министерством финансов Нижегородской области на имя начальника финансового отдела администрации Борского района <…….>, предоставляющая право осуществлять операции по лицевым счетам областных бюджетных учреждений, находящихся на территории Борского района.
В связи с указанными обстоятельствами ответчик полагает, что в действиях Администрации Борского района отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Подробно доводы ответчика изложены в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.    
Представитель ООО «Борский коммерческий банк» позицию кредитной организации относительно рассматриваемых правоотношений не озвучил, указав, что в рамках Договора на право обслуживания счетов бюджета Борского района Банк обслуживал 97 счетов местного бюджета, часть из которых были открыты в Банке в 1998 - 2001 годах, т.е. до проведения конкурса, в том числе 89 счетов открыто организациям, получающим средства из местного бюджета, и 8 счетов Финансовому отделу администрации Борского района.
Изучив материалы дела, заслушав выступление представителя ответчика, доводы представителя третьего лица, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.
06.03.2002 администрацией Борского района издано Постановление №17 «О проведении конкурса на право обслуживания счетов бюджета Борского района», пунктами которого среди прочего утверждено Положение об организации конкурса среди банков на право обслуживания счетов бюджета Борского района, состав конкурсной комиссии и требования к банкам, обслуживающим счета бюджета Борского района (далее - Положение).
Пунктом 1.1. названного Положения определено, что предметом конкурса является право на заключение договора банком – победителем конкурса с Финансовым отделом Администрации Борского района на обслуживание счетов бюджета Борского района.
Как следует из Протокола рассмотрения конкурса на право обслуживания счетов бюджета Борского района №2 от 05.04.2002, решением конкурсной комиссии победителем конкурса признан ООО Борский комбанк, с которым впоследствии Администрацией Борского района в лице Финансового отдела администрации заключен Договор банковского счета от 10.04.2002.
Согласно Приложению к Договору банковского счета от 10.04.2002 перечень счетов местного бюджета включал 102 (сто два) лицевых счета, открытых на балансовых счетах 40204 «Средства местных бюджетов» (8 счетов) , 40205 «Средства местных бюджетов, выделенные государственным организациям» (79 счетов), 40206 «Средства, выделенные из местных бюджетов» (15 счетов) (в соответствии с требованиями «Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденного ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П).
В момент проведения администрацией Борского района процедуры рассматриваемого открытого конкурса действовал Федеральный закон от 23.06.1999 №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) (далее ФЗ «О защите конкуренции»), положениями которого установлен конкурсный порядок отбора финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета (статья 13 названного Закона).
Между тем, в последующем в рамках указанного договора Управлением финансов администрации Борского района в ООО Борский комбанк открыты:
- 10 лицевых счетов на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям»,
- 1 лицевой счет на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»,
- 2 лицевых счета на балансовом счете 40202 «Средства, выделенные из бюджетов субъектов Российской Федерации»,
- 1 лицевой счет на балансовом счете 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений»,
- 1 лицевой счет на балансовом счете 40603 «Некоммерческие организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
- 4 лицевых счета на балансовом счете 40703 «Некоммерческие организации».
Кроме того, Администрации Борского района Нижегородской области в рамках Договора от 10.04.2002 были открыты:
- 2 лицевых счета на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»,
- 3 лицевых счета на балансовом счете 40602 «Коммерческие организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
- 3 лицевых счета на балансовом счете 40603 «Некоммерческие организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
Таким образом, по последним данным, представленным ООО Борский комбанк, в период с 10.04.2002 по 13.05.2010 в соответствии с Договором от 10.04.2002 в Банке было открыто и обслуживалось 127 лицевых счетов, в том числе 89 счетов, открытых для организаций, получающих средства из местного бюджета, 12 счетов, открытых Администрации Борского района, и 29 счетов Управления финансов администрации Борского района.
Исходя из пояснений администрации Борского района, в рамках заключенного с ООО Борский комбанк договора от 10.04.2002 в указанной кредитной организации были открыты счета местного бюджета, а также счет по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета, поскольку управление финансов администрации Борского района осуществляло права владельца указанного счета по поручению Министерства финансов Нижегородской области, при этом открытие и ведение иных счетов местного бюджета осуществлялось администрацией по необходимости.
