Михаил Теодорович проанализировал потенциальные риски введения института региональных операторов

Руководитель Нижегородского УФАС России принял участие в круглом столе на тему: «Новая реформа системы обращения с отходами: больше плюсов или минусов?», который 15.11.2016 прошел в пресс-центре газеты «Комсомольская правда».

 

 

Новая модель государственного регулирования в сфере обращения с отходами отличается децентрализацией полномочий. В частности, часть полномочий делегируется на уровень субъектов федерации.

 

 

Это позволяет адаптировать их к локальным, в частности, региональным и муниципальным экономическим и иным условиям. И уже за счет этого она становится более адресной, а значит, потенциально менее затратной. Она должна способствовать к тому, чтобы отношения полностью перешли в рамки правового поля, полагает руководитель Нижегородского УФАС России. Во-первых, вводя новый термин «твердые коммунальные отходы», законодатель упорядочивает ситуацию. Во-вторых, с введением института региональных операторов сферы ответственности федерального центра и региональных органов власти детализируют контур отношений экономики этого рынка. Это решение упорядочивает уже сложившуюся практику, ликвидируя риски, в том числе, коррупционного характера, что потенциально обеспечивает возможность замыкания обращения отходов между отходообразователем- генератором и полигоном. Ситуация, когда отходы выгодно сваливать в овраг или лес должна быть исчерпана - законодатель предоставил для этого возможность.

 

 

Но при практическом воплощении этой схемы могут появится вопросы, предупреждает Михаил Теодорович:

 

 

 - Главный их них - конкурентность тех отношений, которые априори должны быть конкурентными. Это, во-первых, вывоз отходов. Во-вторых, адекватность тарифообразования: включение в тариф лишь тех составляющих, которые фактически должны оплачиваться здесь и сейчас. Напомню, в территориальный антимонопольный орган уже поступили обращения операторов-игроков рынка, домоуправляющих компаний, ТСЖ и граждан, - анализирует ситуацию руководитель Нижегородского УФАС России. - Нельзя исключить, что та территориальная схема, которая фактически утверждена и согласована, может не соответствовать антимонопольному законодательству. Оператором, по нашему мнению, может быть государственный орган или государственное учреждение, но никак не хозяйствующий субъект, аффилированный с субъектами этого рынка. Лишь при полном отсутствии экономических интересов на рынке оператор может быть объективным. Мы убеждены в том, что доступ к конкурентным компонентам этого рынка должен проводиться исключительно на основе конкурентных процедур вне зависимости от тех рыночных долей, которые имеют те или иные хозяйствующие субъекты.

Непременное соблюдение этих условий дает возможность рынку существовать так, как предписывает законодательство.

Справка

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения, внесённые в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», предполагающее принципиальное реформирование сферы обращения отходов производства и потребления.

Согласно новым требованиям деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории регионов должна обеспечиваться региональными операторами, выбранными на конкурсной основе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Порядок осуществления деятельности региональных операторов по обращению с отходами будет регламентирован двумя важнейшими документами, обязанность разработать и утвердить которые возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ, а именно: региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.