Решение №1352-ФАС52-04/12 по признакам нарушения ООО «СПАР Миддл Волга»

Сфера деятельности: Розничная торговля
Номер дела: 1352-ФАС52-04/12
Дата публикации: 14 декабря 2012, 15:18

 14.12.2012 №ЮГ-04/7439

РЕШЕНИЕ

 

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 1352-ФАС52-04/12

 

 

 14  декабря  2012 года                                                                 г. Нижний Новгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2012 года.

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела № 1352-ФАС52-04/12 о нарушении  антимонопольного законодательства  (далее – комиссия) в составе:

 

Ю.Н. Гребнев

-

председатель комиссии, заместитель руководителя  управления;

И.А.Кошелева

-

член комиссии, начальник отдела контроля экономической концентрации;

Т.В. Маслова

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации;

И.Ю. Давыдочкина

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, -

 

рассмотрев в открытом заседании дело №1352-ФАС52-04/12 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «СПАР Миддл Волга» (далее – ООО «СПАР Миддл Волга», Ответчик) части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания дискриминационных условий обществу с ограниченной ответственностью «ТД Алтайская крупа» (далее – ООО «ТД Алтайская крупа», Заявитель) путем необоснованного препятствования входу на товарный рынок,

 

установила:

17.10.2012 ООО «ТД Алтайская крупа» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с заявлением на действия ООО «СПАР Миддл Волга».

Рассмотрев указанное заявление в порядке статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», Нижегородское УФАС России приказом от 24.10.2012 №381 возбудило дело о нарушении ООО «СПАР Миддл Волга» части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

В частности, предварительно квалифицированы как нарушающие федеральное законодательство действия Ответчика, выраженные в создании                             ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий в доступе на товарный рынок путем отказа предоставить Заявителю информацию о критериях отбора контрагентов и существенных условиях договора поставки. Указанная информация отсутствует и на официальном сайте ООО «СПАР Миддл Волга» (http://spar-nn.ru).

На заседании комиссии, состоявшемся 20.11.2012, представители                       ООО «СПАР Миддл Волга» нарушение требований Закона о торговле не признали, пояснив при этом, торговую деятельность общество не осуществляет.

Подробно позиция Ответчика содержится в 20.11.2012 №39-1.

ООО «ТД Алтайская крупа», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей на заседания комиссии не направляло. Однако  в Управление поступили письменные пояснения Заявителя, из которых следует, что ответа на его неоднократные обращения к ООО «СПАР Миддл Волга» с просьбой сообщить о критериях отбора контрагентов и предоставить сведения относительно существенных условий договора поставки, так и не получено. В электронных сообщениях Ответчик сообщил, что условиями для отбора поставщиков являются цена, вес, фото, премия 10%, маркетинговый план или бюджет и в случае необходимости предоставление образцов.  Однако, во мнению Заявителя, указанные сведения носят общий характер, вводят в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и создают ситуацию, при которой любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим.

Определением от 20.11.2012 рассмотрение дела откладывалось до 03.12.12; 03.12.12 в заседании комиссии объявлен перерыв до 07.12.12

 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, заслушав лиц, участвующих в деле, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

 

В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно статье 1 Закона о торговле его целями являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирование конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых и закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В силу части 2 статьи 16 Закона о торговле государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Законом о торговле, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 16 Закона о торговле федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Статьей 13 Закона о торговле установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров; одним из правил является запрет хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов (часть 1 статьи 13 названного закона).

Таким образом, следуя буквальному толкованию приведенной нормы права, запреты части 1 статьи 13 Закона о торговле распространяются  только на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о торговле торговая деятельность – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Под торговой сетью понимается совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (пункт 8 статьи 2 Закона о торговле).

Как следует из материалов дела, под единым коммерческим обозначением «SPAR» на территории Нижегородской области действует 58 торговых объектов, что позволяет говорить о существовании торговой сети «SPAR», которая организована следующим образом.

ООО «СПАР Миддл Волга» является правообладателем товарного знака «SPAR» на основании соглашения, заключенного с компанией «ИНТЕРНЕШНЛ СПАР ЦЕНТРАЛ Б.В.» (г.Амстердам, Нидерланды).

Как зафиксировано в статье 2 поименованного выше Соглашения, компания «ИНТЕРНЕШНЛ СПАР ЦЕНТРАЛ Б.В.» предоставляет ООО «СПАР Миддл Волга» исключительное право использования названий SPAR, EUROSPAR и SPAR EXPRESS, а также товарного знака SPAR на территории Нижегородской области, Республики Мордовия, Республики Чувашия, Республики Марий Эл, Татарстана.

