Действия ОАО «НТЭК» ущемляют законные интересы жителей и конкурентов

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление закрытого акционерного общества Борского строительно-монтажного предприятия «Волгогаз» (далее - ЗАО БСМП «Волгогаз») на действия открытого акционерного общества «Нижегородская топливно-энергетическая компания» (далее - ОАО «НТЭК»), выразившиеся в уклонении от заключения договора на поставку природного газа и создание препятствий доступу на рынок технического обслуживания внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО).

В ходе рассмотрения материалов установлено следующее.
ЗАО БСМП «Волгогаз» выполняет техническое обслуживание и ремонт муниципальных и других газопроводов, также на основании договоров осуществляет техническое обслуживание и ремонт ВДГО, находящегося в муниципальных многоквартирных жилых домах и индивидуальных жилых домах в городе Бор Нижегородской области и других крупных населенных пунктах Борского района.

Заявитель сообщает о том, что при обращении граждан Борского района Нижегородской области в ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» с заявлением о заключении договора на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд представитель поставщика газа в заключении договоров им отказывает. В устной и письменной форме гражданам разъясняется, что несмотря на наличие заключенного договора на техническое обслуживание ВДГО с ЗАО БСМП «Волгогаз», договор на поставку газа будет заключен только при условии заключения договора на техническое обслуживание ВДГО с ОАО «Нижегородоблгаз».

В ответ на письменную просьбу ЗАО БСМП «Волгогаз» разъяснить причины отказа от заключения договора на поставку газа с физическими лицами, заключившими договор на техническое обслуживание ВДГО с ЗАО БСМП «Волгогаз», ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» предлагает ЗАО БСМП «Волгогаз» представить справку, подтверждающую, что ЗАО БСМП «Волгогаз» является газораспределительной организацией.

Аналогичный ответ направляется и жителям Борского района, обратившимся с заявлением о заключении договора на поставку газа. Так, ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» в письме жителям сообщает о том, что договор газоснабжения может быть заключен лишь в том случае, если дополнительно будет представлена в том числе справка, подтверждающая, что ЗАО БСМП «Волгогаз» является специализированной организацией, а также копию договора на аварийно-диспетчерское обеспечение.

Между тем, согласно пункту 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее–Правила), письменная оферта, направляемая в газоснабжающую организацию для заключения договора заинтересованным физическим или юридическим лицом включает перечень документов, не предусматривающий справки, которая подтверждает статус специализированной организации.

В соответствии с Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 №317 газораспределительная организация – специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.

ЗАО БСМП «Волгогаз» является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, что подтверждается письмом межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Приволжскому Федеральному округу от 15.12.2008 № АК-01/2331.

ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» в соответствии с договором на оказание услуг от 18.12.2008 №33-23-1863-10/2008 осуществляет представительство ОАО «НТЭК» по вопросам газоснабжения населения Нижегородской области.

ОАО «НТЭК» занимает доминирующее положение на рынке поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан (включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, по позиции «оптовая реализация газа горючего природного» с долей более 65 процентов в географических границах Нижегородской области на основании приказа руководителя Нижегородского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 29.11.2001 №223).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В связи с этим 23 октября 2009 года Нижегородское УФАС России возбудило дело в отношении ОАО «НТЭК» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части необоснованного отказа от заключения договора на поставку природного газа и создания препятствий доступу на рынок технического обслуживания внутридомового газового оборудования.

В ходе рассмотрения дела было установлено доминирующее положение ОАО "НТЭК" на рынке поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан.

1 апреля 2010 года комиссия Нижегородского УФАС России признала ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» нарушившим ч.1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Нарушителю выдано предписание об устранении и недопущении впредь действий, связанных с ущемлением интересов потребителей природного газа.

Справка
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится;<…> коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, а также отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности представить потребителю соответствующие товары не допускается.

Согласно пункту 17 Правил поставки газа при отсутствии у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении газоснабжающая организация направляет заявителю мотивированное уведомление в письменной форме об отказе от заключения договора и возвращает приложенные к оферте документы.

Согласно статье 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.