Может ли пассажир отказаться от питания в поезде?

Нижегородское УФАС возбудило дело в отношении ОАО «РЖД» (г. Москва) на основании обращений граждан, заявляющих о навязывании компанией условий, не относящихся к предмету договора

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по электрон-ной почте поступили заявления нижегородцев о навязывании «Российские железные дороги» пас-сажирам условий, не относящихся к предмету договора.

Как следует из обращений заявителей, поступивших при приобретении железнодорожных билетов (заключении договора перевозки) в цену билета включается так называемый «сервис» (170 рублей) за продуктовый набор, необходимость в котором у заявителей отсутствует, но они вынуждены его приобретать.

По мнению заявителей, не имея возможности отказаться от навязанного ОАО «РЖД» сервиса при продаже билетов на фирменные поезда (в частности, на поезда №№ 061, 120 сообщением Нижний Новгород-Москва и Москва-Нижний Новгород), они вынуждены приобретать, помимо услуги по перевозке, дополнительную услугу по питанию (приобретение продуктового набора). В связи с отсутствием необходимости питаться в ночном поезде они вынуждены нести необоснованные и неоправданные расходы, что приводит к ущемлению их прав и законных интересов.

Рассмотрев заявления и представленные материалы, специалисты УФАС установили следующее.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Россий-ской Федерации" не содержит положений о том, что пассажир при приобретении билета в вагон повышенной комфортности в обязательном порядке должен получить в нем питание (согласно Ус-таву - «не менее 1 раза в сутки»).

Не содержится таких положений и в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №111, и в нормативных правовых актах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Министерства транспорта Российской Федерации, ФСТ России).

Кроме того, пассажир выступает как потребитель услуг транспорта, и поэтому его отношения с транспортным предприятием регулируются не только транспортным законодательством, но и За-коном о защите прав потребителей, Законом о защите конкуренции, которые установили другие виды ответственности предпринимателя за неисполнение обязательства, возникшего из договора с гражданином-потребителем.

«Управление полагает, что действия ОАО «РЖД», предлагающего пассажиру вопреки его воле некоторые услуги (в частности, питание), напрямую не связанные с перевозочным процессом, нарушают требования антимонопольного законодательства и являются признаком злоупотребления железной дорогой своим доминирующим положением», - комментирует ситуацию заместитель руководителя УФАС Юрий Гребнев.

14 июля 2010 года Нижегородское УФАС России возбудило дело в отношении ОАО «РЖД» (г. Москва) по признакам нарушения части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела начнется 5 августа 2010 года.