«Мусорная» тема

Идею конкурентной схемы вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов анализировали в Нижегородском УФАС России

 

 

Члены Общественно-консультативного Совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области собрались вчера, 26.05.2016, чтобы обсудить вопрос обеспечения законных интересов граждан, справедливой конкуренции при организации перевозки и утилизации твердых коммунальных отходов в Нижегородской области.  Часом ранее руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаил Теодорович провел брифинг на ту же тему для журналистов.

 

 

Принятый Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ носит рамочный характер: основные правила организации вывоза твердых коммунальных отходов на территории региона устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ, напомнил руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович. Однако многие подзаконные акты на уровне региона еще не приняты.

 

 

В частности, правительство Нижегородской области должно само определить полномочный орган, которым, возможно, станет министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. В рамках региональной программы, которую планируют разработать, будут подготовлены конкурсная документация по выбору региональных операторов и проекты соглашений.

 

 

В преддверии появления регионального оператора Нижегородское УФАС предложило областному правительству систему открытых торгов на понижение цены между перевозчиками мусора за право вывозить твердые коммунальные отходы на тот или иной полигон с определенной территории.

Михаил Теодорович представил свое видение оптимизации схемы работы этого рынка. В зависимости от вместимости полигонов ТКО разделить их на квоты, разработав некую единицу измерения мусора. За эти квоты на открытых торгах будут соревноваться перевозчики, играя на понижение их стоимости. Победитель с самой низкой ценой, плюсуемой впоследствии к общему тарифу расценок полигона, получит право возить мусор в пределах своей квоты на этот полигон. Перевозчик-обладатель квоты сможет также конкурировать с другими участниками за право вывозить мусор из определенного района.

Проводящий торги региональный оператор во избежание монополизации рынка должен быть госорганом, а не частной компанией, которая может быть аффилирована с тем или иным участником рынка ТБО, полагает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области. Один игрок также не сможет выкупать более четверти квот. Причем расплачиваться с перевозчиками следует только после того, как они привезут отходы на полигон, дабы соблазна бесплатно разгрузить мусор в лесочке не возникало.

Предложения будут внесены в правительство Нижегородской области в качестве рекомендаций, подчеркнул Михаил Теодорович. Необходимо обратить внимание, что в процессе их разработки не должны нарушаться основные принципы, сохраняющие конкурентные отношения на этом рынке.

 

 

В частности, нельзя допустить сокращение количества уже действующих на рынке игроков через предъявление к ним необоснованных требований.

Справка

С 01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» (далее – Федеральный закон №458-ФЗ), в котором отражены кардинально новые принципы организации работы по обращению, хранению, утилизации и обезвреживанию ТБО.

Указанным Федеральным законом вводится понятие «региональный оператор». Согласно статье 26.4 Федерального закона №458-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы исполнительной власти обязаны заключить соглашение с региональным оператором.

Как следствие этих изменений - коммунальная услуга по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов будет прописываться отдельной строкой в квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Это услуга станет реализовываться через регионального оператора. То есть ,с 01 января 2016 года (согласно требованиям федерального законодательства) управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, получая от населения плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО. Для этого именно обслуживающие организации (УО, ТСЖ, ЖСК) заключают с региональным оператором соответствующий договор согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Что касается собственников частного жилого дома или части жилого дома, то они заключают договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую.

Региональный оператор по обращению с ТКО не имеет права отказать собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, так как с его стороны данный договор – публичный.

Со своей сторонысобственник ТКОобязуется оплачиватьуслуги регионального оператора согласно утвержденному единому тарифу на услугу регионального оператора.

Однако, по состоянию на текущую дату, по информации, предоставленной в Управление, ситуация, сложившаяся на рынке оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов и утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов осталась прежней.

До настоящего времени региональный оператор по обращению с ТКО в Нижегородской области  не утвержден, региональная программа не разработана.

По имеющейся информации, указанные мероприятия планируется осуществить в 2017 году.

В 2015 году в адрес Нижегородского УФАС России поступало значительное количество обращений, как физических лиц, так и хозяйствующих субъектов, связанных с принятием правительством Нижегородской области постановления от 23.06.2015 №393 «Об утверждении Положения о порядке сбора, условиях и способах вывоза (транспортирования), обработки и размещения бытовых (твердых коммунальных) и промышленных отходов на территории Нижегородской области» (далее – постановление правительства №393).

24.09.2015г. в отношении правительства Нижегородской области возбужденно дело №1390-ФАС52-10/15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 10 марта 2016 г. по указанному делу принято решение, в соответствии с которым правительство Нижегородской области признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части совершений действий направленных на ограничение конкуренции среди хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на рынке оборота ТКО.

В связи с принятием 25 января 2016 года постановления правительства Нижегородской области №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области», постановление правительства № 393 «Об утверждении Положения о порядке сбора, условиях и способах вывоза (транспортирования), обработки и размещения бытовых (твердых коммунальных) и промышленных отходов на территории Нижегородской области» признано утратившим силу, в связи с этим, предписание правительству Нижегородской области не выдавалось.

В настоящее время в Нижегородском УФАС России  находятся на рассмотрении три заявления хозяйствующих субъектов относительно правомерности требований, установленных в постановлении правительства Нижегородской области от 25 января 2016 года №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области».