Рискованные игры

Заместитель руководителя Нижегородского УФАС Сергей Смирнов проанализировал проблемы регулирования рекламы на рынке финансовых услуг

 

 

Семинар на тему «Соблюдение СМИ требований действующего законодательства, реклама и информация финансовых услуг, распространяемая СМИ» прошел в Управлении Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу 25.05.2015.

Его участниками стали руководитель Управления Роскомнадзора по ПФО Наталья Альхимович, начальник Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе Центрального банка Российской Федерации Олег Чупалов, начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по ПФО Татьяна Павельева. А также представители региональных СМИ.

 

Информация дороже денег

За минувший год Нижегородским УФАС России рассмотрено 14 дел о нарушении статьи 28 ФЗ «О рекламе». По итогам рассмотрения вынесено 14 решений, выдано 15 предписаний, нарушители привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, привел статистику Сергей Смирнов.

- В число нарушителей попали журналы «Viva Fiesta» и «Глянец в Дзержинске», радио «Коммерсант FM –Н.Новгород» - ООО «Радио-Резонанс», АО «Райффайзенбанк», Центр социальных займов «Семейный капитал», ОАО «Уральский банк реконструкции и развития», ОАО «Альфа-Банк, ЗАО «ВТБ-24» и другие, - конкретизировал он. - Все проштрафившиеся привлечены к административной ответственности. Суммарно штраф за нарушения статьи 28 ФЗ «О рекламе» составил 954 тысячи рублей.

В нынешнем  году уже возбуждено 4 дела по статье 28 ФЗ «О рекламе». Признаны виновными «КПК «Центр сбережений», «КПК «Удобно сбережения»,  ООО «Актив» - издатель газеты «Городская рекламная газета «Арена рекламных возможностей».

Беспокойство заместителя руководителя Нижегородского УФАС вызывает количество дел, возбуждаемых по статье 28 ФЗ «О рекламе» в отношении микрофинансовых организаций, в том числе потребительских кооперативов.

Эти организации, в основном, зарегистрированы на территории иных субъектов РФ. Но реклама распространяется либо на объектах наружной рекламы, либо в местных СМИ. А это дает возможность возбуждать и рассматривать дела на территории совершения правонарушения.

 

Примерам несть числа

Ситуацию иллюстрирует дело, рассмотренное в этом году в отношении казанского Кредитно-Потребительского кооператива «Сберфинанс».

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обратилась потребитель. Поверив размещенной в декабре 2014 года в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» рекламе: «Сберфинанс – всегда вместе. Кредитный потребительский кооператив. Информация для пайщиков. Принимаем сбережения под выгодный процент до 7% ежемесячно на 12 месяцев… КПК «СберФинанс» работает на основании ФЗ от 18.07.2009 №190-ФЗ и является членом СРО НП МСКК «Опора кооперации»…», она заключила договор о передаче своих сбережений.

Однако в силу части 3 статьи 35 Федерального закона от 08.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив обязан вступить в соответствующую саморегулируемую организацию (СРО). Выходя из членов СРО, кредитные потребительские кооперативы лишаются разрешения на осуществление деятельности. Поскольку КПК «Сберфинанс» 08.12.2014г. был исключен из членов СРО НП «Межрегиональный союз кредитных кооперативов «Опора кооперации» (www.oporacoop.ru), он не имел права принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива.

Комиссия Нижегородского УФАС России 02.04.2015 г признала рекламу КПК «Сберфинанс» ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе». Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что ответственность за нарушение требований статьи 7 Закона о рекламе, несут рекламодатель (часть 6), рекламораспространитель (часть 7). Таковыми в этом случае стали КПК «Сберфинанс» и ООО «Литера», издатель газеты «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей». В результате не только КПК «Сберфинанс», но и ООО «Литера» были привлечены Управлением к административной ответственности…

…В мае 2015 года в Нижегородское УФАС России из прокуратуры Ленинского района города Нижнего Новгорода поступило постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Актив». Прокуратурой выявлено, что в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» (выпуск №13 (285) от 03.04.2015) размещено сообщение: «Займы работающим неофициально, иногородним, пенсионерам, с плохой кредитной историей, помощь в получении, 8-920-022-41-41. ООО «Актив».

Установлено, что ООО «Актив» не осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов. Однако в июне 2014 года это общество заключило договор с ООО «Авто Трейд Финанс», по условиям которого ООО «Актив» осуществляет деятельность по привлечению граждан и организаций для получения услуг ООО «Авто Трейд Финанс». А в марте 2014 года руководитель ООО «Актив» заключил соглашение с ОАО «Городская сберегательная касса», по условиям которого обязался осуществлять деятельность по привлечению третьих лиц для получения займов у ОАО «Городская сберегательная касса».

Руководитель ООО «Актив» пояснил, что это возглавляемое им учреждение не является микрофинансовой организацией и займы клиентам не выдает.

В силу положений части 13 статьи 28 Закона о рекламе, не допускается реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите.

Установлено, что ООО «Актив» в декабре 2012 года заключило договор с ООО «Медиа-Лайнер» на размещение рекламы в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей». В соответствии с изложенным ООО «Актив» разместило в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» рекламу услуг по предоставлению потребительских займов без занятия обществом профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, рекламное сообщение ООО «Актив», размещенное ООО «Медиа-Лайнер» в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» (выпуск №13 (285) от 03.04.2015) противоречит требованиям части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Руководитель ООО «Актив» признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере четырех тысяч рублей.

- Ответственность за нарушение требований ФЗ «О рекламе» распределена между участниками и определена в статье 38. Так в соответствии с частью 6 статьи 38 рекламодатель отвечает за нарушение требований всех частей статьи 28. А в соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушения требований частей 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе». А рекламопроизводитель несет ответственность за всю статью 28, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине, - подчеркивает заместитель руководителя Нижегородского УФАС Сергей Смирнов. - Сам факт нарушения ФЗ «О рекламе» является обязательным для привлечения к административной ответственности. За нарушение статьи 28 ФЗ «О рекламе» ответственность предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Кстати, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей. А на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч.

Справка

ФЗ «О рекламе» выделил в отдельную статью №28 требования к рекламе финансовых услуг.

Так в соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Часть 2 этой статьи определила, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:

1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Причем, определение финансовой услуге дано в пункте 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»: финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пункт 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции дает понятие финансовой организации.

Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг

В 2014 году вступили в действие изменения в часть 3 этой статьи, добавившие требования  к рекламе займов. Теперь данная статья звучит так: «Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее».