Решение № 163-ФАС52-Р-5-07/05-08

Номер дела: 163-ФАС52-Р-5-07/05-08
Дата публикации: 2 февраля 2009, 15:45

Р Е Ш Е Н И Е     № 163-ФАС52-Р-5-07/05-08 

 

        

       2 февраля 2009 года                                                                          г.Н. Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Смирнов С.В.

-

Председатель Комиссии, заместитель руководителя            управления;

Карачевский В.С.

-

Член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Швецова О.Ю.

-

Член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы дела №163-ФАС52-Р-5-07/05-08, возбужденного по признакам нарушения пункта 2 части 2, пункта 4 части 3, пункта 4 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в отношении общества с ограниченной ответственностью  «Персональные системы связи в регионе» (603001, г.Н.Новгорода, ул. Рождественская, 17) по заявлению филиала «Макро-Регион «Поволжье Северо-запад» открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в г. Нижнем Новгороде, в присутствии:

- Шутова Н.Ю. – представителя филиала «Макро-Регион «Поволжье Северо-запад» открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в г. Нижнем Новгороде по доверенности (№0676/08 от 02.06.2008),

-  Рузовой Н.А. – представитель ОАО «ПССР» по доверенности(№52-01/875497  от 19.11.2008)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение, представленное филиалом «Макро-Регион «Поволжье Северо-запад» открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в г. Нижнем Новгороде (далее ОАО «МТС») вх. №1073 от 21.04.2008 по поводу рекламы  Общества в ограниченной ответственностью «Персональные системы связи в регионе» (далее ООО «ПССР»), распространяемых:

на рекламных конструкциях в г.Н.Новгород в апреле 2008 года следующего содержания: «…Не давай себя обдирать! 5 копеек за все звонки и СМС. Тариф Нокаут. Теле 2: просто дешевле»;

13 апреля 2008 года в эфире радиостанции «Европа плюс» Нижний Новгород следующего содержания: «…Не давай себя обдирать! Тариф Нокаут. 5 копеек за все звонки и СМС, без учета платы за установление соединения. Теле 2: просто дешевле».

Заявитель сообщил, что в соответствии с рекламируемым тарифным планом «Нокаут» для всех исходящих вызовов продолжительностью 3 секунды и более стоимость первой секунды увеличивается на 1 рубль 10 копеек. Стоимость 5 копеек за СМС установлена для исходящих СМС, начиная с третьего СМС в день. Стоимость двух первых СМС в день составляет 85 копеек.

По мнению заявителя, рекламные сообщения содержат признаки нарушения:

- пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части содержания несоответствующих действительности сведений о стоимости товара, а также в связи с отсутствием части существенной информации об условиях приобретения товара;

- пункта 4 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части формирования негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром и осуждения таких лиц;

-пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку фраза: «Не давай себя обирать!» подразумевает, что другие операторы связи «обирают» своих клиентов, что порочит честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов.

Рекламодателем спорных рекламных сообщений является общество с ограниченной ответственностью ООО «Персональные системы связи в регионе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований частей 2, 3, 4, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

05.05.2008 Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбудило дело №163-ФАС52-Р-5-07/05-08 в отношении рекламодателя - ООО «Персональные системы связи в регионе» по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006г  №38-ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что ООО «ПССР» в мае-июне 2008 года распространяло рекламный видео-ролик в эфире ряда Нижегородских телеканалов.   Рекламный ролик содержал фразу: «Напоминает твоего мобильного оператора? Не давай себя обирать!».

 09 июля  2008 года в хода рассмотрения дела от ООО «ПССР»  поступило ходатайство о приостановлении рассмотрения дела в связи с намерением общества обратиться в Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе России с просьбой рассмотреть спорные ролики «Не давай себя обирать!» на предмет наличия (отсутствия) нарушения требований ФЗ «О рекламе».

 11.12.2008 в Нижегородское УФАС России поступило письмо ФАС России с Протоколом №19 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе от 14.11.2008. В протоколе указано:

«III. Реклама ТELE 2 с использованием выражения «Не дай себя обирать»…

 1.Отметить, что использование  в рекламе оператора сотовой связи ТELE 2 слово «обирать» в отношении потребителей услуг иных операторов сотовой связи может свидетельствовать о наличии в рекламе некорректного сравнения с услугами других операторов связи, в связи с чем в данной рекламе усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Рекомендовать антимонопольному органу учесть данное мнение при рассмотрении дела, возбужденного по факту распространения данной рекламы».

12.12.2008 возобновлено производство по делу №163-ФАС52-Р-5-07/05-08.

В своем объяснении ООО «ПССР»  (исх.№52 от 19.01.2009) указало, что не признает нарушение рекламного законодательства Российской Федерации и считает, что  явного заключения о наличии нарушений законодательства о рекламе Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе РФ  «не нашел, а нашел лишь вероятную возможность в связи с использованием не всей фразы, а единственного слова «обирать» и то при наличии определенных условий, а именно, в случае. Если имеется некорректное сравнение с услугами других операторов сотовой связи».

  

Изучив материалы дела, представленные доказательства и заслушав мнения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с Приказом №104 от 28.11.2007 ООО «ПССР»  с 28.11.07 запустило новый тарифный план «Нокаут». ООО «ПССР»   заключило 28.12.2007 с ООО «Агентство разработки рекламы» «Договор на оказание услуг №10/08», в соответствии с которым предусмотрено изготовление, подготовка и размещение рекламных материалов в средствах массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания) и иные услуги. В соответствии с Приложением №1 к этому договору определены телевизионные каналы, на которых предусмотрено размещение рекламы в 2008 году: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга.

Как установила Комиссия, было изготовлено и размещено в телевизионном эфире 2 рекламных ролика «Такси»: продолжительностью 15 секунд и 30 секунд.

Запись рекламных роликов «Такси» представлено ООО «ПССР» на диске «CD-R80» (приложение к письму исх.№126 от 29.01.2009).

 Рекламный ролик продолжительностью 30 секунд представляет собой  сюжет о том, что главный герой «мафиози» следит за конкурирующей мафиозной группировкой, воспользовавшись для этого городским такси. «Мафиози» был вынужден дополнительно платить таксисту за каждую свою просьбу («Следуй за той машиной! Здесь притормози!»). «Мафиози» платит, затем показано, что таксист сидит на тротуаре, а «мафиози» продолжает свое преследование и следует текст: «Напоминает твоего мобильного оператора? Не давай себя обирать! Тариф НОКАУТ  5 копеек за все звонки и СМС. ТELE 2: просто дешевле».

Как следует из документов, представленных ООО «ПССР» (приложение к письму №627 от 02.06.2008) спорный рекламный ролик распространялся в эфире телевизионных каналов:

  «Сети НН» с 1 по 29 апреля 2008 года,

«Волга»  с 1 по 27 апреля 2008 года,

«Первый канал» г.Арзамас с 1 по 26 апреля 2008 года,

ООО «Телерадиокомпания «Канал-16» с 1 по 30 апреля 2008 года,

«Россия»  с 1 по 30 апреля 2008 года,

«Первый канал» г. Выкса с 1 по 30 апреля 2008 года.

Как следует из письма ООО «ПССР» (исх.126 от 29.01.2009) этот рекламный ролик так же распространялся в эфире Нижегородского ТВ в период с 07.05.2008 по 22.06.2008.

Таким образом,  Комиссия  установила, что спорный рекламный ролик распространялся в эфире Нижегородских телеканалов: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга  с 1 апреля по 22 июня 2008 года.

По информации ОАО «МТС» этот рекламный ролик распространяется в настоящее время в сети Интернет по адресу: www.adme.ru/tv-sport/2008/03/27/22252//.

Как следует из текста рекламного ролика в нем имеется  сравнение с другими операторами связи, в том числе, как считает заявитель,  и  с ОАО «МТС»: «Напоминает твоего мобильного оператора?».

Так как герой рекламного ролика – таксист показан в негативном виде – в виде стяжателя (за любую свою просьбу клиента он требовал доплачивать, вносить дополнительные деньги, что сильно раздражало клиента), то сравнение с оператором сотовой связи является некорректным. А призыв «Не давай себя обирать!» подразумевает, что оператор сотовой связи обирает своих клиентов. Этот же вывод содержится и в протоколе Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе России.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Комиссией установлено, что   реклама ООО «ПССР» противоречит пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как сравнение «твоего мобильного оператора» с таксистом, показанным в рекламном ролике и призыв «Не давай себя обирать!»   является некорректным сравнением рекламируемого товара – услуги сотового оператора – «ТELE 2» с другими участниками рынка услуг сотовой связи.

 Таким образом, рекламные сообщения ООО «ПССР», распространяемые в эфире Нижегородских телеканалов: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга  с 1 апреля по 22 июня 2008 года являются недобросовестной рекламой и противоречат требованиям пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 В соответствии с частью 6  статьи  38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 закона.

Рекламодателем этих  рекламных сообщений является ООО «ПССР» .

Таким образом, ООО «ПССР» нарушены  требования  пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Комиссия не установила факта  нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5,  пункта 4 части 4 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».  

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1  статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью  «Персональные системы связи в регионе», распространяемую  в эфире Нижегородских телеканалов: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга  с 1 апреля по 22 июня 2008 года, и распространяемую в настоящее время  в сети Интернет, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью  «Персональные системы связи в регионе»  предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме   5 февраля   2009 года. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                С.В. Смирнов

      Члены комиссии    

                                                    В.С. Карачевский                                                                                                             

                                                                                                                                                      О.Ю. Швецова

stdClass Object ( [vid] => 9436 [uid] => 5 [title] => Решение № 163-ФАС52-Р-5-07/05-08 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9436 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353066473 [changed] => 1368778412 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368778412 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е     № 163-ФАС52-Р-5-07/05-08 

 

        

       2 февраля 2009 года                                                                          г.Н. Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Смирнов С.В.

-

Председатель Комиссии, заместитель руководителя            управления;

Карачевский В.С.

-

Член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Швецова О.Ю.

-

Член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы дела №163-ФАС52-Р-5-07/05-08, возбужденного по признакам нарушения пункта 2 части 2, пункта 4 части 3, пункта 4 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в отношении общества с ограниченной ответственностью  «Персональные системы связи в регионе» (603001, г.Н.Новгорода, ул. Рождественская, 17) по заявлению филиала «Макро-Регион «Поволжье Северо-запад» открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в г. Нижнем Новгороде, в присутствии:

- Шутова Н.Ю. – представителя филиала «Макро-Регион «Поволжье Северо-запад» открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в г. Нижнем Новгороде по доверенности (№0676/08 от 02.06.2008),

-  Рузовой Н.А. – представитель ОАО «ПССР» по доверенности(№52-01/875497  от 19.11.2008)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение, представленное филиалом «Макро-Регион «Поволжье Северо-запад» открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в г. Нижнем Новгороде (далее ОАО «МТС») вх. №1073 от 21.04.2008 по поводу рекламы  Общества в ограниченной ответственностью «Персональные системы связи в регионе» (далее ООО «ПССР»), распространяемых:

на рекламных конструкциях в г.Н.Новгород в апреле 2008 года следующего содержания: «…Не давай себя обдирать! 5 копеек за все звонки и СМС. Тариф Нокаут. Теле 2: просто дешевле»;

13 апреля 2008 года в эфире радиостанции «Европа плюс» Нижний Новгород следующего содержания: «…Не давай себя обдирать! Тариф Нокаут. 5 копеек за все звонки и СМС, без учета платы за установление соединения. Теле 2: просто дешевле».

Заявитель сообщил, что в соответствии с рекламируемым тарифным планом «Нокаут» для всех исходящих вызовов продолжительностью 3 секунды и более стоимость первой секунды увеличивается на 1 рубль 10 копеек. Стоимость 5 копеек за СМС установлена для исходящих СМС, начиная с третьего СМС в день. Стоимость двух первых СМС в день составляет 85 копеек.

По мнению заявителя, рекламные сообщения содержат признаки нарушения:

- пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части содержания несоответствующих действительности сведений о стоимости товара, а также в связи с отсутствием части существенной информации об условиях приобретения товара;

- пункта 4 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части формирования негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром и осуждения таких лиц;

-пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку фраза: «Не давай себя обирать!» подразумевает, что другие операторы связи «обирают» своих клиентов, что порочит честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов.

