Результаты мониторинга рынков социально-значимой группы продовольственных товаров на территории Нижегородской области за 4-й квартал 2010 года

Мониторинг рынков социально-значимой группы продовольственных товаров проводится на основании поручения Федеральной антимонопольной службы России от 07.07.2010 № ИА/2738-ПР.

В целях реализации указанного поручения Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области проводит анализ следующих товарных рынков:
1)     рынок муки;
2)     рынок хлеба;
3)     рынок молока;
4)     рынок масла подсолнечного.
Кроме того, на основании поручения Федеральной антимонопольной службы России от 15.10.2010 №ЦА /35238 начиная с 4 квартала 2010г. включен в социально значимую группу продовольственных товаров, по которой проводится ежеквартальный мониторинг цен, сахар.  
Нижегородским УФАС России проанализированы данные, представленные хозяйствующими субъектами в 4 квартале 2010 года, а именно: потребителями/производителями муки, потребителями/производителями сахара, производителями хлеба, а также производителями масла подсолнечного и молока в Нижегородской области. Также определено изменение текущих показателей по сравнению cпредыдущим кварталом и результатами мониторинга 4 квартала 2009 года.
По результатам анализа можно сделать ряд следующих выводов.
I. Как видно из Графика 1, средняя отпускная цена на муку в период со 3 по 4 квартал 2010 года возросла (прирост составил 11,57%). Вместе с тем необходимо отметить, что за период с 4 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года средняя отпускная цена на муку возросла на 49,59%.
График 1
      
График 2
 
На Графике 2 представлено изменение цены в процессе товародвижения хлеба (отпускная цена производителей – розничная реализация товара).
Необходимо отметить, что в период с 3 по 4 квартал 2010 года произошло повышение отпускной цены на хлеб пшеничный и хлеб ржаной (повышение составило 2,8% и 4,8% соответственно). Также произошло повышение цен в магазинах розничной реализации хлебобулочных изделий. В анализируемый период цена на хлеб пшеничный возросла на 1,04%, на хлеб ржаной – на 1,39%. Данная динамика отражена на приведенном выше графике.
II. Еще одним продуктом, входящим в группу социально-значимых продовольственных товаров, является масло подсолнечное рафинированное дезодорированное бутилированное.
Анализ изменения цен проведен в процессе товародвижения произведенной продукции. Динамика цен за период с 4 квартала 2009 по 4 квартал 2010 годов отражена на Графике 3. Средняя закупочная цена на сырье, необходимое для производства масла подсолнечного в 4 квартале 2010 года по сравнению с 4 кварталом 2009 года, возросла на 71,14%, при этом средняя розничная цена на масло подсолнечное в торговых объектах за аналогичный период возросла на 48,02%. Средние отпускные (оптовые) цены на масло подсолнечное производителей за аналогичный период (с 4 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года) возросли на 45,82%, при этом в период с 3 по 4 квартал 2010 года они выросли на 27,68%.
 
 
 График 3
III. Анализ рынка молока в соответствии с поручением проводился по позиции «молоко жирностью 2,5%». На территории Нижегородской области производством молока жирностью 2,5% занимаются пять предприятий.
Сырьем, используемым в производстве нижегородскими предприятиями, служит «сырое» молоко, вследствие чего анализ цен на сухое молоко в данной пояснительной записке не представлен.
На Графике 4 отражено движение цен на анализируемый вид продукции во взаимосвязи закупочных цен на «сырое» молоко, отпускных цен предприятий-производителей молока жирностью 2,5% и цен розничного звена. Так, розничная цена на молоко в 4 квартале 2010 года составила в среднем 30,07 рубля, таким образом, розничные цены в период с 4 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года возросли на 29,36%, отпускные цены на готовую продукцию с заводов-производителей и закупочная цена предприятий на молочное сырье за аналогичный период возросли на 25,42% и 47,26% соответственно.
                                                                                                                                 График 4
        
Вывод. В продолжение мониторинга рынков социально-значимой группы продовольственных товаров, в частности масла подсолнечного, в 4 квартале 2010 года по сравнению с 4 кварталом 2009 года наблюдается повышение отпускной цены на 45,82%, при этом розничные цены в анализируемый период возросли на 48,02%.
Также в 4 квартале 2010 года возросли отпускные и розничные цены на хлеб. Повышение отпускных цен на хлеб пшеничный и хлеб ржаной составило 2,8% и 4,8%, при этом повышение розничных цен на хлеб пшеничный составило 1,04%, на хлеб ржаной – 1,39%.
Ситуация на рынке молока характеризуется повышением закупочных цен на «сырое» молоко и отпускных цен на готовую продукцию. Также в 4 квартале 2010 года возросли розничные цены на молоко жирностью 2,5%, рост составил 14,85%.