Между тем, указанный довод не может быть признан Комиссией обоснованным, поскольку у ответчика отсутствовали правовые основания для открытия в ООО Борский комбанк счетов иных, чем предусмотрено Договором от 10.04.2010, по результатам конкурса, проведенного администрацией Борского района 05.04.2002.
В частности, право на открытие, ведение и обслуживание счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета, предметом указанного конкурса не являлось.
Конкурса среди кредитных организаций с целью оказания услуг по обслуживанию вышеуказанных счетов администрацией Борского района не проводилось, в связи с чем, действия администрации по привлечению ООО Борский комбанк с целью оказания услуг по открытию и ведению счетов, не предусмотренных Договором от 10.04.2002, нарушают пункт 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
При квалификации действий органа исполнительной власти Нижегородской области в качестве противоречащих части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции необходимо иметь в виду формальный характер данного правонарушения и отсутствие необходимости доказывания наступления каких-либо неблагоприятных последствий, в том числе наличия ограничения (недопущения, устранения) конкуренции, ущемления интересов других лиц.
Следовательно, ответчик, заключая договоры на оказание финансовых услуг без проведения открытого конкурса/аукциона, допустил нарушение пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции».
Между тем, администрацией Борского района Нижегородской области 24 марта 2010 года заключен государственный контракт №1089 на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов Управления финансов администрации Борского района и осуществлению расчетов по этим счетам в Борском районе Нижегородской области с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество). Указанный государственный контракт заключен на основании решения единой комиссии по размещению муниципального заказа (Протокол от 03 марта 2010 года).
 Представитель ответчика сообщил, что в настоящий момент действие договора, заключенного с ООО Борский комбанк, прекращено. Данные аргументы Администрации материалам дела не противоречат.
Относительно порядка обслуживания счетов по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета установлено следующее.
В 2009 году Министерством финансов Нижегородской области проведен открытый аукцион на продажу права заключить государственный контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов министерства финансов Нижегородской области и осуществлении расчетов по ним. Открытый аукцион признан несостоявшимся вследствие отсутствия заявок кредитных организаций на участие в аукционе.
Руководствуясь частью 1 статьи 40 Закона о размещении заказов, с управлением финансового контроля министерства финансов Нижегородской области была согласована возможность заключения государственных контрактов на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов министерства финансов Нижегородской области за пределами г.Н.Новгорода во всех районах и городах области, где отсутствуют РКЦ ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области с единственным поставщиком – Волго-Вятским банком Сбербанка России (ОАО).
22.12.2009 на основании решения Управления финансового контроля министерства финансов Нижегородской области государственные контракты были заключены с Волго-Вятским банком Сбербанка России (ОАО), в том числе государственный контракт №42-09 по осуществлению и обслуживанию расчетно-кассовых операций территориального подразделения министерства финансов Нижегородской области по Борскому району.
В связи с указанными обстоятельствами, 23.12.2009 Министерством финансов издано письмо №<…….> «О закрытии счетов», направленное руководителям финансовых органов (по списку), из содержания которого следует, что финансовым органам необходимо закрыть счета, открытые для обеспечения наличными денежными средствами получателей областного бюджета по причине открытия министерству финансов Нижегородской области в Волго-Вятском банке Сбербанка России (ОАО) счетов по учету средств областного бюджета на балансовом счете №40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
Во исполнение вышепоименованного письма Министерства финансов Нижегородской области Управление финансов администрации Борского района направило в ООО Борский комбанк заявление о закрытии счета по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета.
То есть ответчик до вынесения решения антимонопольным органом добровольно устранил нарушение  части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, что в силу пункта 1 части 1 статьи 48 того же закона является основанием прекращения производства по делу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции, комиссия
решила:
 
1. Признать Администрацию Борского муниципального района Нижегородской области нарушившей пункт 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
2. Производство по делу № 388–ФАС52–ФР–18–05/03–10, возбужденному в отношении Администрации Борского муниципального района Нижегородской области, прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ответчиком.
 
В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование на финансовых рынках [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-24 11:22:18 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-24 11:22:18 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320753347 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )