Время социального управления

Попытка заменять мнения людей своими директивами к успеху не приводит

Рейтинг регионов по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды за прошлый год, который впервые составила Федеральная антимонопольная служба России, проанализировал на брифинге 15.06.2015 руководитель Нижегородского УФАС Михаил ТЕОДОРОВИЧ.

 

 

К неожиданности для многих оказалось: хотя Нижегородская область в 2014 году стала пилотом во внедрении Стандарта развития конкуренции субъектов РФ, в рейтинге она заняла 51-53 место среди возможных 68, поделив эту ступень с Амурской областью и Удмуртией.

Почему?

При внимательном рассмотрении можно заметить: структура рейтинга не коррелирует с размером субъекта РФ - его расположением в том или ином федеральном округе, его расположением относительно относительно транспортных коридоров или географических границ. В лидерах – не только крупные субъекты федерации: Новосибирская область, Москва, Санкт-Петербург, но и менее крупные Рязанская и Смоленская области.

Рейтинг составлялся на основе четырех критериев. Первый - количество (в том числе прироста или сокращения) предприятий. Принималось во внимание, что большее число хозяйствующих субъектов и лучшая динамика появления на рынке новых игроков свидетельствуют о более лучшем состоянии конкурентной среды в регионе. Поэтому были важны количество хозяйствующих и количество вновь образованных хозяйствующих субъектов за предыдущий календарный год; прирост илиуменьшение общего их числа за предыдущий год.

Второй критерий - состояния законности в сфере защиты конкуренции. Для оценки использовались показатели «Количество заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, поступивших в территориальные органы ФАС России от граждан и организаций в расчете на одного хозяйствующего субъекта» и «Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных территориальными органами ФАС России в расчете на одного хозяйствующего субъекта». Они рассчитывались на основе ведомственной периодической отчетности ФАС России за соответствующий отчетный период.

Третий критерий - состояние конкуренции на сопоставимых товарных рынках. Для оценки использовались результаты анализа состояния конкуренции отдельных товарных рынков за 2013-2014 гг., проведенных ФАС России.

Четвертым критерием стали результаты опроса Росстатом хозяйствующих субъектов о состоянии конкурентной среды в ряде отраслей. Учитывалась доля положительных ответов в рамках данных государственного статистического наблюдения на вопросы:

- За истекший период состояние конкурентной среды улучшилось?

- За истекший период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше?

- За истекший период уровень недобросовестной конкуренции снизился?

Итоговое место субъекта РФ определялось по сумме рангов с учетом коэффициентов, определяющих вес указанных направлений.

 

 

Другие регионы больше успели за в тех четырех позициях, которые легли в основу рейтинга, который составила ФАС, как профильная федеральная структура. С оговоркой: любой рейтинг – это некоторое упрощение, невозможно описать целостную жизнь региона, работу губернатора и его команды, через некие цифры. Однако именно этот набор цифр принято считать объективным, поскольку это дает основание сравнивать жизнь регионов, полагает Михаил Теодорович.

Первая позиция – количество предприятий реального сектора: малого и среднего бизнеса. Если оно сокращается, или, как в нижегородском регионе, растет медленнее, чем у других, значит, что-то не так. Хотя для этого могут быть причины и объективные, и субъективные. Это сигнал для того, чтобы провести тщательный анализ, поставить диагноз, и работать в том числе, с теми самыми объективными причинами. Вторая позиция – количество жалоб на нарушение антимонопольного законодательства. Третья  - состояние товарных рынков: объем продаж на них, развитие либо депрессия, концентрация либо торжество конкуренции на рынках. Хотя Нижегородской области в наследство от Советского Союза достался уникальный рынок переработки вторсырья, на нем остались единичные игроки. Предприятия банкротятся, следствием чего может стать сокращение количества предприятий и потеря этого товарного рынка, что негативно скажется на рейтинге субъекта федерации. Надо видеть эти проблемные рынки и работать с банками и субъектами, закладывая это в инвестиционные программы. Четвертая позиция – независимый опрос о состоянии конкуренции. Люди откровенно говорят в них, как они оценивают ситуацию, и нужно стараться услышать, что они говорят. Это системная работа, которую нужно делать, ни смотря ни на что.

- Встраиваться нужно в ту реальность, которая есть – утверждает руководитель нижегородского конкурентного ведомства. – Если субъекты федерации оценены федеральным центром определенным образом, то исходя из этой реальности центр будет планировать свою работу. Этот рейтинг – ключ к пониманию собственного потенциала. Надо посмотреть на первых, сравнить с собой, и станет понятно, что нужно делать, чтобы оказаться первым.