Согласно статье 3 рассматриваемого соглашения ООО «СПАР Миддл Волга» принимает на себя обязательства осуществлять деятельность в соответствии с системой СПАР, поддерживать хорошую репутацию организации СПАР, а также обязуется вести свою деятельность под торговыми знаками SPAR, EUROSPAR и SPAR EXPRESS и/или SPAR EXPRESS.

ООО «Спар Миддл Волга» в соответствии с соглашением обязуется, что к 2013 году на закрепленной за ним территории будут действовать 150 торговых точек под поименованными коммерческими обозначениями системы СПАР.

Между тем установлено, что ООО «СПАР Миддл Волга» не владеет торговыми объектами и торговую деятельность в понимании Закона о торговле не осуществляет; обязательства по соглашению с компанией «ИНТЕРНЕЙШНЛ СПАР ЦЕНТРАЛ Б.В.» исполняются посредством предоставления иным хозяйствующим субъектам права использования  товарных знаков SPAR, EUROSPAR и SPAR EXPRESS путем заключения соответствующих договоров.

Так, в материалы дела представлен сублицензионный договор №01/07 от 01.07.2012, заключенный ООО «СПАР Миддл Волга» (Лицензиат) с ООО «Продукт-сервис» (Сублицензиат).

Пунктом 1.3 указанного договора определено, что Сублицензиат вправе использовать лицензионные Товарные знаки (Знаки обслуживания) на территории Росси         йской Федерации при организации магазинов. Границы магазинов устанавливаются в пределах арендуемой либо принадлежащей на праве собственности Сублицензиату площади. При этом Сублицензиат имеет право использовать лицензионные Товарные знаки (знаки обслуживания) путем их размещения:

- на фасадах, стенах, вывесках, витринах, в торговых залах магазинов Сублицензиата;

- на документации, связанной с деятельностью Сублицензиата по реализации товаров через сеть магазинов.

Таким образом, правила Закона о торговле, в частности часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13, в данном случае распространяются на хозяйствующих субъектов, заключивших с ООО «СПАР Миддл Волга» сублицензионные договоры (либо на ином основании получивших право использования товарного знака «SPAR») и осуществляющих деятельность, связанную с приобретением и реализацией продовольственных товаров.

Поскольку ООО «СПАР Миддл Волга» не является субъектом правоотношений, регламентируемых частью 1 статьи 13 Закона о торговле, анализ иных фактических обстоятельств по настоящему делу правового значения не имеет.

На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

 

решила:

прекратить рассмотрение дела №1352-ФАС52-04/12 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «СПАР Миддл Волга» части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания дискриминационных условий обществу с ограниченной ответственностью «ТД Алтайская крупа» путем создания препятствий доступу на товарный рынок, в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

      В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

  

 

 

Председатель комиссии                                                              Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                          И.А. Кошелева

 

 

                                                                                                    Т.В. Маслова

 

                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                          И.Ю. Давыдочкина

                                                                                                       

stdClass Object ( [vid] => 9654 [uid] => 5 [title] => Решение №1352-ФАС52-04/12 по признакам нарушения ООО «СПАР Миддл Волга» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9654 [type] => solution [language] => ru [created] => 1356088927 [changed] => 1368778412 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368778412 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 14.12.2012 №ЮГ-04/7439

РЕШЕНИЕ

 

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 1352-ФАС52-04/12

 

 

 14  декабря  2012 года                                                                 г. Нижний Новгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2012 года.

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела № 1352-ФАС52-04/12 о нарушении  антимонопольного законодательства  (далее – комиссия) в составе:

 

Ю.Н. Гребнев

-

председатель комиссии, заместитель руководителя  управления;

И.А.Кошелева

-

член комиссии, начальник отдела контроля экономической концентрации;

Т.В. Маслова

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации;

И.Ю. Давыдочкина

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, -

 

рассмотрев в открытом заседании дело №1352-ФАС52-04/12 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «СПАР Миддл Волга» (далее – ООО «СПАР Миддл Волга», Ответчик) части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания дискриминационных условий обществу с ограниченной ответственностью «ТД Алтайская крупа» (далее – ООО «ТД Алтайская крупа», Заявитель) путем необоснованного препятствования входу на товарный рынок,

 

установила:

17.10.2012 ООО «ТД Алтайская крупа» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с заявлением на действия ООО «СПАР Миддл Волга».

