Коллизии на рынке услуг по эвакуации транспортных средств

Брифинг на эту тему провел 19.05.2016 Михаил Теодорович.

 

 

Сложившаяся практика, когда множество частных компаний осуществляют предпринимательскую деятельность по эвакуации автотранспортных средств и нормы законодательства сегодня негармоничны друг другу, утверждает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области. В городе зарождаются два новых рынка: услуг по эвакуации и услуг по обеспечению ответственного хранения транспорта на штрафных стоянках. Они должны быть встроены в антимонопольное законодательство.

 

 

Вопрос о местах стоянки автомобилей стоит остро: выбирая маршрут, гражданин думает, где легче припарковаться, чтобы не попасть под эвакуатор. Возникает противостояние этих двух рынков со смежными: рынками услуг, торговли, развлечений. Хитро расставив знаки «стоянка запрещена», подогнав туда эвакуатор, можно достаточно быстро лишить заведение клиентов, а значит, и жизни. Этот вопрос становится средством экономической борьбы, что влияет на конкурентную среду и экономику города. Нижний Новгород должен развиваться, как центр услуг, как город въездного туризма, но знакомство с достопримечательностями для приезжающих на автомобилях туристов рискует обернутся эвакуацией их средства передвижения на штрафстоянку. Вокруг возникает теневой рынок услуг «шерп» по доставке на место эвакуации.

Практика, когда в этот процесс втянуты органы полиции и ДПС неправильна. Есть список из 9 эвакуаторов – кому позвонит инспектор? Если бы работала единая диспетчерская служба, она имела бы четки инструкции, как действовать. Если бы город был районирован на территории, закрепленные за определенными игроками, тоже было б все понятно. Если этого нет, возникает ситуация, не свободная от коррупциогенности.

Чтобы таких коллизий не возникало, нужно, чтобы процесс формирования новых рынков был абсолютно прозрачен и защищен от произвола, размышляет Михаил Теодорович.

На ранних этапах обсуждения областного закона - в рамках депутатских слушаний, а также направляя предложения в соответствующие структуры - Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области делилось своим видением по организации этих двух рынков. Они не были услышаны в полном объеме, о чем свидетельствует поступающий в территориальный антимонопольный ведомство поток жалоб.

В апреле прошлого года Нижегородское УФАС возбудило дело в отношении администрации г. Нижнего Новгорода по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Администрации города было выдано два предписания: в срок до 01 мая 2016 года провести разъяснительную работу среди должностных лиц по порядку применения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». А также в срок до 01 мая 2016 года разработать нормативный акт, устанавливающий порядок отбора специализированных организаций осуществляющих перемещение и хранение задержанных автотранспортных средств на специализированных стоянках Нижнего Новгорода. Они не были выполнены.

Суд поддержал позицию Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в дискуссии с городом.

По мнению Михаила Теодоровича, нужен закон, являющийся частью мер по повышению конкурентноспособности, по развитию, по обеспечению условий для максимально интенсивного развития Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Нужны дифференцированные полномочия в зависимости от местных условий субъектов местного самоуправления. Необходима прозрачная, безбарьерная, защищенная от произвола процедура информирования и доступа к возможности работы в качестве эвакуатора или штрафстоянки. Нужна дифференциация в географическом, территориальном смысле - здесь несомненная роль должна принадлежать городу или его району. Экономика деятельности эвакуаторов также может дифференцироваться.

Штрафстоянки должны работать по принципу единого окна. Основными критериями отбора для работы на этом рынке могут быть типы эвакуаторов, водительские категории, разрешительные документы на владением транспортными средствами, а также опыт выполнения подобных работ в городской среде.

- Нижегородское УФАС России готово участвовать в обсуждении закона, - подчеркнул руководитель территориальной антимонопольной службы.

Справка

13 апреля 2015 г. в Нижегородское УФАС России поступило заявление физического лица на действия Управления ГИБДД ГУ МВД по Нижегородской области при организации эвакуации и хранения задержанного автотранспорта.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что частью 10 статьи 27.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

Перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории города Нижнего Новгорода осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 31.07.2012 №101-3 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств» (далее - Закон).

В соответствии со ст. 2 Закона специализированная организация - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие на любом законном праве специализированной стоянкой и (или) эвакуатором и осуществляющие перемещение задержанного транспортного средства и (или) его хранение на специализированной стоянке.

Перечень специализированных организаций, осуществляющих на территории Нижегородской области деятельность по перемещению задержанных транспортных средств и (или) их хранению на специализированных стоянках, с указанием мест нахождения специализированных стоянок размещен на официальном сайте Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (http://mintrans.government-nnov.ru).

Согласно письму Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (вх.4634 от 17.07.15), основанием для включения в данный перечень специализированных организаций является обращение муниципального образования, на территории которого располагается данная организация.

Согласно информации размещенной на сайте Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (http://mintrans.government-nnov.ru) на территории г.Н.Новгорода 9 организаций осуществляют перемещение и хранение задержанных транспортных средств (ЗАО «Сарус», ООО «Варяг», ООО «Вересень», ООО «Волготехстрой», ООО «Инвестстрой», ООО «Компас», ООО «Онтранс-НН», ООО «Ритм», ООО «Соло»).

Анализ приведенных выше документов свидетельствует о том, что администрация г.Н.Новгорода является органом, который наделяет хозяйствующих субъектов статусом - специализированная организация.

Таким образом, несмотря на отсутствие в законодательстве требований к порядку отбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных автотранспортных средств, а так же отсутствие императивных норм, предусматривающих проведение конкурсного отбора, имеет место ограничение конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по перемещению и хранению автотранспортных средств, не имеющих статуса специализированных организаций.

22 апреля 2015 г. в отношении Администрации г.Н.Новгорода  возбуждено дело №1058-ФАС52-10/15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России.

12.02.2016 г. на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Нижегородское УФАС России направило в адрес ответчика  предупреждение о необходимости совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 29.02.2016 г. разработать нормативный акт, регулирующий (устанавливающий) порядок отбора специализированных организаций осуществляющих перемещение и хранение задержанных автотранспортных средств на специализированных стоянках г.Н.Новгорода.

Администрация города Нижнего Новгорода с выданным Предупреждением не согласилась и обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области.

28.03.2016 г. Нижегородским УФАС России, в отношении Администрации г.Н.Новгорода вынесено решение, в соответствии с которым Администрация г.Н.Новгорода была признана нарушившей ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая выявленные нарушения антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения дела №1058-ФАС52- 10/15, комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи администрации г.Н.Новгорода предписаний:

- в срок до 01 мая 2016 года провести разъяснительную работу среди должностных лиц Администрации г.Н.Новгорода по порядку применения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- в срок до 01 мая 2016 года разработать нормативный акт, регулирующий (устанавливающий) порядок отбора специализированных организаций осуществляющих перемещение и хранение задержанных автотранспортных средств на специализированных стоянках г.Н.Новгорода.

В установленный срок предписания не исполнены.

16.05.2016 по результатам рассмотрения дела Арбитражным судом Нижегородской области в заявленных требованиях Администрации города Нижнего Новгорода отказано.