Обобщенные ответы на вопросы третьих совместных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Нижегородского УФАС России и РСТ Нижегородской области 18.07.2019

 

Вопросы по теме контроля закупок

 

Вопрос:

- Как правильно заказчику установить требования к товарам, если их характеристики выходят за требования ГОСТ?

Ответ:

- Частью 1 статьи 64, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены, основные требования предъявляемые к заказчику при описании объекта закупки.

В Нижегородское УФАС России поступает множество жалоб, связанных с ненадлежащим описанием объектов закупки. При этом, заказчики часто устанавливают излишние требования к показателям, значения которых для заполнения заявки могут быть известны только в результате испытаний или лабораторных исследований.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, если требуемые характеристики товара выходят за пределы, установленные в ГОСТ, то заказчику при составлении документации в обязательном порядке необходимо включить обоснование необходимости использования других показателей.

 

Вопрос:

- Возможна ли подача жалобы на несоответствие в сроках размещения закупки согласно Плана-графика?

Ответ:

- В соответствии с главой 6 Закона №44 любой участник закупки с момента ее размещения на официальном сайте вправе обжаловать ее. При этом, согласно статье 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком формируются планы-графики, которые содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона о контрактной системе Заказчика размещают данные планы-графики в ЕИС.

В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 статьи 7.30 КоАП, частью 1.4 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, антимонопольный орган считает, что при нарушении сроков размещения в ЕИС информации и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе установлена административного ответственность, предусмотренная частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

 

Вопрос:

- Нужно ли применять Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае если предмет закупки включает  товары , включенные в Перечни №№ 1,2 названного Постановления, и не включенные в такие Перечни?

Ответ:

- Для целей  ограничения допуска  отдельных видов мед.изделий  не могут быть предметом одного контракта товары, включенные в Перечень № 1 и не включенные в него.

Для целей осуществления закупки не могут быть предметом одного контракта товары, включенные в Перечень № 2 и не включенные в него.

 

 

Вопрос по теме борьбы с картелями

 

Вопрос:

- Каким образом заказчик определяет начальную максимальную цену, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае невозможности использования методов, указанных в статье 22 Закона о контрактной системе?

Может ли нарушение порядка определения НМЦ контракта в таком случае говорить о наличии сговора?

Ответ:

- В таком случае заказчик вправе применить иные методы определения начальной максимальной цены контракта, при этом обязательно обосновав невозможность применения методов, установленных Законом о контрактной системе. Само по себе нарушение порядка определения НМЦ контракта не может свидетельствовать о наличии антиконкурентного соглашения, лишь в совокупности с иными прямыми либо косвенными доказательствами.

 

 

Вопрос по теме антимонопольного контроля и анализа товарных рынков и торговой деятельности

 

Вопрос:

- В июне 2019 года цены на газ на автомобильных газозаправочных станциях Нижнего Новгорода по сравнению с февралем 2019 выросли на 1 рубль. Прошу разобраться в данной ситуации.

 

Ответ:

- Оптовые и розничные цены на сжиженные углеводородные газы (СУГ) не подлежат государственному регулированию, в связи с чем хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют ценовую политику по реализации нефтепродуктов.

Антимонопольный орган в рамках полномочий, определенных в статье 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон), вправе проверить обоснованность цен только тех хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на товарных рынках.

Исходя из анализа, который был проведен Управлением, на рынках розничной реализации сжиженного углеводородного газа в географических границах Нижегородской области не установлены хозяйствующие субъекты, доля которых превышала бы 35% и, положение которых могло бы быть признано доминирующим.

Согласно мониторингу, проводимому Управлением в еженедельном режиме, средняя стоимость СУГ на АГЗС Нижнем Новгороде по состоянию на 10.07.2019 составляет 19 руб. 32 коп. При этом розничная надбавка к средней мелкооптовой цене за 1 литр СУГ составила 15 % как в феврале, так и в июле 2019 года.

 

 

Вопрос по теме контроля естественных монополий

 

Вопрос:

- Если при проверке электросчетчика, установленного в доме физического лица, сетевая организация якобы установила факт безучетного потребления электроэнергии (с чем потребитель категорически не согласен), может ли гражданин обратиться в антимонопольный орган с жалобой?

Ответ:

- Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, для принятия мер антимонопольного реагирования в соответствии с ранее приведенным процессуальным порядком необходимо наличие доказательств ущемления интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Понятие неопределенного круга лиц наиболее активно используется в правоприменительной и судебной практике (в рамках Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», письма ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624, разъяснения Фас России от 14.06.2012 «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе», обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации).

Поскольку фактически нарушено права конкретного гражданина (физическое лицо), который также не является хозяйствующим субъектом, то в рассматриваемом случае признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» отсутствуют.

Вместе с тем информируем, что указанные действия сетевой организации заявитель вправе оспорить в судебном порядке.

 

 

Вопрос по теме контроля органов государственной власти и процедур торгов

 

Вопрос:

- Какие тарифы предусмотрены на регулярные перевозки и кто их устанавливает?

На каком основании частные перевозчики повышают стоимость проезда?

Ответ:

- Законодательством предусмотрены регулируемые и нерегулируемые тарифы на регулярные перевозки.

Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Как правило, частные перевозчики осуществляют регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Таким образом, в рамках действующего законодательства у перевозчиков, действующих на регулярных маршрутах по нерегулируемым тарифам, есть право самостоятельно устанавливать, повышать или понижать тарифы на перевозку пассажиров и багажа.

 

 

Вопрос по теме контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции

 

Вопрос:

- На одном из сайтов оператора связи я увидел информацию о том, что, купив смартфон определенной марки, в подарок получаешь беспроводные наушники или портативную колонку. На сайте также были указаны сроки действия акции. Я приобрел телефон соответствующей марки в пределах этих сроков, однако, в подарке мне было отказано. Скажите, является ли это нарушением ФЗ «О рекламе»?

Ответ:

- В данном случае Вы говорите об информации, размещенной на сайте производителя.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (услугах), размещенная на сайте самого производителя или продавца данных товаров (услуг), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования и т.п. Такая информация адресована определенному кругу лиц, то есть только тем потребителям, которые зашли на конкретный сайт продавца товаров для получения интересующей их информации.

Следовательно, на информацию о лице или реализуемых им товарах (услугах), размещенную на сайте самого продавца товаров, положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Данная позиция изложена в разъяснении Федеральной антимонопольной службы об особенностях применения законодательства о рекламе при размещении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (письмо от 28.08.2015 №АК/45828/15).