Рассмотрев указанное заявление в порядке статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», Нижегородское УФАС России приказом от 24.10.2012 №381 возбудило дело о нарушении ООО «СПАР Миддл Волга» части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

В частности, предварительно квалифицированы как нарушающие федеральное законодательство действия Ответчика, выраженные в создании                             ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий в доступе на товарный рынок путем отказа предоставить Заявителю информацию о критериях отбора контрагентов и существенных условиях договора поставки. Указанная информация отсутствует и на официальном сайте ООО «СПАР Миддл Волга» (http://spar-nn.ru).

На заседании комиссии, состоявшемся 20.11.2012, представители                       ООО «СПАР Миддл Волга» нарушение требований Закона о торговле не признали, пояснив при этом, торговую деятельность общество не осуществляет.

Подробно позиция Ответчика содержится в 20.11.2012 №39-1.

ООО «ТД Алтайская крупа», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей на заседания комиссии не направляло. Однако  в Управление поступили письменные пояснения Заявителя, из которых следует, что ответа на его неоднократные обращения к ООО «СПАР Миддл Волга» с просьбой сообщить о критериях отбора контрагентов и предоставить сведения относительно существенных условий договора поставки, так и не получено. В электронных сообщениях Ответчик сообщил, что условиями для отбора поставщиков являются цена, вес, фото, премия 10%, маркетинговый план или бюджет и в случае необходимости предоставление образцов.  Однако, во мнению Заявителя, указанные сведения носят общий характер, вводят в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и создают ситуацию, при которой любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим.

Определением от 20.11.2012 рассмотрение дела откладывалось до 03.12.12; 03.12.12 в заседании комиссии объявлен перерыв до 07.12.12

 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, заслушав лиц, участвующих в деле, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

 

В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно статье 1 Закона о торговле его целями являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирование конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых и закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В силу части 2 статьи 16 Закона о торговле государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Законом о торговле, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 16 Закона о торговле федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Статьей 13 Закона о торговле установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров; одним из правил является запрет хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов (часть 1 статьи 13 названного закона).

Таким образом, следуя буквальному толкованию приведенной нормы права, запреты части 1 статьи 13 Закона о торговле распространяются  только на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о торговле торговая деятельность – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Под торговой сетью понимается совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (пункт 8 статьи 2 Закона о торговле).

Как следует из материалов дела, под единым коммерческим обозначением «SPAR» на территории Нижегородской области действует 58 торговых объектов, что позволяет говорить о существовании торговой сети «SPAR», которая организована следующим образом.

ООО «СПАР Миддл Волга» является правообладателем товарного знака «SPAR» на основании соглашения, заключенного с компанией «ИНТЕРНЕШНЛ СПАР ЦЕНТРАЛ Б.В.» (г.Амстердам, Нидерланды).

Как зафиксировано в статье 2 поименованного выше Соглашения, компания «ИНТЕРНЕШНЛ СПАР ЦЕНТРАЛ Б.В.» предоставляет ООО «СПАР Миддл Волга» исключительное право использования названий SPAR, EUROSPAR и SPAR EXPRESS, а также товарного знака SPAR на территории Нижегородской области, Республики Мордовия, Республики Чувашия, Республики Марий Эл, Татарстана.

Согласно статье 3 рассматриваемого соглашения ООО «СПАР Миддл Волга» принимает на себя обязательства осуществлять деятельность в соответствии с системой СПАР, поддерживать хорошую репутацию организации СПАР, а также обязуется вести свою деятельность под торговыми знаками SPAR, EUROSPAR и SPAR EXPRESS и/или SPAR EXPRESS.

ООО «Спар Миддл Волга» в соответствии с соглашением обязуется, что к 2013 году на закрепленной за ним территории будут действовать 150 торговых точек под поименованными коммерческими обозначениями системы СПАР.

Между тем установлено, что ООО «СПАР Миддл Волга» не владеет торговыми объектами и торговую деятельность в понимании Закона о торговле не осуществляет; обязательства по соглашению с компанией «ИНТЕРНЕЙШНЛ СПАР ЦЕНТРАЛ Б.В.» исполняются посредством предоставления иным хозяйствующим субъектам права использования  товарных знаков SPAR, EUROSPAR и SPAR EXPRESS путем заключения соответствующих договоров.

Так, в материалы дела представлен сублицензионный договор №01/07 от 01.07.2012, заключенный ООО «СПАР Миддл Волга» (Лицензиат) с ООО «Продукт-сервис» (Сублицензиат).

