Нижегородское УФАС признало недостоверной рекламу в газете «Вести от Долгожителя»

В ходе рассмотрения дела о нарушении закона о рекламе установлено, что рекламируемые в печатных изданиях продукты «Пальмовое красное масло», «Кедровая живица», «Иван-чай», «ВЕТОМ» не могут оказывать лечебного воздействия на организм человека и не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, в связи с чем комиссия Управления признала рекламу данных продуктов противоречащей требованиям пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Дело было возбуждено 22 декабря 2010 года на основании поступившего в ноябре 2010 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обращения потребителя рекламы. Жительница Нижнего Новгорода сообщала о том, что в газете «Вести от Долгожителя» и в ее приложении «Секреты здоровья» реклама биологически активных добавок к пище распространяется с нарушением закона «О рекламе». К обращению были приложены экземпляры газет «Вести от Долгожителя» (№ 4 за октябрь 2010 года) и приложения «Секреты здоровья» (за апрель 2010 года).

В ходе проверки фактов, изложенных в обращении, установлено, что на странице 16 газеты «Вести от Долгожителя» № 4 за октябрь 2010 года распространяются рекламные сообщения масел:
«Пальмовое красное масло» рекламировалось как средство для «профилактики и лечения инфаркта миокарда, инсульта, атеросклероза, стенокардии; профилактика и лечение сахарного диабета, его осложнений; …профилактики и лечения язвенной болезни желудка, гастрита и двенадцатиперстной кишки…»;
«Кедровая живица» - как средство «при лечении следующих заболеваний: стенокардия, аритмия, тахикардия, регулирование давления крови, болезни желудочно-кишечного тракта (с успехом поддаются лечению колиты, анацидные гастриты, гематиты, холециститы, эндоколиты и т.п.), заболевания легких и верхних дыхательных путей <…>сосудистая дистония и эндоартериит, полиартрит, остеохондроз, радикулит <…>».

В приложении «Секреты здоровья» за апрель 2010 года распространяются следующие рекламные сообщения:
«Иван-чай – кладезь здоровья и долголетия. По профилактике и лечению простатита и аденомы простаты ему равных нет… Иван-чай повышает потенцию у мужчин…»;
«Биокорректоры серии ВЕТОМ – здоровье, обретенное естественным путем…Это препарат ото всех мыслимых и немыслимых на Земле болезней (чума, холера, гепатит, туберкулез, любые формы гриппа, атипичная пневмония, сибирская язва, укус энцефалитного клеща). При любых болезнях он поднимает у человека иммунную защитную систему…».

Как установлено Управлением, cогласно сертификатам соответствия на данные виды продуктов «масло пальмовое рафинированное дезодорированное красное» соответствует техническому регламенту на масложировую продукцию, «Живица кедра в кедровом масле» является средством косметическим (маслом косметическим), «Ветом» является биологически активным веществом природного происхождения, зарегистрирован как продукция микробиологической промышленности.
Сертификатов соответствия, санитарно-эпидемиологического заключения на напиток «Иван-чай» не представлено.

Таким образом, данные продукты как лекарственные средства не зарегистрированы, то есть лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанной продукции, кроме как имеющихся в сертификатах соответствия на рекламируемые товары.
В связи с этим комиссия Управления пришла к выводу о том, что данные рекламные сообщения содержат признаки нарушения требований пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Рекламодатель и рекламораспространителем данных сообщения является учредитель газеты «Вести от Долгожителя» - Нижегородский профессиональный союз работников организаций народной медицины, учителей, медицинских работников, инвалидов, ветеранов войны и труда, военной службы, МВД РФ «Долгожитель».

По итогам рассмотрения дела комиссия Нижегородского УФАС признала ненадлежащей рекламу «Пальмового красного масла», масла «Кедровая живица», «Иван-чая», «ВЕТОМ», размещенную Нижегородским Профессиональным союзом работников организаций народной медицины, учителей, медицинских работников, инвалидов, ветеранов войны и труда, военной службы, МВД РФ «Долгожитель» в газете «Вести от Долгожителя» № 4 за октябрь 2010 года, в приложении «Секреты здоровья» за 2010 года, поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.


Справка
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.