Сезонный рост цен на бензин: будет ли скачок в этом году?

 

1 марта начался сезон высокого спроса, а затем — ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах, из‑за чего, как прогнозировалось, должны были вырасти цены на топливо. Однако этого пока не произошло. Почему?
Согласно прогнозу Минэнерго, рост цен на бензин по итогам 2013 года должен составить 13–14%. С таким заявлением в середине марта выступил глава министерства Александр Новак. Прогнозы основываются на дефиците топлива, который может возникнуть из‑за запрета бензина класса «Евро-2». К тому же с 1 июля вырастут акцизы на «Евро-4» и «Евро-5». Таким образом, бензин к концу года может стоить 35 рублей за литр.
 
Однако в марте сложилась такая ситуация, что нефтеперерабатывающие предприятия производят бензина больше, чем потребляется рынком. И, по информации РБК, некоторые российские заводы в марте вынуждены были снизить мелкооптовые цены, чего раньше никогда не бывало. Эксперты отчасти связывают это с созданием биржевого индикатора цен на нефтепродукты.
 
Согласно совместному приказу ФАС и Минэнерго, подписанному в феврале, крупные нефтяные компании должны продавать на бирже не менее 10% бензина, 5% дизеля, 10% топлива для реактивных двигателей и 2% мазута, производимых за месяц. Одна из целей такого решения — повысить конкурентность и прозрачность российского рынка нефтепродуктов. Приказ формально регламентирует биржевые продажи нефтепродуктов крупнейшими производителями и должен открыть новые возможности для всех участников рынка: они, по словам Александра Новака, смогут приобретать нефтепродукты в рамках биржевых торгов, а потребители окажутся защищены от резких колебаний цен. Средневзвешенная цена будет рассчитываться биржей в случае, если в течение торговой сессии заключено более двух сделок. Санкций за неисполнение приказа не установлено, но ФАС получит прозрачный индикатор цены, и наказывать нефтяников за нарушения антимонопольного законодательства будет гораздо проще.
 
Механизм пока еще не заработал на полную мощность, но «первые результаты» уже есть: в марте цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже падали, несмотря на прогнозы их роста (при том что на внебиржевом рынке мелкооптовые и оптовые цены не изменились). Среди причин — падение мировых цен на нефть, что привело на российский рынок значительные объемы бензина из Белоруссии по более низким ценам, чем сложившиеся в России. Кроме того, бензин в нашу страну везет не только Белорусская нефтяная компания, но и российские вертикально интегрированные нефтяные компании, которые перерабатывают в Белоруссии нефть по давальческой схеме.
 
С другой стороны, активность белорусских производителей в начале марта можно объяснить и политическим фактором: на тот момент еще не завершились переговоры между Москвой и Минском об объемах поставок российской нефти, которую Белоруссия должна будет вернуть в виде нефтепродуктов во втором квартале 2013 года. А договоренности по первому кварталу выполнены не были: по информации profi-forex, в январе Беларусь поставила в Россию только треть от того количества нефте­продуктов, которое было согласовано на этот месяц.
 
Еще один фактор, влияющий на цену бензина, — экспортные пошлины. В марте правительство в очередной раз рассмотрело предложение нефтяных компаний об их снижении с 90 до 66%. Они были введены в 2011 году, чтобы защитить внутренний рынок от дефицита. Высокие экспортные пошлины вынуждают компании оставлять бензин на внутреннем рынке, что снижает вероятность роста цен. С другой стороны, НПЗ продолжают производить на экспорт запрещенный в России бензин стандарта «Евро-2»: по данным ФАС, в 2013 году планируется произвести почти 1 млн тонн такого топлива. В частности из‑за этого даже в условиях высоких пошлин объем экспорта снизился незначительно: как сообщает Федеральная таможенная служба, с 11,32 до 10,72%. И бюджет получил дополнительный доход. Поэтому Минэкономразвития считает, что снижение пошлины приведет к выпадению этих доходов, росту дефицита на внутреннем рынке, а следствием станет рост цен для потребителя. В итоге пошлины решено было не снижать. Однако заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович обязал все заинтересованные ведомства подготовить предложения по налоговой и тарифной политике в нефтепереработке до конца апреля.
 
Прозрачности рынка в перспективе будет способствовать и закон «Об обороте нефти и нефтепродуктов». Как сообщил глава ФАС Игорь Артемьев, проект поправок в него может быть рассмотрен Госдумой в 2013 году.
 
В целом поводов для существенного роста цен на бензин этой весной нет, считает Федеральная антимонопольная служба. Но под существенным ростом подразумевается повышение стоимости на 10% и более, сообщил замглавы ФАС Андрей Цыганов, слова которого цитирует «Интерфакс». Резкий рост цен станет основанием для антимонопольной проверки. «Если это произойдет, то ясно, что мы в первую очередь будем думать не об объективных экономических факторах, а о нарушении антимонопольного законодательства. Однако сезонные колебания цен — это естественный фактор для любого рынка». При этом рыночные факторы все же не исключаются: если мировые цены на нефть будут расти, то и наши цены на бензин тоже. Также, по словам представителей ФАС, они могут вырасти, если увеличатся налоги. Все остальные причины повышения цен грозят компаниям санкциями и штрафами. Тем не менее участники рынка уверены в том, что ситуация с низкой стоимостью топлива сохранится недолго.
 
В марте потребительские цены на бензин росли незначительно. По данным Росстата, за неделю с 4 по 10 марта рост составил 0,1%, 11–17 марта ситуация повторилась. Похожими темпами цены росли и в феврале. В среднем по России стоимость разных видов топлива, по данным на 18 марта, выросла на 1–2 копейки.
 
Что касается Нижегородской области, то, по данным ФАС на 21 марта, средняя цена бензина составила у нас 28,28 рубля за литр АИ-92, 30,60 рубля — АИ-95, 30,65 рубля стоило в среднем дизельное топливо. Предпосылок для дефицита в регионе нет.