Пунктом 1.3 указанного договора определено, что Сублицензиат вправе использовать лицензионные Товарные знаки (Знаки обслуживания) на территории Росси         йской Федерации при организации магазинов. Границы магазинов устанавливаются в пределах арендуемой либо принадлежащей на праве собственности Сублицензиату площади. При этом Сублицензиат имеет право использовать лицензионные Товарные знаки (знаки обслуживания) путем их размещения:

- на фасадах, стенах, вывесках, витринах, в торговых залах магазинов Сублицензиата;

- на документации, связанной с деятельностью Сублицензиата по реализации товаров через сеть магазинов.

Таким образом, правила Закона о торговле, в частности часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13, в данном случае распространяются на хозяйствующих субъектов, заключивших с ООО «СПАР Миддл Волга» сублицензионные договоры (либо на ином основании получивших право использования товарного знака «SPAR») и осуществляющих деятельность, связанную с приобретением и реализацией продовольственных товаров.

Поскольку ООО «СПАР Миддл Волга» не является субъектом правоотношений, регламентируемых частью 1 статьи 13 Закона о торговле, анализ иных фактических обстоятельств по настоящему делу правового значения не имеет.

На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

 

решила:

прекратить рассмотрение дела №1352-ФАС52-04/12 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «СПАР Миддл Волга» части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания дискриминационных условий обществу с ограниченной ответственностью «ТД Алтайская крупа» путем создания препятствий доступу на товарный рынок, в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

      В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

  

 

 

Председатель комиссии                                                              Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                          И.А. Кошелева

 

 

                                                                                                    Т.В. Маслова

 

                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                          И.Ю. Давыдочкина

                                                                                                       

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 14.12.2012 №ЮГ-04/7439

РЕШЕНИЕ

 

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 1352-ФАС52-04/12

 

 

 14  декабря  2012 года                                                                 г. Нижний Новгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2012 года.

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела № 1352-ФАС52-04/12 о нарушении  антимонопольного законодательства  (далее – комиссия) в составе:

 

Ю.Н. Гребнев

-

председатель комиссии, заместитель руководителя  управления;

И.А.Кошелева

-

член комиссии, начальник отдела контроля экономической концентрации;

Т.В. Маслова

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации;

И.Ю. Давыдочкина

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, -

 

рассмотрев в открытом заседании дело №1352-ФАС52-04/12 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «СПАР Миддл Волга» (далее – ООО «СПАР Миддл Волга», Ответчик) части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания дискриминационных условий обществу с ограниченной ответственностью «ТД Алтайская крупа» (далее – ООО «ТД Алтайская крупа», Заявитель) путем необоснованного препятствования входу на товарный рынок,

 

установила:

17.10.2012 ООО «ТД Алтайская крупа» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с заявлением на действия ООО «СПАР Миддл Волга».

Рассмотрев указанное заявление в порядке статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», Нижегородское УФАС России приказом от 24.10.2012 №381 возбудило дело о нарушении ООО «СПАР Миддл Волга» части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

В частности, предварительно квалифицированы как нарушающие федеральное законодательство действия Ответчика, выраженные в создании                             ООО «ТД Алтайская крупа» препятствий в доступе на товарный рынок путем отказа предоставить Заявителю информацию о критериях отбора контрагентов и существенных условиях договора поставки. Указанная информация отсутствует и на официальном сайте ООО «СПАР Миддл Волга» (http://spar-nn.ru).

На заседании комиссии, состоявшемся 20.11.2012, представители                       ООО «СПАР Миддл Волга» нарушение требований Закона о торговле не признали, пояснив при этом, торговую деятельность общество не осуществляет.

Подробно позиция Ответчика содержится в 20.11.2012 №39-1.

ООО «ТД Алтайская крупа», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей на заседания комиссии не направляло. Однако  в Управление поступили письменные пояснения Заявителя, из которых следует, что ответа на его неоднократные обращения к ООО «СПАР Миддл Волга» с просьбой сообщить о критериях отбора контрагентов и предоставить сведения относительно существенных условий договора поставки, так и не получено. В электронных сообщениях Ответчик сообщил, что условиями для отбора поставщиков являются цена, вес, фото, премия 10%, маркетинговый план или бюджет и в случае необходимости предоставление образцов.  Однако, во мнению Заявителя, указанные сведения носят общий характер, вводят в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и создают ситуацию, при которой любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим.

Определением от 20.11.2012 рассмотрение дела откладывалось до 03.12.12; 03.12.12 в заседании комиссии объявлен перерыв до 07.12.12

 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, заслушав лиц, участвующих в деле, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

 

В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно статье 1 Закона о торговле его целями являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирование конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых и закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В силу части 2 статьи 16 Закона о торговле государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Законом о торговле, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 16 Закона о торговле федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Статьей 13 Закона о торговле установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров; одним из правил является запрет хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов (часть 1 статьи 13 названного закона).

