1 декабря 2010 года в Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялся круглый стол о проблемах реализации Федерального закона «О теплоснабжении»

В работе круглого стола, организованного общественным комитетом по исследованию проблем защиты конкуренции при ТПП НО, приняли участие руководитель региональной службы по тарифам Олег Седов, руководитель Нижегородского УФАС Михаил Теодорович, представители теплоснабжающих компаний и органов местного самоуправления региона.

Федеральный закон «О теплоснабжении» № 190-ФЗ принят 27 июля 2010 года и вступает в силу с 1 января 2011 года. В данном законе определен принцип отношений участников всей технологической цепи теплоснабжения с органами власти, контрольно-надзорными органами и населением. По оценке участников круглого стола, новый закон призван в первую очередь защитить население от необоснованно высоких цен на тепло и горячее водоснабжение и установить правила недискриминационного доступа хозсубъектов к услугам подключения к теплосетям (в первую очередь, этот вопрос актуален для участников строительного рынка).

Согласно закону «О теплоснабжении» центральный элемент конкурентного рынка теплоснабжения - это схемы теплоснабжения, дающие полную картину состояния сетевого хозяйства, генерирующих мощностей и перспектив развития муниципальных систем теплоснабжения. Эти схемы должны быть разработаны каждым органом местного самоуправления.

Руководитель Нижегородского УФАС России назвал новый закон «необходимым и рыночным». По словам Михаила Теодоровича, закон использует решения, которые уже работают на других рынках, в частности, на рынке электроснабжения, однако рынок тепла имеет свою специфику, и об этом говорили участники круглого стола.
- Одна из главных проблем, о которых говорят будущие субъекты рынка (в первую очередь – органы местного самоуправления), - это создание и финансирование разработки схем теплоснабжения городов региона. Это долгая и дорогостоящая работа, и, несмотря на то, что закон вступает в силу через месяц, скорее всего, немногие муниципалитеты будут сегодня к ней готовы, - комментирует итоги работы круглого стола Михаил Теодорович. - Между тем до появления схем теплоснабжения городов должны еще родиться схемы тепло-гидравлические: необходимо описать существующие потоки тепла и теплоносители, не менее важно описать фактическую экономику рынка тепла в привязке к конкретным условиям муниципалитетов, поселений и групп потребителей. Нужно также определить, к каким ценовым параметрам необходимо придти. Если этого не сделать, система будет развиваться формально правильно, но произвольно и бесконтрольно, и тогда население может получить в конечном итоге неподъемные тарифы. Чтобы предотвратить подобный сценарий развития событий, нужно, на мой взгляд, учесть тот опыт, который государство наработало, в частности, на рынке лекарственного обеспечения, установив предельные надбавки на жизненно важные лекарственные средства, и адаптировать по возможности эту модель при построении системы контроля на рынке теплоснабжения. В любом случае не должны пострадать люди, не должно быть роста тарифов, не должно быть барьеров входа на рынок у тех, кто хочет на нем работать. Не менее важно обеспечить надлежащий учет и контроль качества тепла.

Руководитель Нижегородского УФАС выразил озабоченность тем, что работа предстоит участникам данного рынка непростая, и проинформировал о готовности антимонопольного органа оказывать возможную консультационную поддержку, с тем чтобы минимизировать потенциальные риски нарушения антимонопольного законодательства на рынках теплоснабжения. Михаил Теодорович также отметил наличие четкой позиции по данному вопросу у регионального тарифного органа, администрации Нижнего Новгорода, что, по его словам, является необходимым условием результатов в реализации закона «О теплоснабжении» на территории Нижегородской области и Нижнего Новгорода.