Рекламодателем спорных рекламных сообщений является общество с ограниченной ответственностью ООО «Персональные системы связи в регионе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований частей 2, 3, 4, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

05.05.2008 Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбудило дело №163-ФАС52-Р-5-07/05-08 в отношении рекламодателя - ООО «Персональные системы связи в регионе» по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006г  №38-ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что ООО «ПССР» в мае-июне 2008 года распространяло рекламный видео-ролик в эфире ряда Нижегородских телеканалов.   Рекламный ролик содержал фразу: «Напоминает твоего мобильного оператора? Не давай себя обирать!».

 09 июля  2008 года в хода рассмотрения дела от ООО «ПССР»  поступило ходатайство о приостановлении рассмотрения дела в связи с намерением общества обратиться в Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе России с просьбой рассмотреть спорные ролики «Не давай себя обирать!» на предмет наличия (отсутствия) нарушения требований ФЗ «О рекламе».

 11.12.2008 в Нижегородское УФАС России поступило письмо ФАС России с Протоколом №19 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе от 14.11.2008. В протоколе указано:

«III. Реклама ТELE 2 с использованием выражения «Не дай себя обирать»…

 1.Отметить, что использование  в рекламе оператора сотовой связи ТELE 2 слово «обирать» в отношении потребителей услуг иных операторов сотовой связи может свидетельствовать о наличии в рекламе некорректного сравнения с услугами других операторов связи, в связи с чем в данной рекламе усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Рекомендовать антимонопольному органу учесть данное мнение при рассмотрении дела, возбужденного по факту распространения данной рекламы».

12.12.2008 возобновлено производство по делу №163-ФАС52-Р-5-07/05-08.

В своем объяснении ООО «ПССР»  (исх.№52 от 19.01.2009) указало, что не признает нарушение рекламного законодательства Российской Федерации и считает, что  явного заключения о наличии нарушений законодательства о рекламе Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе РФ  «не нашел, а нашел лишь вероятную возможность в связи с использованием не всей фразы, а единственного слова «обирать» и то при наличии определенных условий, а именно, в случае. Если имеется некорректное сравнение с услугами других операторов сотовой связи».

  

Изучив материалы дела, представленные доказательства и заслушав мнения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с Приказом №104 от 28.11.2007 ООО «ПССР»  с 28.11.07 запустило новый тарифный план «Нокаут». ООО «ПССР»   заключило 28.12.2007 с ООО «Агентство разработки рекламы» «Договор на оказание услуг №10/08», в соответствии с которым предусмотрено изготовление, подготовка и размещение рекламных материалов в средствах массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания) и иные услуги. В соответствии с Приложением №1 к этому договору определены телевизионные каналы, на которых предусмотрено размещение рекламы в 2008 году: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга.

Как установила Комиссия, было изготовлено и размещено в телевизионном эфире 2 рекламных ролика «Такси»: продолжительностью 15 секунд и 30 секунд.

Запись рекламных роликов «Такси» представлено ООО «ПССР» на диске «CD-R80» (приложение к письму исх.№126 от 29.01.2009).

 Рекламный ролик продолжительностью 30 секунд представляет собой  сюжет о том, что главный герой «мафиози» следит за конкурирующей мафиозной группировкой, воспользовавшись для этого городским такси. «Мафиози» был вынужден дополнительно платить таксисту за каждую свою просьбу («Следуй за той машиной! Здесь притормози!»). «Мафиози» платит, затем показано, что таксист сидит на тротуаре, а «мафиози» продолжает свое преследование и следует текст: «Напоминает твоего мобильного оператора? Не давай себя обирать! Тариф НОКАУТ  5 копеек за все звонки и СМС. ТELE 2: просто дешевле».

Как следует из документов, представленных ООО «ПССР» (приложение к письму №627 от 02.06.2008) спорный рекламный ролик распространялся в эфире телевизионных каналов:

  «Сети НН» с 1 по 29 апреля 2008 года,

«Волга»  с 1 по 27 апреля 2008 года,

«Первый канал» г.Арзамас с 1 по 26 апреля 2008 года,

ООО «Телерадиокомпания «Канал-16» с 1 по 30 апреля 2008 года,

«Россия»  с 1 по 30 апреля 2008 года,

«Первый канал» г. Выкса с 1 по 30 апреля 2008 года.

