Число выявленных нарушений законодательства о размещении заказов и противодействии коррупции в бюджетной сфере стремительно растет

На заседании коллегии при прокуратуре Нижегородской области, состоявшейся 2.04.09, обсуждались вопросы соблюдения бюджетного законодательства, в том числе при реализации государственных целевых программ в Нижегородской области, законности использования бюджетных средств, предупреждения и пресечения правонарушений в указанной сфере. С докладом выступил руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович.

По данным, приведенным в докладе заместителем прокурора области Владимиром Черняковым, сфера правоотношений при расходовании бюджетных средств «имеет высокий риск коррупциогенности». Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о резком увеличении количества нарушений законодательства о противодействии коррупции в бюджетной сфере. Бюджетам различных уровней был причинен ущерб в сумме более 92, 634 млн. руб.
Целям предотвращения коррупционных правонарушений в области бюджетных правоотношений, а также правоотношений в сфере закупок продукции для государственных и муниципальных нужд служит работа по выявлению в действующих нормативных правовых актах коррупциогенных факторов, способствующих принятию должностными лицам решений в необоснованно широких пределах свободного усмотрения.
Так, прокуратурой области в 2008 году выявлено 7 постановлений Правительства Нижегородской области, содержащих коррупциогенные факторы, определенные ст. 8 Закона Нижегородской области № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области».
По фактам нарушений Федерального закона № 94-ФЗ прокурорами городов и районов в ходе проверки в 2009 году внесено 27 представлений, вынесено 4 постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Всего в результате проверки исполнения бюджетного законодательства органами прокуратуры области выявлено 3922 нарушения.
Из числа возбужденных в 2008 году 102 уголовных дела связаны с хищением бюджетных средств, 10 - со злоупотреблениями должностными лицами своим служебным положением и использованием бюджетных средств в личных целях , 1 - с нецелевым использованием бюджетных средств, 1 - с превышением должностным лицом своих полномочий, 2 - с поделкой документов, дающих право получения субсидий из бюджета на возмещение процентной ставки по льготным кредитам на развитие личных подсобных хозяйств в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (ст. 327 УК РФ). По указанным делам к уголовной ответственности привлечено 63 лица.

В докладе руководителя Нижегородского УФАС России Михаила Теодоровича содержалась информация о результатах деятельности УФАС по контролю в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. В 2008 году в управление поступило 228 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной комиссии, каждая вторая из которых признана обоснованной. В рамках проведения контрольных мероприятий выявлено 579 нарушений требований антимонопольного законодательства, и большинство из общего числа нарушений допущены при размещении заказов для федеральных нужд. На 14 % по сравнению с 2007 годом выросло количество дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц. А общая сумма наложенных административных дел выросла в 5,5 раза.
Основные нарушения в сфере размещения заказов:
- нарушения при разработке конкурсной документации, документации об аукционе, запроса котировок, в том числе связанные с установлением в документации требований к участникам либо их заявкам, противоречащих закону, причем удельный вес данного вида в общем количестве нарушений составляет около 25%;
- необоснованный отказ в допуске участника размещения заказа (необоснованное отклонение котировочной заявки) либо необоснованный допуск участника размещения заказа (необоснованное рассмотрение котировочной заявки);
- нарушения при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или рассмотрения и оценки котировочных заявок;
- нарушения при проведении процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, в том числе нарушение сроков проведения процедур;
- нарушения в сфере информационного обеспечения размещения заказов.

Руководитель УФАС отметил особую актуальность темы расходования средств государственных и муниципальных бюджетов и поблагодарил руководство Прокуратуры Нижегородской области за эффективное взаимодействие и улучшение координации работы двух ведомств. Взаимодействие осуществлялось в форме возбуждения дел органами прокуратуры, расположенных на территориях, где происходит размещение заказов, по выявленным Нижегородским УФАС фактам, а также в форме направления в Нижегородское УФАС органами прокуратуры сведений о фактах нарушений в сфере размещения заказов и дел, возбужденных по данным фактам. И сегодня на повестке дня, по мнению УФАС, решение совместными усилиями новой задачи – обжалования решений судов общей юрисдикции об отмене постановлений антимонопольного органа о наложении штрафа на должностных лиц.
Владимир Черняков также отметил актуальность вопроса состояния законности и надзора в бюджетной сфере и необходимость дальнейшей активизации данного направления надзора, в том числе - усиления взаимодействия с контролирующими и правоохранительными органами.