Поступило письмо губернатора

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 20.09.2016 поступило письмо.

В нем разъясняется позиция губернатора Валерия Шанцева относительно заявления, сделанного заместителем главы региона Дмитрием Сватковским на заседании комитета Законодательного Собрания по социальным вопросам 17 августа 2016 года.

На заседании Комитета по социальным вопросам Законодательного собрания Нижегородской области, состоявшемся 17.08.2016, рассматривалось Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 25.03.2016 года № МТ-10/2614 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, указывающие на необходимость принятия мер по отмене Закона Нижегородской области от 28 января 2016 года № 1-з «О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области».

В ходе обсуждения заместителем губернатора Нижегородской области Дмитрием Сватковским в присутствии депутатов Законодательного собрания и иных лиц было сделано заявление о том, что Нижегородское УФАС России в целом, и его руководитель в частности, действуют «в интересах коммерческих организаций».

В связи с вышеизложенным, Нижегородское УФАС России направило в адрес правительства Нижегородской области письмо с предложением представить информацию, подтверждающую данное утверждение, либо опровергнуть его.

20.09.2016 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило письмо от правительства Нижегородской области, подписанное губернатором Валерием Шанцевым.

В нем разъясняется позиция органов исполнительной власти Нижегородской области по вопросу оказания услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций региона. Данное письмо не содержит фактов, доказывающих правоту утверждения Дмитрия Сватковского.

Таким образом, Управление полагает, что данное заявление губернатором фактически опровергнуто.

Справка

Напомним, 25.01.2016 в Нижегородское УФАС России поступил проект Закона Нижегородской области о наделении государственного предприятия Нижегородской области Нижегородской области «Нижегородская областная Фармация» исключительными полномочиями на территории региона на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций для предварительной оценки предлагаемого законопроекта на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

Негативно оценивая рассматриваемый законопроект, территориальный антимонопольный орган представил обоснованную позицию по данному вопросу Законодательному собранию Нижегородской области.

Несмотря на указанные обстоятельства 28.01.2016 принят Закон Нижегородской области № 1-З «О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области». Статьей 1 Закона единственным исполнителем по оказанию соответствующих услуг в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе определено государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородская областная фармация».

Схема закупок, которая предусматривается Законом Нижегородской области от 28.01.2016 № 1-З признана незаконной решением Нижегородского УФАС России (решение от 15.05.2015 по делу № 70-ФАС52-10/15), решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.09.2015, Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 (дело № А43-14334/2015) и Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.02.2016 (дело № А43-14334/2015).

Необходимо также отметить, что в других регионах Приволжского федерального округа – например, в Ульяновской области, Удмуртской Республике, Республике Башкортостан и др.) регулярно проводят конкурентные закупочные процедуры на оказание услуг по обеспечению лекарственными средствами. А Верховным судом Республики Тыва положения закона Республики Тыва, наделяющие государственное предприятие полномочиями, аналогичными указанным в Законе Нижегородской области от 28.01.2016 № 1-З, по иску прокурора Республики признаны противоречащими федеральному законодательству.

Помимо того, что Закон Нижегородской области от 28.01.2016 № 1-З закрепляет механизм закупок, противоречащий Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», он также несет угрозу закрепления ситуации, устраняющей возможность существенной экономии бюджетных средств, поскольку не предусматривает выбор поставщика конкурентным способом, подразумевающим состязательность хозяйствующих субъектов, при котором могут быть выявлены лучшая цена и лучшие условия. Закрепление полномочий единственного поставщика – ГП НО «НОФ» в законе Нижегородской области в отсутствие процедуры проведения торгов лишает потенциальных участников поставок лекарственных средств и медицинских изделий возможности принять участие в конкурентной борьбе и предложить наиболее выгодную цену, что позволило бы сэкономить бюджетные средства Нижегородской области.

Следствием принятого Закона является фактическое устранение субъектов, осуществляющихсвою деятельность на данном рынке, и отсутствие возможности с их стороны влияния на условия обращения товара на соответствующем рынке.

Эти обстоятельства в соответствии с подпунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции являются признаками ограничения конкуренции. Таким образом, рынок услуг по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на территории Нижегородской области фактически ликвидируется.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Законодательному собранию Нижегородской области 25.03.2016 выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Законодательному собранию Нижегородской области необходимо принять меры по отмене Закона Нижегородской области от 28.01.2016 № 1-З «О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области».