Как следует из письма ООО «ПССР» (исх.126 от 29.01.2009) этот рекламный ролик так же распространялся в эфире Нижегородского ТВ в период с 07.05.2008 по 22.06.2008.

Таким образом,  Комиссия  установила, что спорный рекламный ролик распространялся в эфире Нижегородских телеканалов: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга  с 1 апреля по 22 июня 2008 года.

По информации ОАО «МТС» этот рекламный ролик распространяется в настоящее время в сети Интернет по адресу: www.adme.ru/tv-sport/2008/03/27/22252//.

Как следует из текста рекламного ролика в нем имеется  сравнение с другими операторами связи, в том числе, как считает заявитель,  и  с ОАО «МТС»: «Напоминает твоего мобильного оператора?».

Так как герой рекламного ролика – таксист показан в негативном виде – в виде стяжателя (за любую свою просьбу клиента он требовал доплачивать, вносить дополнительные деньги, что сильно раздражало клиента), то сравнение с оператором сотовой связи является некорректным. А призыв «Не давай себя обирать!» подразумевает, что оператор сотовой связи обирает своих клиентов. Этот же вывод содержится и в протоколе Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе России.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Комиссией установлено, что   реклама ООО «ПССР» противоречит пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как сравнение «твоего мобильного оператора» с таксистом, показанным в рекламном ролике и призыв «Не давай себя обирать!»   является некорректным сравнением рекламируемого товара – услуги сотового оператора – «ТELE 2» с другими участниками рынка услуг сотовой связи.

 Таким образом, рекламные сообщения ООО «ПССР», распространяемые в эфире Нижегородских телеканалов: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга  с 1 апреля по 22 июня 2008 года являются недобросовестной рекламой и противоречат требованиям пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 В соответствии с частью 6  статьи  38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 закона.

Рекламодателем этих  рекламных сообщений является ООО «ПССР» .

Таким образом, ООО «ПССР» нарушены  требования  пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Комиссия не установила факта  нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5,  пункта 4 части 4 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».  

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1  статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью  «Персональные системы связи в регионе», распространяемую  в эфире Нижегородских телеканалов: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга  с 1 апреля по 22 июня 2008 года, и распространяемую в настоящее время  в сети Интернет, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью  «Персональные системы связи в регионе»  предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме   5 февраля   2009 года. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                С.В. Смирнов

      Члены комиссии    

                                                    В.С. Карачевский                                                                                                             

                                                                                                                                                      О.Ю. Швецова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е     № 163-ФАС52-Р-5-07/05-08 

 

        

       2 февраля 2009 года                                                                          г.Н. Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Смирнов С.В.

-

Председатель Комиссии, заместитель руководителя            управления;

Карачевский В.С.

-

Член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Швецова О.Ю.

-

Член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы дела №163-ФАС52-Р-5-07/05-08, возбужденного по признакам нарушения пункта 2 части 2, пункта 4 части 3, пункта 4 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в отношении общества с ограниченной ответственностью  «Персональные системы связи в регионе» (603001, г.Н.Новгорода, ул. Рождественская, 17) по заявлению филиала «Макро-Регион «Поволжье Северо-запад» открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в г. Нижнем Новгороде, в присутствии:

- Шутова Н.Ю. – представителя филиала «Макро-Регион «Поволжье Северо-запад» открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в г. Нижнем Новгороде по доверенности (№0676/08 от 02.06.2008),

-  Рузовой Н.А. – представитель ОАО «ПССР» по доверенности(№52-01/875497  от 19.11.2008)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение, представленное филиалом «Макро-Регион «Поволжье Северо-запад» открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в г. Нижнем Новгороде (далее ОАО «МТС») вх. №1073 от 21.04.2008 по поводу рекламы  Общества в ограниченной ответственностью «Персональные системы связи в регионе» (далее ООО «ПССР»), распространяемых:

на рекламных конструкциях в г.Н.Новгород в апреле 2008 года следующего содержания: «…Не давай себя обдирать! 5 копеек за все звонки и СМС. Тариф Нокаут. Теле 2: просто дешевле»;

13 апреля 2008 года в эфире радиостанции «Европа плюс» Нижний Новгород следующего содержания: «…Не давай себя обдирать! Тариф Нокаут. 5 копеек за все звонки и СМС, без учета платы за установление соединения. Теле 2: просто дешевле».

