«В условиях сокращения ввоза наши мукомолы нашли источники поставок в регионах, ранее не присутствовавших на наших рынках, и это положительная тенденция", -Михаил Теодорович

18 августа состоялась пресс-конференция руководителя Нижегородского УФАС России на тему «Контроль за реализацией Закона о торговле на территории Нижегородской области. Ситуация с ценами на рынке социально значимых продуктов питания в Нижнем Новгороде».

Михаил Теодорович напомнил журналистам о том, что с 1 августа 2010 года антимонопольными органами в рамках контрольных мероприятий осуществляется государственный контроль за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона о торговле (Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» принят 28 декабря 2009 года), с правом выдачи обязательных для исполнения предписаний.

К 1 августа 2010 года Нижегородским УФАС России окончены проверки 4 хозяйствующих субъектов (торговых сетей). В первую очередь проведены контрольные мероприятия в отношении тех сетей, на действия которых ранее поступали жалобы, обосновал «выбор» руководитель Управления. Далее контрольные мероприятия осуществлялись в отношении организаций, владеющих наибольшим количеством торговых точек и обладающих наибольшей рыночной силой.

Проанализировано более 200 договоров поставки, заключенных между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров. По словам руководителя территориального антимонопольного органа, результаты проверки в целом сопоставимы с общими результатами по стране: условия договоров поставки, заключенные хозяйствующими субъектами до момента принятия Закона о торговле, содержат многочисленные и разнообразные положения, противоречащие его требованиям. И если данные противоречия к 1 августа не были устранены, они при последующих проверках будут расцениваться как нарушения.

Руководитель Нижегородского УФАС отметил также, что проверки УФАС касаются и цен на социально значимые продукты питания.

В связи с тем, что 15 июля 2010 г Постановлением Правительства РФ N 530 утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и Перечень данных продуктов, Управление расширило список продуктов, цены на которые подлежат мониторингу.

Кроме того, для оперативного получения информации о состоянии товарных рынков Управлением проводятся совещания и собеседования с непосредственным участием действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов (предприятиями мукомольной промышленности, молочного и хлебопекарного производства).

По словам руководителя УФАС, рост цен на муку в регионе, составивший, по данным мониторинга за период с 05 июля по 13 августа (5 недель) 56,62%, обусловлен, в первую очередь, засухой и неурожаем, и как следствие, – обеспокоенностью региональных рынков зерна и муки. «Вместе с тем, - отметил Михаил Теодорович, - мы констатируем факт наличия сложившейся деловой среды на этих рынках: в условиях сокращения ввоза зерна наши мукомолы нашли новые источники поставок в регионах, ранее не присутствовавших на наших рынках, и это положительная тенденция».

Кроме того, по словам руководителя Управления, существенное влияние на цены (поведение участников рынка) оказывают меры, предпринимаемые на федеральном уровне. «Существуют некие макроэкономические условия, единые для всей России и оказывающие влияние на движение цен на рынке зерна и хлеба. Цены движутся неравномерно. Определенное влияние на ожидания рынка оказывает информация о предстоящей «распаковке» интервенционного зернового фонда, закрытие экспорта зерна. Рынок находится в ожидании, но при этом есть признаки стабилизации», - сказал Михаил Теодорович.

Аналогичная ситуация наблюдается на рынке молока и круп.

В настоящее время в соответствии с поручением ФАС России от 30.07.2010 Нижегородским УФАС России осуществляется проверка законности действий хозяйствующих субъектов, присутствующих на всех этапах производства и реализации товара (производители зерна – производители муки/крупы – оптовые продавцы - розничная торговля и хлебозаводы). Для этих целей у предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в указанной сфере, затребована информация об объемах производства и реализации товара, о контрагентах, о динамике закупочных и отпускных цен, структуре себестоимости товара.
Руководитель территориального антимонопольного органа обратил внимание журналистов на опасность существования или возникновения сговора на любом этапе движения товаров (производство, переработка, поставка, реализация).

«В пяти регионах России возбуждены дела по сговору на продовольственных рынках. Некоторые признаки сговора мы увидели в Нижегородской области, на данный момент идет сбор фактов, мы тщательно следим за происходящим. В ситуации выявления фактов сговора мы будем реагировать немедленно и жестко, - прокомментировал ситуацию Михаил Теодорович. – Кроме того, при прокуратуре Нижегородской области действует межведомственная рабочая группа по противодействию преступлениям в сфере экономики. Этим летом в сферу внимания группы включены торговля, торговые сети, агропродовольственные рынки. 20 августа на очередном заседании группы будет рассмотрен вопрос о совместных проверках хозсубъектов, работающих в сфере производства, переработки, поставки и реализации социально значимых продуктов питания».

Отвечая на вопрос журналистов о некорректном поведении работников магазинов, Михаил Теодорович призвал журналистов и общественность сообщать в антимонопольный орган о фактах недобросовестной конкуренции со стороны представителей торговых организаций, провоцирующих повышенный спрос.


Справка
С 1 августа 2010 года антимонопольными органами в рамках контрольных мероприятий осуществляется государственный контроль за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 закона о торговле, с правом выдачи обязательных для исполнения предписаний.
Статья 13 закона о торговле устанавливает антимонопольные правила для торговых сетей и поставщиков, осуществляющих торговую деятельность.
Статья 14 ограничивает приобретение, аренду хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов
Статья 15 предъявляет антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 Утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

В Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены входят:
Говядина (кроме бескостного мяса)
Свинина (кроме бескостного мяса)
Баранина (кроме бескостного мяса)
Куры (кроме куриных окорочков)
Рыба мороженая неразделанная
Масло сливочное
Масло подсолнечное
Молоко питьевое
Яйца куриные
Сахар-песок
Соль поваренная пищевая
Чай черный байховый
Мука пшеничная
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки
Рис шлифованный
Пшено
Крупа гречневая - ядрица
Вермишель
Картофель
Капуста белокочанная свежая
Лук репчатый
Морковь
Яблоки