Администрация г.Нижнего Новгорода нарушила антимонопольное законодательство

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 6 сентября 2013 года администрация города Нижнего Новгорода признана нарушившей части 1, 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с наделением муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта» функциями органа местного самоуправления по контролю за организацией транспортного обслуживания населения города, в том числе за соблюдением перевозчиками маршрутов, графиков движения транспортных средств на маршрутах, а также в связи с созданием МП «ЦДС» преимущественных условий деятельности на товарном рынке, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явилось обращение индивидуального предпринимателя Семенова Романа Дмитриевича по вопросу законности возложения органом местного самоуправления на перевозчиков обязанностей по обеспечению диспетчерского обслуживания. По мнению предпринимателя, «диспетчеризация работы пассажирского транспорта» является составной частью функции органа местного самоуправления по контролю за организацией транспортного обслуживания населения города, и выполнение данной функции не должно перекладываться на перевозчиков, выполняющих перевозки автомобильным транспортом.

Посчитав, что в действиях администрации есть признаки нарушения, 11 марта 2013 года Нижегородское УФАС России возбудило дело о нарушении ей частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Частью 3 установлен запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе, функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что между МП «ЦДС» и Администрацией происходит обмен информацией о работе пассажирского транспорта, в том числе сведениями о соблюдении перевозчиками маршрутов и графиков движения транспортных средств, о заключении либо расторжении перевозчиками договоров с МП «ЦДС» на абонентское обслуживание в системе «АСУ-Навигация».

Получаемые МП «ЦДС» в рамках своей деятельности сведения необходимы департаменту транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода для осуществления возложенных на него функций по анализу состояния транспортного комплекса, маршрутной сети города, разработке маршрутной сети, утверждения расписания движения пассажирского транспорта.

Кроме того, комиссией установлено, что за несоблюдение графиков и маршрутов движения транспортных средств перевозчиками по данным МП «ЦДС» (в рамках заключенных договоров на абонентское обслуживание) к перевозчикам применяется ответственность в виде расторжения договора на выполнение пассажирских перевозок с Департаментом.

По результатам рассмотрения дела комиссия Нижегородского УФАС России признала факт нарушения администрацией города частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции и выдала предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.