Заявитель сообщил, что в соответствии с рекламируемым тарифным планом «Нокаут» для всех исходящих вызовов продолжительностью 3 секунды и более стоимость первой секунды увеличивается на 1 рубль 10 копеек. Стоимость 5 копеек за СМС установлена для исходящих СМС, начиная с третьего СМС в день. Стоимость двух первых СМС в день составляет 85 копеек.

По мнению заявителя, рекламные сообщения содержат признаки нарушения:

- пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части содержания несоответствующих действительности сведений о стоимости товара, а также в связи с отсутствием части существенной информации об условиях приобретения товара;

- пункта 4 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части формирования негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром и осуждения таких лиц;

-пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку фраза: «Не давай себя обирать!» подразумевает, что другие операторы связи «обирают» своих клиентов, что порочит честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов.

Рекламодателем спорных рекламных сообщений является общество с ограниченной ответственностью ООО «Персональные системы связи в регионе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований частей 2, 3, 4, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

05.05.2008 Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбудило дело №163-ФАС52-Р-5-07/05-08 в отношении рекламодателя - ООО «Персональные системы связи в регионе» по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006г  №38-ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что ООО «ПССР» в мае-июне 2008 года распространяло рекламный видео-ролик в эфире ряда Нижегородских телеканалов.   Рекламный ролик содержал фразу: «Напоминает твоего мобильного оператора? Не давай себя обирать!».

 09 июля  2008 года в хода рассмотрения дела от ООО «ПССР»  поступило ходатайство о приостановлении рассмотрения дела в связи с намерением общества обратиться в Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе России с просьбой рассмотреть спорные ролики «Не давай себя обирать!» на предмет наличия (отсутствия) нарушения требований ФЗ «О рекламе».

 11.12.2008 в Нижегородское УФАС России поступило письмо ФАС России с Протоколом №19 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе от 14.11.2008. В протоколе указано:

«III. Реклама ТELE 2 с использованием выражения «Не дай себя обирать»…

 1.Отметить, что использование  в рекламе оператора сотовой связи ТELE 2 слово «обирать» в отношении потребителей услуг иных операторов сотовой связи может свидетельствовать о наличии в рекламе некорректного сравнения с услугами других операторов связи, в связи с чем в данной рекламе усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Рекомендовать антимонопольному органу учесть данное мнение при рассмотрении дела, возбужденного по факту распространения данной рекламы».

12.12.2008 возобновлено производство по делу №163-ФАС52-Р-5-07/05-08.

В своем объяснении ООО «ПССР»  (исх.№52 от 19.01.2009) указало, что не признает нарушение рекламного законодательства Российской Федерации и считает, что  явного заключения о наличии нарушений законодательства о рекламе Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе РФ  «не нашел, а нашел лишь вероятную возможность в связи с использованием не всей фразы, а единственного слова «обирать» и то при наличии определенных условий, а именно, в случае. Если имеется некорректное сравнение с услугами других операторов сотовой связи».

  

Изучив материалы дела, представленные доказательства и заслушав мнения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с Приказом №104 от 28.11.2007 ООО «ПССР»  с 28.11.07 запустило новый тарифный план «Нокаут». ООО «ПССР»   заключило 28.12.2007 с ООО «Агентство разработки рекламы» «Договор на оказание услуг №10/08», в соответствии с которым предусмотрено изготовление, подготовка и размещение рекламных материалов в средствах массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания) и иные услуги. В соответствии с Приложением №1 к этому договору определены телевизионные каналы, на которых предусмотрено размещение рекламы в 2008 году: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга.

Как установила Комиссия, было изготовлено и размещено в телевизионном эфире 2 рекламных ролика «Такси»: продолжительностью 15 секунд и 30 секунд.

Запись рекламных роликов «Такси» представлено ООО «ПССР» на диске «CD-R80» (приложение к письму исх.№126 от 29.01.2009).