Таким образом, следуя буквальному толкованию приведенной нормы права, запреты части 1 статьи 13 Закона о торговле распространяются  только на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о торговле торговая деятельность – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Под торговой сетью понимается совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (пункт 8 статьи 2 Закона о торговле).

Как следует из материалов дела, под единым коммерческим обозначением «SPAR» на территории Нижегородской области действует 58 торговых объектов, что позволяет говорить о существовании торговой сети «SPAR», которая организована следующим образом.

ООО «СПАР Миддл Волга» является правообладателем товарного знака «SPAR» на основании соглашения, заключенного с компанией «ИНТЕРНЕШНЛ СПАР ЦЕНТРАЛ Б.В.» (г.Амстердам, Нидерланды).

Как зафиксировано в статье 2 поименованного выше Соглашения, компания «ИНТЕРНЕШНЛ СПАР ЦЕНТРАЛ Б.В.» предоставляет ООО «СПАР Миддл Волга» исключительное право использования названий SPAR, EUROSPAR и SPAR EXPRESS, а также товарного знака SPAR на территории Нижегородской области, Республики Мордовия, Республики Чувашия, Республики Марий Эл, Татарстана.

Согласно статье 3 рассматриваемого соглашения ООО «СПАР Миддл Волга» принимает на себя обязательства осуществлять деятельность в соответствии с системой СПАР, поддерживать хорошую репутацию организации СПАР, а также обязуется вести свою деятельность под торговыми знаками SPAR, EUROSPAR и SPAR EXPRESS и/или SPAR EXPRESS.

ООО «Спар Миддл Волга» в соответствии с соглашением обязуется, что к 2013 году на закрепленной за ним территории будут действовать 150 торговых точек под поименованными коммерческими обозначениями системы СПАР.

Между тем установлено, что ООО «СПАР Миддл Волга» не владеет торговыми объектами и торговую деятельность в понимании Закона о торговле не осуществляет; обязательства по соглашению с компанией «ИНТЕРНЕЙШНЛ СПАР ЦЕНТРАЛ Б.В.» исполняются посредством предоставления иным хозяйствующим субъектам права использования  товарных знаков SPAR, EUROSPAR и SPAR EXPRESS путем заключения соответствующих договоров.

Так, в материалы дела представлен сублицензионный договор №01/07 от 01.07.2012, заключенный ООО «СПАР Миддл Волга» (Лицензиат) с ООО «Продукт-сервис» (Сублицензиат).

Пунктом 1.3 указанного договора определено, что Сублицензиат вправе использовать лицензионные Товарные знаки (Знаки обслуживания) на территории Росси         йской Федерации при организации магазинов. Границы магазинов устанавливаются в пределах арендуемой либо принадлежащей на праве собственности Сублицензиату площади. При этом Сублицензиат имеет право использовать лицензионные Товарные знаки (знаки обслуживания) путем их размещения:

- на фасадах, стенах, вывесках, витринах, в торговых залах магазинов Сублицензиата;

- на документации, связанной с деятельностью Сублицензиата по реализации товаров через сеть магазинов.

Таким образом, правила Закона о торговле, в частности часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13, в данном случае распространяются на хозяйствующих субъектов, заключивших с ООО «СПАР Миддл Волга» сублицензионные договоры (либо на ином основании получивших право использования товарного знака «SPAR») и осуществляющих деятельность, связанную с приобретением и реализацией продовольственных товаров.

Поскольку ООО «СПАР Миддл Волга» не является субъектом правоотношений, регламентируемых частью 1 статьи 13 Закона о торговле, анализ иных фактических обстоятельств по настоящему делу правового значения не имеет.

На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

 

решила:

прекратить рассмотрение дела №1352-ФАС52-04/12 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «СПАР Миддл Волга» части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания дискриминационных условий обществу с ограниченной ответственностью «ТД Алтайская крупа» путем создания препятствий доступу на товарный рынок, в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

      В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

  

 

 

Председатель комиссии                                                              Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                          И.А. Кошелева

 

 

                                                                                                    Т.В. Маслова

 

                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                          И.Ю. Давыдочкина

                                                                                                       

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ЮГ-04/7439 [format] => [safe_value] => ЮГ-04/7439 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1352-ФАС52-04/12 [format] => [safe_value] => 1352-ФАС52-04/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Розничная торговля [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 222 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 222 [vid] => 1 [name] => закон о торговле [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-14 11:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-14 11:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1356088927 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )