Результаты мониторинга рынков социально-значимой группы продовольственных товаров на территории Нижегородской области за 1-й квартал 2011 года

Мониторинг рынков социально-значимой группы продовольственных товаров проводится на основании поручения Федеральной антимонопольной службы России от 07.07.2010 № ИА/2738-ПР.
В целях реализации указанного поручения Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области проводит анализ следующих товарных рынков:
1)     рынок муки;
2)     рынок хлеба;
3)     рынок молока;
4)     рынок масла подсолнечного.
Кроме того, на основании поручения Федеральной антимонопольной службы России от 15.10.2010 №ЦА /35238, начиная с 4 квартала 2010 года, Управлением проводится ежеквартальный мониторинг цен на сахар.  
Нижегородским УФАС России проанализированы данные, представленные хозяйствующими субъектами в 1 квартале 2011 года, а именно: потребителями/производителями муки, потребителями/производителями сахара, производителями хлеба, а также производителями масла подсолнечного и молока в Нижегородской области. Также определено изменение текущих показателей по сравнению cпредыдущим кварталом и результатами мониторинга 4 квартала 2009 года.
По результатам анализа можно сделать ряд следующих выводов.
I. Как видно из Графика 1, средняя отпускная цена на муку в период с 4 квартала 2010 года по 1 квартал 2011 года возросла (прирост составил 9,67%); за период с 4 квартала 2009 года по 1 квартал 2011 года рост средней отпускной цены на муку составил  64,06%.
 
График 1
      
 
 
График 2
На Графике 2 представлено изменение цены в процессе товародвижения хлеба (отпускная цена производителей – розничная реализация товара).
Необходимо отметить, что в период с 4 квартала 2010 года по 1 квартал 2011 года произошло повышение отпускной цены на хлеб пшеничный и хлеб ржаной (повышение составило 6,2% и 3,9% соответственно). Также произошло повышение цен в магазинах розничной реализации хлебобулочных изделий. В анализируемый период цена на хлеб пшеничный возросла на 6,79%, на хлеб ржаной – на 6,18%. Данная динамика отражена на приведенном выше графике.
II. Еще одним продуктом, входящим в группу социально-значимых продовольственных товаров, является масло подсолнечное рафинированное дезодорированное бутилированное.
Анализ изменения цен проведен в процессе товародвижения произведенной продукции. Динамика цен за период с 4 квартала 2009 по 1 квартал 2011 годов отражена на Графике 3. Средняя закупочная цена на сырье, необходимое для производства масла подсолнечного в 1 квартале 2011 года по сравнению с 4 кварталом 2009 года, возросла на 78%, при этом средняя розничная цена на масло подсолнечное в торговых объектах за аналогичный период возросла на 63,1%. Средние отпускные (оптовые) цены на масло подсолнечное производителей за аналогичный период (с 4 квартала 2009 года по 1 квартал 2011 года) возросли на 53,5%, при этом в период с 4 квартала 2010 года по 1 квартал 2011 года они выросли на 5,27%.
 
 
 График 3
 
III. Анализ рынка молока в соответствии с поручением проводился по позиции «молоко жирностью 2,5%». На территории Нижегородской области производством молока жирностью 2,5% занимаются четыре предприятия (ОАО «Нижегородский молочный завод», ОАО «Кстовский молочный завод», ОАО «Княгининское сухое молоко»,           ОАО «Павловский молочный завод»).
Сырьем, используемым в производстве нижегородскими предприятиями, служит только «сырое» молоко, вследствие чего анализ цен на сухое молоко в данной пояснительной записке не представлен.
На Графике 4 отражено движение цен на анализируемый вид продукции во взаимосвязи закупочных цен на «сырое» молоко, отпускных цен предприятий-производителей молока жирностью 2,5% и цен розничного звена. Так, розничная цена на молоко в 1 квартале 2011 года составила в среднем 30,07 рубля, таким образом, розничные ценыв период с 4 квартала 2009 года по 1 квартал 2011 годавозросли на 29,36%,отпускные ценына готовую продукцию с заводов-производителей и закупочная цена предприятий на молочное сырье за аналогичный период возросли на 47,31%. Однако необходимо отметить, что отпускные цены производителя, закупочные цены на «сырое» молоко и розничные цены на молоко жирностью 2,5% в период с 4 квартала 2010 года по 1 квартал 2011 года практически неизменны.
 
                                                                                                                                
 График 4
        
Вывод. В продолжение мониторинга рынков социально-значимой группы продовольственных товаров, в частности масла подсолнечного, в 1 квартале 2011 года по сравнению с 1 кварталом 2010 года наблюдается повышение отпускной цены на 51,96%, при этом розничные цены в анализируемый период возросли на 62,31%.
Также в 1 квартале 2011 года по отношению к 4 кварталу 2010 года возросли отпускные и розничные цены на хлеб. Повышение отпускных цен на хлеб пшеничный и хлеб ржаной составило 6,2% и 3,9% соответственно, при этом повышение розничных цен на хлеб пшеничный составило 6,79%, на хлеб ржаной – 6,18%.
Ситуация на рынке молока характеризуется стабильностью закупочных цен на «сырое» молоко, отпускных цен на готовую продукцию и розничных цен на молоко жирностью 2,5%.