 Рекламный ролик продолжительностью 30 секунд представляет собой  сюжет о том, что главный герой «мафиози» следит за конкурирующей мафиозной группировкой, воспользовавшись для этого городским такси. «Мафиози» был вынужден дополнительно платить таксисту за каждую свою просьбу («Следуй за той машиной! Здесь притормози!»). «Мафиози» платит, затем показано, что таксист сидит на тротуаре, а «мафиози» продолжает свое преследование и следует текст: «Напоминает твоего мобильного оператора? Не давай себя обирать! Тариф НОКАУТ  5 копеек за все звонки и СМС. ТELE 2: просто дешевле».

Как следует из документов, представленных ООО «ПССР» (приложение к письму №627 от 02.06.2008) спорный рекламный ролик распространялся в эфире телевизионных каналов:

  «Сети НН» с 1 по 29 апреля 2008 года,

«Волга»  с 1 по 27 апреля 2008 года,

«Первый канал» г.Арзамас с 1 по 26 апреля 2008 года,

ООО «Телерадиокомпания «Канал-16» с 1 по 30 апреля 2008 года,

«Россия»  с 1 по 30 апреля 2008 года,

«Первый канал» г. Выкса с 1 по 30 апреля 2008 года.

Как следует из письма ООО «ПССР» (исх.126 от 29.01.2009) этот рекламный ролик так же распространялся в эфире Нижегородского ТВ в период с 07.05.2008 по 22.06.2008.

Таким образом,  Комиссия  установила, что спорный рекламный ролик распространялся в эфире Нижегородских телеканалов: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга  с 1 апреля по 22 июня 2008 года.

По информации ОАО «МТС» этот рекламный ролик распространяется в настоящее время в сети Интернет по адресу: www.adme.ru/tv-sport/2008/03/27/22252//.

Как следует из текста рекламного ролика в нем имеется  сравнение с другими операторами связи, в том числе, как считает заявитель,  и  с ОАО «МТС»: «Напоминает твоего мобильного оператора?».

Так как герой рекламного ролика – таксист показан в негативном виде – в виде стяжателя (за любую свою просьбу клиента он требовал доплачивать, вносить дополнительные деньги, что сильно раздражало клиента), то сравнение с оператором сотовой связи является некорректным. А призыв «Не давай себя обирать!» подразумевает, что оператор сотовой связи обирает своих клиентов. Этот же вывод содержится и в протоколе Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе России.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Комиссией установлено, что   реклама ООО «ПССР» противоречит пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как сравнение «твоего мобильного оператора» с таксистом, показанным в рекламном ролике и призыв «Не давай себя обирать!»   является некорректным сравнением рекламируемого товара – услуги сотового оператора – «ТELE 2» с другими участниками рынка услуг сотовой связи.

 Таким образом, рекламные сообщения ООО «ПССР», распространяемые в эфире Нижегородских телеканалов: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга  с 1 апреля по 22 июня 2008 года являются недобросовестной рекламой и противоречат требованиям пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 В соответствии с частью 6  статьи  38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 закона.

Рекламодателем этих  рекламных сообщений является ООО «ПССР» .

Таким образом, ООО «ПССР» нарушены  требования  пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Комиссия не установила факта  нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5,  пункта 4 части 4 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».  

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1  статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью  «Персональные системы связи в регионе», распространяемую  в эфире Нижегородских телеканалов: Первый, СТС, Россия/ГТРК, Сети НН,  МТV, РИК/СПОРТ/МУЗ ТВ, Волга  с 1 апреля по 22 июня 2008 года, и распространяемую в настоящее время  в сети Интернет, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью  «Персональные системы связи в регионе»  предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме   5 февраля   2009 года. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                С.В. Смирнов

      Члены комиссии    

                                                    В.С. Карачевский                                                                                                             

                                                                                                                                                      О.Ю. Швецова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 163-ФАС52-Р-5-07/05-08 [format] => [safe_value] => 163-ФАС52-Р-5-07/05-08 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 163-ФАС52-Р-5-07/05-08 [format] => [safe_value] => 163-ФАС52-Р-5-07/05-08 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-02 12:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-02 12:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353066473 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )