«Магазины облпотребкооперации, работающие на селе и зачастую выступающие для населения товарным кредитором, имеют право претендовать на получение государственных (муниципальных) преференций», - руководитель Нижегородского УФАС России

Тему развитие торговли в сельской местности и взаимодействия торговых сетей с местными производителями обсудили участники круглого стола, состоявшегося 26 мая 2010 г в пресс-центре «Аргументы и факты – Нижний Новгород»

В круглом столе приняли участие первый заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Алексей Поликашин, руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович,
заместитель председателя правления по торговле Нижегородского Облпотребсоюза Юрий Тихонов, а также представители федеральных и региональных торговых сетей и нижегородских компаний – производителей продуктов питания.

В ходе круглого стола участники обсудили несколько ключевых тем и проблем, характерных для рынков розничной торговли в районах Нижегородской области:
- насколько обеспечены продуктами первой необходимости районные центры Нижегородской области,
- почему север области торговые сети не привлекает,
- что затрудняет выход продуктовых «ритейлеров» в небольшие населенные пункты,
- как складывается взаимодействие с местными производителями,
- кто диктует цены в районных центрах,
- поможет ли областной закон «О торговой деятельности в Нижегородской области» развитию торговли на периферии.

По данным министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, в отдельных районах области в силу объективных социально-экономических обстоятельств, не присутствуют торговые сети федерального уровня. Между тем, по словам первого заместителя министра Алексея Поликашина, проблем с насыщенностью товарами нет, поскольку в таких районах работают магазины Обспотребсоюза.

Проблемы взаимоотношений с местными производителями, по словам Поликашина, не существует: производители, работающие на территории конкретного района, организуют торговлю своей продукцией самостоятельно или путем взаимодействия с магазинами Облпотребсоюза.
Между тем, по данным Министерства поддержки предпринимательства, в некоторых районах нижегородской области существуют трудности в развитии торговли. Связано это, в первую очередь, с низкой плотностью населения в северных районах региона.

«Плотность населения региона по ряду районов близка к критической, - акцентировал внимание руководитель Нижегородского УФАС России. - И если миграционные процессы будут продолжаться в прежней динамике, вслед за уходом из села людей начнется умирание инфраструктуры, и в этой ситуации развитие торговли - это один из важнейших инструментов стабилизации». Таким образом, по словам Михаила Теодоровича, проблема развития торговли на селе распадается на два момента.

Во-первых, жители села должны иметь возможность выбора, возможность купить все то, что доступно жителю мегаполиса и районных центров.
Во-вторых, цены должны соответствовать потребительскому спросу, покупательской способности сельчан. И здесь торговля способна решить одну из важнейших социальных задач и таким образом помочь собственному развитию, а именно - создавать рабочие места, занятость, стимулируя спрос.

По словам руководителя территориального антимонопольного ведомства, готовящаяся региональная программа развития торговли может стать частью программы развития конкуренции в регионе, успешно разработанной правительством Нижегородской области. «Но при этом нужно понимать: несмотря на то, что федеральные сети имеют ресурсы и присутствие на местах для них стратегически важно, на сегодняшний день присутствие федеральных торговых сетей в районах области – это все же инвестирование в будущее, экономически невыгодное или малоприбыльное дело. В таких условиях сельский житель остается заложником ситуации, а он должен иметь не только возможность приобрести необходимое, но и возможность выбора. Поэтому сегодня очень важно профилировать усилия государства по развитию торговли», - считает Михаил Теодорович.

Говоря о сосуществовании на рынке региона торговых сетей федерального значения и магазинов потребкооперации, Михаил Теодорович отметил трудности, с которыми сталкиваются местные торговые предприятия. Первая - присутствие крупных торговых сетей на всех выездах из мегаполиса, что серьезным образом провоцирует отток покупателей из магазинов местного значения. Вторая – социальная ориентированность местных магазинов. «Не секрет, что сегодня магазины потребкооперации в районах зачастую не только работают как предприятия торговли, но и выступают товарными кредиторами сельчан. В отсутствие финансовых средств жители села покупают товары в долг», - обратил внимание Михаил Теодорович. «Использование механизма госпреференций этими предприятиями торговли представляется нам целесообразным», - считает руководитель территориального антимонопольного органа.

Алексей Поликашин подтвердил эффективность реализации данного механизма, а также отметил положительную динамику в развитии предпринимательства. По данным министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, в кризисном 2009 году рост числа субъектов малого бизнеса в регионе составил 1000 предприятий, в то время как общероссийская динамика отрицательна – падение на уровне 5% в год.

В ходе обсуждения темы развития сети магазинов облпотрбкооперации и ответственности за качество продукции, реализуемой торговыми сетями, участниками были озвучены варианты решения вопроса с помощью использования механизма создания саморегулируемой организации (СРО) местных предприятий торговли, а также создания реестра недобросовестных поставщиков, подобно существующему аналогичному реестру, предусмотренному законом о госзакупках. Однако, анализируя предложение о создании СРО, Михаил Теодорович обратил внимание участников рынка и представителей органов власти на риски нарушения антимонопольного законодательства, и в первую очередь, связанные с нарушениями в сфере ценообразования, которые могут возникнуть в результате заключения соглашений между участниками такой организации.