Для глобального потепления инвестиционного климата

Михаил Теодорович проанализировал итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата-2015 на брифинге в Нижегородском УФАС России.

АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» составило Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Нижегородская область оказалась в нем на 46-м месте из 76.

По замыслу составителей, рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Если в прошлом году пилотная апробация прошла в 21 регионе, то сейчас оценивались условия для бизнеса почти во всех субъектах Российской Федерации (исключение составили Крым и Севастополь и ряд регионов с низкой выборкой). Оценка регионов проводилась по 50 показателям с привлечением более 200 тысяч предпринимателей. Согласно результатам, в пятерку лидеров вошли: Республика Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области.

Система показателей разработана с учётом мнений представителей бизнеса, деловых объединений, федеральных и региональных органов власти и независимых экспертов. Рейтинг состоит из 45 показателей, которые группируются в 18 факторов, которые в свою очередь группируются в 4 направления: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Так что рейтинг - часть совокупной оценки эффективности работы региональной команды, утверждают составители рейтинга.

- Методика составления рейтинга вызывает вопросы с точки зрения прикладной социологии: она привязана к неким средним по стране показателям, а не к абсолютным цифрам,- отмечает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаил Теодорович. – Человека, проходящего через процедуру согласования документов, ориентирует ограничения сроков оформления, а не то, насколько это соответствует средненормативным данным данным по стране.

Если речь идет о рейтинге инвестиционной привлекательности, то по смыслу слова «привлекательность» должны быть учтены позиции, которые важны для инвесторов и оценены ими. В частности, речь может идти о размере отдачи от инвестиций, сопоставимых сроках окупаемости инвестиционных проектов, и прочих вещах, которые так или иначе характеризуют эффективность инвестиционных вложений.

Второе важное соображение: составленный Агентством стратегических инициатив Национальный рейтинг инвестиционного климата не единственный в числе тех, посредством которых оценивается состояние социально экономической сферы региона. Рейтинг регионов по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды за прошлый год, который впервые составила Федеральная антимонопольная служба России, также описывает жизнь региона в каких-то других фактах, хотя любопытно то, что позиции региона в обоих рейтингах близки: 46-е и 51-53 место.

Но если в рейтинге, который составила Антимонопольная служба, учитывается удовлетворенность конечного потребителя государственной услуги действиями государства, то рейтинг инвестиционной привлекательности напрямую с этим не связан. В нем, образно говоря, нет человека. Непонятно, кому и что нужно сделать, чтобы этот показатель стал выше, если такая задача будет поставлена.

Позиция Нижегородского УФАС России состоит в том, что при разнообразии рейтингов важно составлять их так, чтобы по структуре показателей было понятно, что сделать, чтобы его улучшить. Чтобы в базе лежали одни и те же фундаментальные вещи: удовлетворение конечного потребителя, будь то бизнес или гражданин, покупатель. Удовлетворенность не какими-то фактами, не количеством денег, которые инвесторы вложили в территории конкретных субъектов Российской Федерации, а состоянием конкурентной среды, возможностью добиваться успеха. Это фундаментальный показатель, который лежит в базе любого успеха в выбранных направлениях деятельности.

- Наше предложение представителям правительства области состоит в том, чтобы вместе подумать, как в рамках Дорожной карты развития конкуренции запланировать и осуществить действия, направленные на развитие конкуренции, региональной экономики, и вместе с тем приводящие к повышению позиций Нижегородской области во всех существующих рейтингах, - подытожил руководитель территориального антимонопольного органа.